Закрепление изученного по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные: создать условия, способствующие закреплению знаний о придаточных изъяснительных; правильной расстановке знаков препинания в сложном предложении.
  • Развивающие: содействовать развитию умения выделять существенные признаки и свойства, составлять план, классифицировать факты, делать обобщающие выводы, умение применять полученные знания на практике; развивать исследовательские навыки.
  • Воспитательные: прививать любовь к прекрасному в искусстве и окружающем мире.

Оборудовние: таблица “Публицистический стиль”, репродукции картин И. Левитана, распечатки текста А. Жуковой “Улыбка Джоконды”, таблички со словами “картина”, “по-летнему”, “бездонный”, “Толковый словарь русского языка” И. С. Ожегова, “Словарь морфем”.

Ход урока

На центральной части доски написано:

“Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его…, его очарование”.

М. В. Нестеров.

I. Организационный момент:

Итак, чем мы сегодня займемся на уроке русского языка?

Мы постараемся выяснить, что имел в виду художник М. В. Нестеров, говоря о картинах великого русского живописца И. Левитана? Помогут нам это сделать знания, полученные на прошлых уроках о предложениях с придаточными изъяснительными.

Возникли ли у кого вопросы и неясности при выполнении домашнего задания?

Если - нет, то к доске пойдут ученики с тетрадями, где имеются домашние задания и выполнят его на доске (упр. 111);

2 ученика получают карточку с морфемным разбором “по-летнему” и “бездонный”; 1 ученик найдет толкование слова “искусство” в словаре; остальным дается 2 минуты на то, чтобы составить как можно больше слов из данного “картина”.

Опрос. Сильные ученики проверяют выполненное на доске домашнее задание, в котором нужно было найти придаточные изъяснительные и расставить знаки препинания в сложном предложении. Повторяются признаки сложноподчиненного предложения и дается определение придаточным изъяснительным.

По-летнему - на карточке морфемный разбор выполнен верно, так как это наречие, неизменяемая часть речи, окончания не имеет, корень лет, приставка по, суффиксы н и ему.

Ответы по слову “картина”. Учащиеся называют по очереди составленные слова, выигрывает последний. От этого слова можно образовать 15.

Ученик дает толкование слову “искусство”, устно придумывает предложение с этим словом, запись сделана на доске справа.

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

II. Сейчас придвиньте к себе распечатки отрывка статьи А. Жуковой “Улыбка Джоконды”. О чем нужно думать во время её чтения? Надо постараться ответить на вопросы:

- какова тема,

- идея,

- тип речи,

- стиль языка? Если возникают затруднения в определении стиля, обратитесь к таблице, висящей у доски.

Подготовленный ученик читает статью: “Художники решали все те же вопросы, которые человечество на новом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с представлениями об идеале человека неразрывно связана другая группа вопросов: в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я — сегодня, сейчас задающий этот вопрос?” (А. Жукова. “Улыбка Джоконды”.)

После прочтения ученики отвечают на ранее заданные вопросы.

Тема: роль искусства в жизни общества.

Идея: искусство формирует человека, учит его понимать прекрасное, дает ответы на многие общечеловеческие вопросы.

Стиль: общественно-публицистический, так как лексика из сферы общественной жизни человека: литература, искусство, смысл жизни.

Присутствуют эмоционально-оценочные прилагательные: в самой живой, в самой полнокровной.

Грамматические приметы: употребление личных местоимений

мы знаем, мы живем, для чего я живу.

Синтаксические приметы

Сложные предложения, причастные обороты, однородные члены, как в научном стиле, но много риторических вопросов, проблемных, вопросительных.

Тип речи - четкое логическое рассуждение по волнующей автора и общество проблеме. Для большей убедительности – повторы.

Вывод – это публицистический стиль языка.

III. Активизация материала для ответа на основной вопрос урока.

Итак, когда нас волнуют вопросы о смысле жизни, если мы хотим научиться видеть прекрасное в том, что нас окружает, мы обращаемся к искусству, будь то музыка, архитектура, балет… А сегодня мы обратимся к искусству живописи. У вас на столах лежат репродукции картин великого русского живописца И. И. Левитана. К сожалению, мы не можем много говорить о судьбе и творчестве этого художника на уроке, я предлагаю вам сделать самостоятельно, обратившись в библиотеку. Я приведу лишь одну строку из рассказа Г. К. Паустовского: “Пейзаж печален всегда, когда печален человек”. Но посмотрите на репродукции. Вы увидите, - несмотря ни на что, увидев эти пейзажи раз, вам захочется это делать еще и еще, в особенности, когда вам грустно. Почему?

Посмотрите на доску, вот мнение известного художника. Какое слово скрыто за многоточиями? Письменно попробуйте ответить на этот вопрос, начав свои размышления со сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным:

Я считаю…

Я убежден…

Меня привлекает мысль, что…

Я думаю…

Примерный ответ: “Мне кажется, что в этой цитате пропущено слово душа. Почему? Я отвечу. Вот я просмотрела репродукции некоторых картин И. Левитана, в них изображена русская природа, людей нет, но следы его деятельности всюду: вот лодки, вытащенные на берег кем-то, вот дорога, а ведь её протоптало множество людей, живущих в окружении русской природы. Они пропитались воздухом её. Самого человека в пейзаже нет, а есть его дух, то есть душа. Я убеждена, что в высказывании В. Нестерова пропущено слово “душа”.

V. Итоги урока.

IV. Домашнее задание: продолжите работу с репродукциями картин И. Левитана, изучите биографию художника, напишите сочинение на тему: “Чем мне близки картины Левитана?”, чтобы его можно было поместить в школьную стенгазету, то есть, используя элементы публицистического стиля).