Закон сохранения и превращения энергии

Разделы: Физика


Обучающая цель: Закон сохранения энергии для тепловых явлений.

Воспитательная цель: Воспитывать сознательную дисциплину,

Развивающая цель: прививать интерес к физике, развивать навыки самостоятельной работы.

Тип урока: изучение нового материала; лабораторная работа

Форма урока: комбинированная

Приборы и материалы: маятник Максвелла, шар, плита. калориметр, термометр, мерный стакан с горячей водой, мерный стакан с холодной водой, картонная крышка для калориметра.

План урока.

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Фронтальное повторение. 10 мин.

Что называется внутренней энергией?

Какими единицами измеряет внутреннюю энергию?

Что называется удельной теплоемкостью?

Как надо понимать, что С=130 ?

Как читается формула для подсчета Q.

3. Объяснение нового материала. 20 мин.

Вы знакомы с двумя формами энергии: потенциальной и кинетической. Вы также знаете, что если в данной системе тел можно не учитывать действие силы трения и если на эту систему не действуют внешние силы, то полная механическая энергия этой системы равна: W = E k + Eп. Система тел, на которую не действуют внешние силы, называется замкнутой.

Иными словами, в такой системе тел кинетическая энергия может переходить в потенциальную, потенциальная – в кинетическую, но полная механическая энергия остается постоянной. Энергия никуда не исчезает и не создается из ничего. Она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому. (Запись в тетради.)

Демонстрируем опыт с моделью маятника Максвелла. Рассматриваем переходы энергии из одной формы в другую.

Однако во всякой реальной системе тел действуют силы трения (силы сопротивления); в ней происходят неупругие соударения тел. И во всех этих случаях механическая энергия уменьшается. Как быть здесь с законом сохранения энергии?

Демонстрируем опыт. Поднимем тело и дадим ему свободно падать. Какие превращения энергии происходят при движении тела вниз? При ударе о землю тело остановилось. Куда подевалась кинетическая энергия тела? При ударе температура тела возрастает. Но мы уже знаем, что возрастание температуры означает увеличение кинетической энергии беспорядочного (теплового) движения частиц вещества – атомов, молекул или ионов. Кроме того. При возрастании температуры твердые тела и (жидкости) расширяются, расстояния между частицами вещества меняются, а значит, возрастает потенциальная энергия их взаимодействия.

Итак, при ударе тела о землю его кинетическая энергия не исчезла, она превратилась в энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит вещество, т. е. во внутреннюю энергию

Механическая энергия может превращаться во внутреннюю энергию. Значительное повышение температуры происходит, когда в земную атмосферу врываются небесные тела – метеориты. Ведем разговор о метеоритах. Сильно нагреваются и космические корабли, входя в плотные слои атмосферы.

А как ведут себя метеориты на луне?

В случае, если в изолированной системе тел происходят тепловые процессы, то ее механическая энергия не сохраняется. Но это не значит, что при этом энергия системы тел не сохраняется; следует учесть, что уменьшение механической энергии сопровождается возрастанием внутренней энергии.

Назовем полной энергией системы тел сумму механической энергии W и внутренней U

E = W+U = E k + Eп +U

Внутренняя энергия может превращать в механическую (пример: двигатель внутреннего сгорания).

Если в процессе теплообмена не совершается работа, то количество теплоты равно изменению внутренней энергии.

Внутренняя энергия может переходить от одного тела к другому (от теплой воды к холодной).

Количество теплоты, отданное одним телом, равняется количеству теплоты принятому другим (Делаем ссылку на лабораторную работу №3)

Так как внутренняя энергия может меняться как за счет работы сил, так и за счет теплообмена, то этим же свойством обладает и полная энергия. Полная энергия системы тел остается неизменной при условии, что работа внешних сил равна нулю, т.е. система должна быть замкнутой. Кроме того система тел должна быть теплоизолированной – не должна участвовать в теплообмене с окружающей средой.

Если в системе тел происходят не только механические, но и тепловые, химические, ядерные и другие процессы, то закон сохранения энергии формулируется так: Полная энергия замкнутой и теплоизолированной системы тел сохраняется.

Если Авнеш. = 0, Qвнеш.= 0, то Е= const

4. Закрепление. 5 мин.

Дано:

m1 = 2 кг.

t1 = 140

t = 500

_____

Q = mc?t

Q = r m2

m2 = = = 0, 0112 к г.

m - ?

Самостоятельно на местах выполняете лабораторную работу №8 40 мин.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Цель работы: сравнить количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой в процессе теплопередачи.

Приборы и материалы: калориметр, термометр, мерный стакан с горячей водой, мерный стакан с холодной водой, картонная крышка для калориметра.

Ход работы

  1. Отмерьте 100 мл холодной воды и влете ее в калориметр. Вычислите массу воды mхол, запишите ее в таблицу.
  2. Измерьте температуру холодной воды, запишите tхол.
  3. Отмерьте 50 мл горячей воды, измерьте ее температуру. Запишите значения величин mгор и tгор в таблицу.
  4. Влейте горячую воду в калориметр с холодной водой и измерьте температуру смеси tсм.
  5. Произведите соответствующие расчеты и сделайте вывод.

Расчетные формулы:

m=r V, r =1000кг/м3, ,

D t1=tсм-tхол- изменение температуры холодной воды,

D t2=tгор –tсм- изменение температуры горячей воды.

Масса холодной воды, mхол, кг Температура холодной воды, tхол, оС Масса горячей воды, mгор, кг Температура горячей воды, tгор, оС Температура смеси, tсм, оС изменение температуры холл. воды, D t1, оС изменение температуры горячей воды, D t2, оС
             

7. Подведение итогов 3 мин.

8. Домашнее задание §16 упр. 7 (4, 5), стр. 185 (27) 1 мин.