Интегрированный урок по экономике в 10-м классе "Принципы и идеология формирования потребительской корзины в Российской Федерации"

Разделы: Экономика


План урока.

“Благо народа – высшая цель общества”.

Девиз древних римлян.

Образовательные цели:

  • Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (работа с разными типами текста);
  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, а именно значимость потребительской корзины во многих сферах экономики РФ;
  • Содействовать развитию коммуникативных компетентностей;

Тип учебного урока: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

Форма проведения: групповая работа

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, кейс-метод

Задача учителя деятельности: минимум информационных функций, максимум управленческой

Приемы преподавания: сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ, оценка, анализ известных фактов, управление исследовательской деятельностью

Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом.

Содержательная основа учебного урока:

Ценностные отношения

Знания:

1. Опорные знания: определение потребительской корзины, инфляция, прожиточный минимум. Правильно употреблять экономическую терминологию (потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, индекс потребительских цен)понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке заданий. Интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

2. Новые знания: достоверная информация по данной теме посредством использования информационного содержания Сети.

Способы действий:

1. Опорные способы: умение работать в программе Microsoft Office Excel (позволяет выполнять вычисления, анализировать данные) и Power Point. Использование поисковых программ Rambler/Index и ссылок на различные сайты.

2. Новые способы: учащимся дается возможность использовать компьютер при нахождении информации через Сеть; знакомство с Федеральным Законом “О потребительской корзине в целом по РФ”, Законом “ О потребительской корзине в районах приравненных к северным”.

Дидактические материалы и оборудование: компьютеры, проектор, справочный материал, пакет документов Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.

Этапы урока.

1. Подготовка к восприятию темы урока. Постановка цели урока.

2. Работа в группах.

3. Представление и защита результатов своей деятельности.

4. Пресс-конференция (подведение итогов основной работы на уроке).

5. Оценивание своей деятельности.

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию темы урока. Приложение 5.

Постановка цели занятия.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Определяют цели урока:

  • учиться анализировать составляющие потребительской корзины;
  • осознать практическую и личностную значимость потребительской корзины;
  • уметь выделять узловые моменты своей деятельности, анализировать результаты своей работы и других групп;
  • продолжить учиться логически, строить свой ответ.

Учитель: “Как вы понимаете эти слова “Благо народа – высшая цель общества”?

(учащиеся высказывают свое отношение и вместе с учителем приходят к выводу).

Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально-ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. По размеру и структуре (набору жизненных благ) потребительской корзины (еще говорят по модели питания населения) можно судить о достигнутом уровне и качестве жизни в каждой конкретной стране.

В РФ впервые в 1999 году был принят Федеральный Закон “О потребительской корзине в целом по РФ”.

Учитель: Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина?

Для чего используется прожиточный минимум?

Как определяется прожиточный минимум и потребительская корзина?

Учащийся: Благосостояние характеризует уровень жизни людей. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.

Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум используется:

- для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных программ;

- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда;

- для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

- а также для формирования бюджетов.

Для расчета прожиточного минимума:

1. определяется ПК - понятно, что она зависит от места жительства, от возраста, пола и других факторов; 2. подсчитывается стоимость ПК плюс обязательные платежи и сборы (подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд) - это и есть величина прожиточного минимума.

ПК определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), в целом по РФ, в субъектах РФ. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях.

Гипотеза: потребительская корзина в Российской Федерации несовершенна.

2. Учитель: “ Вам предлагается найти и отобрать нужную информацию по теме урока посредством использования информационного содержания Сети, проанализировать ее и представить отчет в виде презентации.

Класс делится на группы.

Работа в группах по плану. Приложение 1.

Учитель предлагает ознакомиться с планом занятия, где указаны задания для каждой из групп: - Анализ (объем потребления, ценность, составляющие) потребительской корзины РФ за 1999-2006года;

- Анализируем стоимость минимального набора продуктов питания РФ 2001-2005г.;

- Анализ картографии ИПЦ по регионам РФ (2006 г.);

- Анализ потребительской корзины РФ за 1999-2006года (непродовольственные товары и услуги);

- Опережающее задание. Составить потребительскую корзину города (продукты питания), определить ее стоимость. Сравнить полученные результаты с достоверной информацией (ПК Красноярского края). Сделать выводы.

Сравнить данные с прожиточным минимумом.

Распределить обязанности в группе:

менеджер среднего звена (ответственный за поиск и достоверность информации), статист (ответственный за анализ информации), программист (за представление отобранной информации) и менеджер высшего звена (защита своей деятельности).

Учащиеся знакомятся с планом работы в группе, распределяют обязанности. Отбирают нужную информацию посредством использования информационного содержания Сети (используя поисковые программы Rambler/Index и ссылок на различные сайты), либо находят нужную информацию в папке “Экономика”. Приложение 4.

Анализируют ее и представляют в виде презентации.

Перечень сайтов:

  • www. eeg. ru-макроэкономическая статистика России на сайте экономической экспертной группы МФ РФ
  • www. vedi. ru/statbase макроэкономическая статистика на сайте Аналитической лаборатории “Веди”
  • www. online. rn/spliet/trends/ обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода
  • www. exin. ru//test/doc. html аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте экспертного института

3. По окончанию работы учитель предлагает проанализировать свою деятельность (заполнить лист оценивания). Каждая группа предлагает решение проблемы, обосновывая свои выводы, при этом имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и аргументы.

Принятые группами предложения оформляются в виде презентаций, которые проводятся для всей аудитории.

4. Учитель: “Ребята, вы в будущем ученые, управленцы, депутаты… Какие бы вы вопросы лоббировали в органах власти? Совершенна ли потребительская корзина? На ваш взгляд, что должно учитываться в потребительской корзине?”

После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой учащиеся обсуждают групповую работу, суть проблемы, ту новую для себя информацию, которую они смогли узнать при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения.

5. Выводы учащихся:

  • Корзина несовершенна, поскольку есть несоответствие между прожиточным минимумом и минимальной заработной платы;
  • Необходимо повысить пищевую и биологическую ценность за счет увеличения объемов потребления фруктов, мяса, рыбы, молока, ягод;
  • В состав жилищно-коммунальных товаров и услуг добавить стоимость аренды жилья, затраты на стройматериалы и ремонт жилья;
  • Расширить группу “культура и отдых” и включить покупку теле- и видеоаппаратуры. Группа “транспорт” должна включать и приобретение автомобилей, и их техническое обслуживание, и оплату горючего;
  • В СМИ необходимо публиковать ежемесячно ИПЦ и уровень цен на основные товары, и товарные группы. Это позволяет всем желающим самостоятельно проверить правильность проведенных расчетов ИПЦ в целом по стране, что существенно повысит доверие в обществе к качеству статистических данных о российской инфляции.

6. Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).

Литература:

  1. Липсиц И. В. Экономика: Учебник – М. : Вита-Пресс, 2000.
  2. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. ; Под редакцией С. И. Иванова – М. :Вита-Пресс, 2000.
  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: Методическое пособие. 9 класс. – М. : Вита-Пресс, 1997.
  4. Информация СЕТИ.