Формирование эколого-экономического мышления в школьной среде с использованием идей образования в интересах устойчивого развития

Разделы: Экология


В 2000 году 14 марта в Париже международная комиссия по Декларации Земли ЮНЕСКО одобрила “Хартию Земли”. В основных принципах этого жизнеутверждающего документа, призывающего к укреплению “духа человеческой солидарности и родства со всеми живыми, если мы живем с благоговением к чуду бытия, благодарностью к дару жизни и скромностью, соответствующей месту жизни в природе”, среди прочего сказано о том, что нам необходимо:

- управлять использованием ресурсов, таких как вода;

- предотвращать загрязнение любой части окружающей среды;

- экономно и эффективно использовать электроэнергию.

В 2005 году в Вильнюсе состоялось принятие документа “Стратегия Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ООН) для образования в интересах устойчивого развития (ОУР)”, который разработан по инициативе России и Швеции Европейской Экономической Комиссией ООН. Стратегия объединяет 55 стран Европы, Северной Америки и Центральной Азии. Документ является точкой отсчета десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 г.). В Стратегии сказано: “Образование выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии”. Разработчики Стратегии предусмотрели и предполагали “ввести в учебный процесс целый ряд нетрадиционных тем, подходов и методов, а также междисциплинарность обучения для того, чтобы научиться ставить задачи и решать комплексные социальные и экологические проблемы”. В преамбуле к Хартии Земли есть очень важное напоминание о формировании всеобщей ответственности. Как же ее формировать?

У подрастающего поколения с детских лет необходимо формировать любовь к порядку, радивость, хозяйское отношение в первую очередь к воде, электроэнергии и санитарному состоянию школьных помещений.

Методические рекомендации по проведению практической работы.

Курс “Природа. Введение в биологию и экологию”

Авторы учебника Т.С. Суховой и В.И. Строганова.

5 класс.

Тема “Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды”

“Нет лучшего средства возбудить интерес и развить в детях наблюдательность и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей” А. Герд

Практическая деятельность способствует закреплению и совершенствованию знаний, развитию умений и навыков. Люди, как и все живые организмы, оказывают влияние на окружающую среду. Мы редко задумываемся о наших взаимодействиях с условиями среды, о следах своей жизнедеятельности. Предложенная практическая работа в данной теме заставит ребят взглянуть на себя со стороны, оценить “следы” своей жизнедеятельности, будет способствовать формированию правильной адекватной самооценки.

На уроке учитель инструктирует ребят и раздает контрольные листы, заполнение которых ребята осуществляют после окончания всех уроков. Форма работы – групповая. Обобщение итогов работы проводится на следующем уроке.

Практическая работа.

Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния школьных помещений.

Цели:

  1. Провести наблюдение за потерями воды и перерасходом электроэнергии в школе.
  2. Дать рекомендации по экономии воды и электроэнергии.
  3. Осуществить контроль санитарного состояния школьных помещений.
  4. Принять непосредственное участие в устранении нарушений.

Ход работы

1. Класс разбивается на 3 группы по 8-10 человек в каждой. В группе выбирается менеджер – руководитель. Он получает дополнительный балл за организаторскую работу.

А. “Капелька” - группа ребят, которые контролируют утечки воды.

Б. “Солнышко”- группа ребят, контролирующих перерасход электроэнергии.

В. “Чистюли”- группу контролеров санитарного состояния школьных помещений.

Ребята из группы “Капелька” проводят наблюдение за утечками воды из кранов и унитазов в туалетах. Идеальное состояние оценивается в 10 баллов. Заметив нарушение, снижаем баллы в зависимости от его степени.

Отдельные капли – 1-2 б.

Слабая струя – 3-7 б.

Течет под напором – 8-10 б.

Учащиеся из группы “Солнышко” внимательно осматривают классные комнаты, лаборатории и другие помещения школы в светлое время суток (при достаточном дневном освещении), отмечают в Листе Контроля штраф – 10 баллов за непогашенный свет в отдельных помещениях.

Ребята из группы “Чистюли” оценивают санитарное состояние школьных помещений, обращая внимание на состояние комнатных растений, пыль на мебели, состояние парт, наличие бытового мусора. Отличное санитарное состояние оценить по 10 балльной системе. При нарушении баллы минусуются.

2. Разделить школьное здание на участки (желательно по этажам). В каждой группе выбрать ответственных контролеров за этажи, сформировать мини-группы:

Капельки 1 этажа, Капельки 2-го этажа и т.д.

Солнышки 1-го этажа, Солнышки 2-го этажа и т.д.

Чистюли 1 –го этажа, Чистюли 2-го этажа и т.д.

Каждая мини-группа контролирует свой участок школы, данные записываются в тетради учащихся, а затем заносятся в общий Лист Контроля, в котором подводятся итоги практической работы, делаются выводы, даются рекомендации.

Как известно, исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются врожденными исследователями. “Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов (воспринимающих чувствительных образований, входящих в сенсорные органы) и эффекторов – исполнительных органов – органов трудовой деятельности”. Если рассмотреть процесс творчества с физиологической точки зрения, следует обратиться к теории В.М. Бехтерева, в которой определяется творческая ситуация как раздражитель, который возбуждает рефлекс сосредоточения. Этот эффект вызывает благоприятный для деятельности мимико-симпатический рефлекс, который вызывает подъем энергии, связанной с деятельностью сосудодвигателей и гормонов внутренней секреции, вызывающих мозговую деятельность. Сосредоточение в соответствии с мимико-симпатическим рефлексом образует в мозговой деятельности доминанту. Последнее привлекает к себе возбуждение из всех других областей мозга. Вокруг доминанты концентрируется, путем воспроизведения прошлого опыта, весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю – проблеме. Вместе с тем все другие процессы мозговой деятельности, не имеющие прямого отношения к раздражителю – проблеме, затормаживаются.

Детально изучив физиологию творчества, можно сделать определенные педагогические и методические выводы:

- Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, создающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление, тяга к творческой деятельности. Эта тяга не возникает сама по себе. Непосредственным же определением ее задач является окружающая среда, форма данной природы, материальной культуры и социальной обстановки. Самое главное – социальная среда, так как личность – существо социальное и формируется только под действием среды. Практические методы обучения имеют достаточный арсенал средств для развития творческой личности.

Китайская пословица гласит: “Я слышу, и я забываю, я вижу, и я помню, я делаю и я понимаю”. Практические работы надо организовать так, чтобы учащиеся вовлекались в поиск. Каждый вид поиска характеризуется в обучении целевой направленностью и вызывает в деятельности учащихся соответствующие действия воспроизводящего или творческого плана. В основе творческой деятельности всегда лежит творческий поиск, который в учебной работе может выступать как научный поиск в подлинном смысле и поиск, внешне сходный с исследовательским. Учебный поиск не приносит новой научной информации обществу, но для каждого учащегося в процессе поиска присутствует новизна. Он узнает мир, изучает его всесторонне. В процессе поиска мысль учащегося работает четко, идет развитие мировоззрения, и в то же время идет умственное развитие. Пусть поисковая работа учащихся в результате наблюдения и эксперимента не приносит научной информации, но учащиеся в сжатой, сокращенной форме повторяют путь открытия знаний, становятся в положение исследователя.

Данную практическую работу можно рекомендовать для использования в проектной деятельности как общешкольный эколого-экономический проект. Задают тон пятые классы, как самое младшее звено средней школы, а завершают учащиеся девятых классов подсчетом экономических потерь.

Построив, таким образом работу, мы закладываем принцип преемственности поколений, что немаловажно для организации устойчивой школьной среды.

Список литературы.

  1. Галеева Н.А. “Дело не в предмете “экология””, журнал “Экология и жизнь” №4, 2001г.
  2. Грачев В.А. Рекомендации парламентских на тему “Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской Экономической Комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития” 25 мая 2006 г. Журнал “Город” № 10, 2006 г. Приложение к журналу “Вестник экологического образования в России.
  3. Ефимова Е.И., “Экологичная педагогика”, журнал “Экология и жизнь” №5, 2001г.
  4. Миллер Т. “Жизнь в окружающей среде” ч. III. Пер. с англ. под редакцией Ягодина Г.А., М.4 “Галактика”, 1996г.
  5. Пономарев Я.А. “Психология творчества и педагогика”, М. Педагогика, 1976г.
  6. Половцов В.В. “Основа общей методики естествознания” Госиздат, 1922г.
  7. Ридигер О. Н. “Проблемы школьного экологического образования”, статья в приложении “Биология” № 27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома “Первое сентября”
  8. Ридигер О.Н. “Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе”, “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
  9. Хартия Земли. Журнал “Город” № 10, 2006 г. Приложение к журналу “Вестник экологического образования в России.
  10. Чернышева Л.В., “Общество и экология”, журнал “Экология и жизнь” №6, 2001г. М. Педагогика, 1978г.