Использование активных методов в процессе экономической подготовки школьников с применением компьютерных технологий при изучении темы "Разделение труда. Специализация"

Разделы: Экономика


Одним из активных методов обучения является моделирующее упражнение. [ 1]

Моделирующее упражнение-это опыт обучения, позволяющий учащимся принять участие в деятельности, упрощенно представляющей собой процессы, происходящие в реальном мире и в реальном обществе. Моделирующее упражнение отличается от других игр, проводимых в классе. Другие обучающие игры часто предполагают некое соревнование в погоне за правильным ответом.

Моделирующие упражнения отличаются от таких обучающих игр тем, что они преследуют совершенно иную цель: обеспечить понимание учениками неких важных процессов за счёт возможности реально в них поучаствовать. Для выполнения ролей участникам предоставляются те или иные ресурсы, и им приходится принимать решение о том, как эти ресурсы использовать. Чтобы моделирующее упражнение было эффективным и реалистичным, участники должны придерживаться определённых правил. Наконец, моделирующее упражнение включает в себя такие элементы, как обсуждение и разбор, которые помогают ученикам сосредоточить своё внимание на наиболее важном в содержании урока.

Хорошо разработанные моделирующие упражнения дают ученикам возможность приобретать практические навыки принятия решений по важным проблемам. Они помогают приобрести большую уверенность в собственной способности принимать решения. Ученики могут экспериментировать при принятии решений и наблюдать за последствием своих экспериментов при минимальном риске.

Основные элементы урока, построенного по принципу моделирования.
1. Ориентация.
  • Введение или повторение понятий, представленных в моделирующем упражнении.
  • Объяснение целей моделирующего упражнения.
2. Подготовка.
  • Роли
  • Правила
  • Порядок проведения игры
  • Краткий тренировочный раунд (при необходимости).
3. Проведение игры.
  • Проведение упражнения.
  • Обеспечение обратной связи во время работы учащихся.
  • Исправление ошибок, вызванных неправильным пониманием.
  • Продолжение упражнения.
4. Разбор.
  • Подведение итогов происходивших событий.
  • Обсуждение трудностей и способов их преодоления.
  • Анализ процесса.
  • Сравнение упражнения с реальной жизнью. Установление связи между упражнением и общим содержанием курса.

В приложении 1 представлены материалы к уроку по теме: “Специализация, разделение труда ”.

На этом уроке проводится моделирующее упражнение по производству блокнотов (Деловая игра “Фабрика” по материалам Национального совета по экономическому образованию США) [ 2], делаются заключения о преимуществе специализации в экономике. Макет блокнота , созданный с помощью MS EXCEL, делает это упражнение увлекательным и информационно насыщенным.

Вместо монотонной работы на скорость и сноровку учащимся предлагается “производить” блокноты № 1, №2, №3 (приложение№1) содержащие разную познавательную информацию и дифференцированные задачи на закрепление полученных знаний. Решение упражнений “из блокнота” изготовленного своими руками решает проблему мотивации выполняемой работы. Там же можно разместить вопросы на рефлексию данного урока.

Описание игры.

Цель: выявить, как влияют на рост производительности труда такие факторы, как оснащенность производства и специализация.

Ход игры

1. Класс делится на группы по 4-5 человек и “производителей”, которые будут работать индивидуально.

Цель каждой группы и индивидуальных “производителей” - изготовить как можно больше бумажных книжек. Учитывается только количество завершенных изделий.

Книжка изготавливается в несколько приемов (технологических операций):

1. Лист бумаги складывается пополам, разрезается, затем еще вдвое, снова разрезается, складывается и сгибается пополам.

2. Разложить странички попорядку.

3. Скрепить скрепкой или степлером.

Основные этапы.

1. Из чистого листа бумаги изготавливается пробный экземпляр

2. Участники “производят” блокнот №1 (приложение №1)

Производится 3-4 блокнота на группу, либо отводится определенное время на этот этап (4-5минут). Результаты становятся очевидными: по количеству и качеству производимых блокнотов лидируют группы.

3. Производим блокноты №2.

4. Производим блокноты №3.

5. Обсуждение результатов.

Возможные направления развития игры:

- ножницы тупые и острые

- скобы вставляем вручную и степлером

- вводятся обязательные перерывы в работе.

Следующий этап урока - работа с готовыми блокнотами. Выполнение заданий из блокнотов. Закрепление материала.

Задания в блокноте можно использовать в качестве домашнего задания.

Литература:

  1. Чинакова Н. В Больше знаний в единицу времени, или что делать, когда не хватает учебных часов? \\ Экономика. Вопросы школьного экономического образования. , 2003. - №2.
  2. Замек М. Я. 32 урока по экономике- Москва, Вита –пресс, 1995 г.
  3. Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. М, . Вита-пресс, 2005 г.
  4. Равичев С. , Григорьев С. , Протасевич Т. , Свахин А. Сборник тестовых заданий по экономике. -Москва, Вита-пресс, 2001.