Неполадки в швейной машине. Причины и способы устранения неполадок

Разделы: Технология


Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Образовательные цели:

  • в процессе решения учеником проблемной ситуации (ПС) умение определить неполадки в швейной машине, установить причины их возникновения и найти способы устранения этих неполадок;
  • достичь понимания учащихся значения этой темы и практического применения в жизненных ситуациях.

Развивающие цели: развитие творческого мышления через поисковую работу, развитие самостоятельности, познавательного интереса, самоконтроля, самооценки, тренировка наблюдательности, памяти, развитие и закрепление умений, навыков работы со швейными механизмами; формирование общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать, работать с технической литературой, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма работы: групповая (не более 2-3 человек).

Характеристика класса: учащиеся с низким и средним уровнями обученности.

Метод обучения: проблемное изложение учителем учебного материала.

Подготовительная работа и оборудование: на нескольких столах стоят бытовые швейные машины, заправленные учителем заранее (машины заправляю правильно, чтобы не усложнять детям дальнейшую работу), и у каждой из них по 1-2 подстроенные неполадки; таблицы “Детали бытовой швейной машины” и “Заправка швейной машины” - у доски; учебники и технические паспорта на машины – на столах учащихся. Правильные ответы о причинах неполадок записаны на листках и спрятаны в коробки машин (Приложение 1).

Особенности оформления доски: названия темы нет, цели урока не поставлены, пустые графы таблицы (табл.1.1)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Этап повторения ранее изученного материала по деталям швейной машины и их назначению (5-7 мин), вводный инструктаж по технике безопасности (1-2 минуты).

3. Мотивационный этап (создание проблемной ситуации).

После повторения дается возможность учащимся возможность разбиться на несколько групп, сесть за правильно заправленные (это можно сообщить детям, либо пусть они перепроверят) машинки и предлагается всего лишь – получить качественную строчку. Дети удивлены: ведь прострочить на машинке, когда верхняя и нижняя нити правильно заправлены (они в этом убедились), очень просто! С видом своего превосходства перед легкостью поставленной задачи они начинают крутить ручку, либо поворачивать маховое колесо… Строчка не получается. Раздаются выкрики: “У меня (нас) машина не шьет!”.

Налицо создана проблемная ситуация, при которой учащиеся заранее были обречены на неудачу (ошибку) – один из путей создания ПС.

Встает вопрос:

- Почему, вы, такие знающие и умелые, не можете шить?

Ответ чаще всего:

- Машины не работают, сломались.

- Что будем делать?

- Ремонтировать!

- Вы умеете?

- Нет, это для нас новое.

4. Объяснение нового материала.

- Давайте выясним еще раз, что должно двигаться в машине в момент образования стежка, и что мы имеем в наличии?

Дети дают правильный ответ (поворачивая маховик на себя или ручку от себя, игла должна совершать возвратно-поступательные движения, ткань – продвигаться от нас и образовываться строчка). Чтобы помочь детям выяснить, почему у них это не получается, предлагаю заполнить таблицу вместе со мной, в первой графе, отвечая на вопрос, что случилось? (на конкретных примерах этих групп), во второй – почему это случилось, в третьей – что делать, чтобы исправить случившееся? При этом уточняем с ребятами, что, отвечая на вопрос, что случилось, мы подразумеваем собственно неполадку. Отвечая на вопросы, почему и что делать, соответственно – причины и способы устранения неполадок.

Таблица заполняется в результате беседы учителя и учащихся на базе ранее полученных знаний по устройству бытовой швейной машины и новых знаний, получаемых на этом уроке, выдвигая различные гипотезы (табл. 1.2).

5. Решение проблемной ситуации.

После заполнения таблицы предлагается на основе полученных данных группой найти и исправить неполадку различными способами: визуальным, поисковым (кручение, верчение), пользованием записями в тетради и технической литературой.

6. Проверка решения проблемной ситуации.

Когда учащиеся получили (или нет) качественную строчку, предлагается самостоятельно в тетради записать ответы на вышеуказанные вопросы. Микросдвиг в мозге совершается в момент обобщения (вывода) этих фактов.

В конце урока вместе формулируем тему урока и ее цели (это возможно при проблемном обучении), анализируем, достигли ли мы ее, если нет, то почему. При этом помогаем учащимся, которые не справились с заданием (очень редко, чаще всего в “слабом” классе, дети испытывают затруднения не в поиске, устранении неполадки, а в их формулировке). Дети достают правильные ответы из коробки швейной машины и сравнивают со своими результатами.

В конце урока, перед уборкой рабочих мест, я задаю свой любимый вопрос: “Девочки, польза от этого урока для вас, я, думаю, несомненна (они соглашаются, ведь теперь даже дома они смогут справиться с мелкими неполадками без взрослых). А в чем тогда лично моя польза?”. Дети улыбаются и почему-то сразу отвечают, что “ремонтировать” машинки в классе они будут впредь без моей помощи. Я довольна, ведь к моей помощи они будут прибегать в крайних случаях.

7. Подведение итогов, уборка рабочих мест.

Урок дан с использованием проблемной ситуации со всеми этапами [1]:

ПС – проблемная ситуация – возникла при преднамеренном столкновении учителем достигнутого уровня знаний ребенка с фактами, для объяснения которых у учащегося не хватает знания и опыта: учащиеся умеют работать на швейном оборудовании, а строчка не получается.

П – формулировка неизвестного (проблема) – в качестве неизвестного в теме являются причины мелких неполадок в швейных машинах.

Г – гипотезы – их высказывают учащиеся в процессе обсуждения, отвечая на вопрос, почему произошла поломка машинки. Безусловно, многие гипотезы предлагает учитель при подаче нового материала.

РПС – решение проблемной ситуации – результат заполнения таблицы.

ПРПС – проверка решения проблемной ситуации – учащиеся получили желаемый результат – строчку.

Примечание: для учащихся с высоким уровнем обученности предлагается заполнить таблицу после самостоятельного нахождения неполадок в машине. Поисковая работа учащихся будет заключаться в самостоятельной работе с литературными источниками, в опоре на собственный опыт, интуицию и практических упражнениях на машине. В любом случае, самостоятельного заполнения учащимися таблицы в полной мере, не удастся, нужно помочь выполнить сводную таблицу неполадок. Кроме того, будьте готовы к тому, что дети могут исправить неполадку автоматически, не осознавая это.

Табл. 1.1.

     
 

 

 

 

 

 

Табл. 1.2.

Что случилось? Почему? Что делать?
НЕПОЛАДКИ ПРИЧИНЫ НЕПОЛАДОК СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НЕПОЛАДОК
1. Поломка иглы А) неправильное положение лапки

Б) номер иглы не соответствует номеру ниток и толщине ткани

В) изгиб иглы

Г) игла плохо закреплена или вставлена не до упора

Д) неправильно вставлен шпульный колпачок в челночное устройство

А) затянуть винт крепления лапки

Б) иглу, нитки подобрать в соответствие с толщиной ткани

В) заменить иглу (нельзя тянуть материал руками во время шитья)

Г) вставить иглу и затянуть винт до упора

Д) установить правильно шпульный колпачок, услышать щелчок

2. Обрыв верхней нити А) неправильная заправка верхней нити

Б) большое натяжение верхней нити

В) некачественная игла (плохая полировка ушка)

Г) плохое качество нитки

А) заправить верхнюю нить в нужной последовательности

Б) ослабить натяжение в регуляторе натяжения верхней нити)

В) заменить иглу

Г) сменить нитки

3. Обрыв нижней нити А) неправильная заправка нижней нити

Б) большое натяжение нижней нити

В) на шпульке закончилась нитка

А) правильно заправить нижнюю нить

Б) ослабить винт шпульного колпачка

Г) намотать нить на шпульку

4. Не образуется строчка (пропуск стежков) А) неправильно установлена игла

Б) тупая, гнутая игла

В) игла слишком тонка для выбранной нитки

А) правильно установить иглу (длинный желобок иглы должен “смотреть” на нитенаправитель)

Б) заменить иглу

В)подобрать соответствующую иглу и нитки

5. Тяжелый ход машины А) машина грязная, засорена нитками пылью

Б) колесо моталки прижато к маховику

А) прочистить челнок, смазать машину

Б) отпустить защелку язычка моталки

6. Машина не включается в рабочий ход А) ослаблен фрикционный винт А) затянуть фрикционный винт по часовой стрелке
7. Плохо продвигается ткань А) слабый нажим лапки на материал

Б) малый подъем зубцов зубчатой рейки

А) подтянуть головочный винт

Б) поставить переключатель регулятора подъема зубчатой рейки на “Н”

8. Ткань не двигается совсем А) регулятор подъема зубчатой рейки стоит на “В”

Б) регулятор длины стежка стоит на нулевой отметке

А) поставить ручку регулятора на “Н” или “Ш”

Б) поставить рычаг регулятора длины стежка на метку 1-4,5

9. Петляют верхняя или нижняя нитки А) ослаблен регулятор натяжения верхней нити или винт на шпульном колпачке

Б) нить свободно лежит на шайбах регулятора натяжения верхней нити

В) верхняя и нижняя нити разной толщины

А) затянуть гайку регулятора или винт на шпульном колпачке

Б) глубоко провести нить между шайбами при заправке верхней нити

В) использовать нити одной толщины

10. На ткани образуются затяжки А) игла слишком толста для данной ткани

Б) затупленная игла

А) правильно подобрать номер иглы

Б) заменить иглу

Список литературы:

1. И.А.Ильницкая. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. “Новое в психологии и педагогике”, №1-1985 г.