Тренинг личностного роста (для руководителей дошкольных образовательных учреждений)

Разделы: Школьная психологическая служба


Назначение данного тренинга – начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать личностную позицию с субъект-объектных отношений на субъектно-субъектные отношения, сместить стереотипные представления о себе и окружающем мире.

Цель: Осознание своей индивидуальности, повышение самооценки, освоение активной позиции самопознания и развития себя.

Задачи:

  • способствовать выделению сильных и слабых сторон личности;
  • научить практически использовать результаты самоанализа в целях самосовершенствования;
  • начать освоение активной позиции самопознания и развития способности производить значимые изменения в своем отношении к окружающему.

Материалы: музыкальные записи, ватман, фломастеры и карандаши, старые журналы с картинками, бумага формата А4, клей, кисти, краски, фотография человека.

Ход тренинга

1. Сообщение о целях планируемой работы.

Правила работы в группе.

Игра “Поменяйтесь местами”.

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Водящий предлагает поменяться местами тем, кто: любит яблоки, умеет играть на гитаре, работает всю жизнь в одном учреждении, работает в настоящее время по новой программе, мечтает сменить работу, у кого 3 детей, у кого 1 ребенок.

После подвижной части можно спросить желающих, во-первых, кто и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили.

Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо или трое сидящих рядом становятся членами одной группы.

Упражнение “Идеальный руководитель”.

(проводится в малых группах по 4 человека).

Подгруппам предлагается составить портрет идеального руководителя. На листе формата А4 делается коллаж руководителя. Затем происходит обсуждение.

Упражнение “Идеальная женщина”.

(проводится в малых группах по 4 человека).

Подгруппам предлагается составить портрет идеального руководителя и протрет идеальной женщины. На листе формата А4 делается коллаж идеальной женщины. Затем происходит обсуждение.

Итогом двух игр является вывод о том, можно ли быть руководителем и идеальной женщиной одновременно.

Игра “Ладони и колени”.

Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену. Когда устоится ритм хлопков игру можно усложнить – два хлопка по одному колену.

Упражнение “Объявление”.

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах, которое бы отражало вашу уникальность, и включало нечто такое, чего не может предложить другой. Затем результаты зачитываются, группа пытается угадать, кто написал объявление. Данное упражнение можно проводить, если члены группы достаточно хорошо знают друг друга.

Упражнение “Душечка-Марфушечка”.

Все члены группы выходят за дверь. В зале остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста свеем участникам зачитывается первоначальный текст.

“Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка”.

Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.

Упражнение “Руки”.

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Вывод: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е агрессия рождает агрессию. Если человек недружелюбно настроен по отношению к другому, то это обязательно почувствуется и неосознанно будут приняты свои меры защиты.

Упражнение “Стереотипы”.

Выбирается два участника, их просят выйти за дверь. Всем остальным демонстрируется фотография одного человека. Затем приглашается один из участников, находящихся за дверью. Ему говорят, что это портрет преступника. Нужно назвать как можно больше признаков асоциальной личности на портрете. Следующему участнику демонстрируется тот же портрет, но говорится, что это великий ученый-гуманист, нужно назвать признаки этого.

Делается вывод, что на наше мнение влияют стереотипы, принятые в обществе. Если у человека есть “ярлык”, то отношение к нему строится в прямой зависимости от него. При это никто не обязан поддерживать эти стереотипы – каждый свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого.

Правила поднятия самооценки.

Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и мало уверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Существуют определенные правила:

1. Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз сделайте это перед сном.

2. Помните о том, что большинство окружающих вас не знают о ваших недостатках, либо не замечают их. А изъяны есть у всех.

3. Помните, что люди не замечают вещей столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что у вас дрожат колени, а для других вы просто стоите в расслабленной позе.

4. Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность, одежда, поступки тоже отличная мишень для критики.

5. Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно выдавать фейерверк остроумных и блестящих мыслей. Внимательно слушайте других и они будут вам благодарны.

6. Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и отстраненным, вы лишь отталкиваете от себя людей.

7. Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания. Сами подойдите к тому, кого выбрали, от этого выбора вы выиграете оба.

8. Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то разговаривает резко, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение.

9. Самое худшее, что вы можете сделать – это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства.

Рефлексия.

По кругу продолжить фразу “сегодня я….”.