Интегрированный урок литературы и физической культуры "Первый бал Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • показать образ Наташи Ростовой в динамике ее духовного роста;
  • доказать, что Наташа Ростова – толстовский идеал женщины:

а) воплощение лучших качеств женского существа (гармония духовного и телесного, естественного и нравственного, природного и человеческого);

б) дар женской интуиции (прямое, нерассудочное ощущение правды);

в) русский национальный характер;

  • найти взаимопонимание и сохранить дух сотрудничества с учащимися через атмосферу любви и тепла, веры в честность и благородство, идеалы добра и справедливости;
  • приобщить учащихся к культуре через искусство слова и сценического действия; развитие речи; образного и вербального мышления;
  • осуществление личностно-ориентированного принципа педагогической деятельности, что способствует более полному раскрытию индивидуальности учащихся;
  • формирование эстетически и духовно развитой личности;
  • совершенствование координации движений, укрепление вестибулярного аппарата, повышение эстетического и культурного уровня учащихся на заключительном этапе подготовки элемента художественной гимнастики – вальса.

Оборудование

  • плакаты;
  • рисунки учащихся;
  • магнитофон с аудиозаписями (романс П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого “Средь шумного бала”; романс П. Германа “Только раз бывают в жизни встречи”; вальсы И. Штрауса);
  • костюмы и платья, веера, цветы (атрибутика, приближенная к моде XIX века);
  • пригласительные билеты для гостей бала.

Методический прием – урок литературы и физической культуры как интегрированный подход при обучении, понимании и создании прекрасного образа, развития образного мышления и фантазии учащихся.

Творческий потенциал наших учащихся велик, мы, преподаватели, только создаем благоприятную атмосферу на занятиях, даем возможность самостоятельно проявить фантазию, направив ее в нужное русло, и ребята раскрывают все грани своего таланта.

Участники открытого урока:

  • оформители;
  • чтецы;
  • участники литературного объединения, исполняющие роли героев эпизода;
  • эксперты.

Ход открытого урока

(тема открытого урока оформлена на доске с помощью компьютерного дизайна; звучит вальс И. Штрауса; входят преподаватели литературы и физической культуры; называют тему урока и методический прием; говорят о целях и задачах урока)

Преподаватель литературы: Уважаемые учащиеся и гости нашего открытого урока! Вы можете задать вопрос – почему тема урока связана с романом Льва Толстого “Война и мир”? Почему бал? Почему Наташа Ростова? Мы считаем, что человек должен искать и не найти покоя, должен стремиться к достижению своей цели, должен добиваться задуманного, всю свою жизнь посвятив чему-либо, это во-первых, а во-вторых, хочется доказать этим уроком, что главное в жизни у вас, молодого поколения – это семья. Семья – это единое целое, и что бы ни случилось, будь то горе или радость, все в семье должно переживаться сообща. “Живой человек тот, который идет вперед, туда, где освещено…впереди его двигающимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, а освещенное место идет впереди его. И это жизнь. И другой нет”, - писал Толстой [5]. Этот живой человек - Наташа Ростова. Поговорим о динамике роста героини. Слово учащимся первого курса.

Учащийся 1 курса: Наташа не только общая любимица семьи, она полна любви ко всем.

Учащийся 1 курса: Она уверена в том, что жизнь – это сплошной праздник, а окружающий мир – чудесная гармония.

Учащийся 1 курса (читает отрывок): “Наташа с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, с разбегу влетает в гостиную, и в комнату словно врывается солнечный луч…”[5]. Вот она в “цветочной” комнате прячется между кадок с цветами, и, подслушав объяснение в любви Николая и Сони, по-детски подражает им, просит Бориса поцеловать ее.

Учащийся 1 курса: Окружающие любовно характеризуют ее как “порох”, “зелье девка”, “казак”; подрастая, Наташа превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью, секрет, которого кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью”;

Учащийся 1 курса: Вот она в Отрадном до того взволнованная прелестью родной природы и красотой весенней ночи, что, высунувшись из окна, она готова куда-то улететь (зачитывается отрывок [5]).

Преподаватель литературы: Спасибо первокурсникам за подготовленную информацию о Наташе Ростовой. Поговорим о семье Ростовых.

Семья Ростовых – идеал семьи писателя. Здесь царит полное взаимопонимание, и существуют теплые отношения между родителями и детьми. В семье преобладает искренняя атмосфера. Каждого ребенка уважают, прежде всего, как человека, здесь способны выслушать и оценить его мнение, считаются с его чувствами. Писатель изображает семью как единое целое, что бы ни случилось, будь то горе или радость, все переживают сообща. И первый бал дочери родные переживают вместе с ней. “Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово и не устроится все так, как было нужно. Героиня заранее продумала то, как она поведет себя, как будет разговаривать, как будет “стараться принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале” [5]. Но вопреки ее планам, все произошло наоборот.

Преподаватель физической культуры (рассказывает о балах в России): Балы в России стали существенным элементом светской жизни высшего дворянства. “Сам бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. Молодые люди “…учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости”, - писал П. А. Вяземский. Бальный ритуал сравним с законченной по смыслу художественной фразой. Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. В светском обществе было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами и считать, что вместе с выправкою тела выпрямляется и душа”[1].

Ребята, что вы знаете о вальсах?

Учащийся 2 курса: “Вальс, в переводе с французского языка, означает “кружиться”. Это парный танец, основанный на кружении, темп умеренно быстрый. Произошел от народных танцев крестьян из Южной Германии, Австрии, Чехии. Благодаря непринужденности, простоте и изяществу движений, богатым выразительным возможностям музыки, вальс в 19 веке стал самым популярным танцем среди европейского общества” [1].

Учащийся 2 курса: “Особенно славился “Венский вальс” благодаря творческой деятельности И. Штрауса – отца и И.Штрауса – сына. И. Штраус – сын обогатил танцевальную музыку разнообразными сочинениями: около пятисот вальсов, галопов, полек, кадрилей. Вальсы Штрауса мелодичны, зажигательны. Современники прозвали его “Королем вальса” [2].

Учащийся 2 курса: “Симфонизация вальса особенно характерна для нашей русской музыки (М. Глинка, П. Чайковский, С. Прокофьев). Жанр вальса – это и основа романса, и оперной арии, и части циклического произведения. Вальс широко используется в балете, оперетте; звучит в драмах и кинофильмах” [3].

Преподаватель литературы: И вот выезд Наташи в “большой свет”. Ей 16 лет. Она приехала на первый большой бал в своей жизни. Что ожидает там Наташу, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга? Давайте перенесемся вместе с участниками литературного объединения в ту эпоху и посмотрим сцену бала так, как ее увидели и прочувствовали участники, получившие индивидуальное задание.

Но у нас есть группа экспертов – это учащиеся второго курса. У них очень ответственное задание: определить роль данного эпизода в раскрытии проблематики произведения.

Демонстрируется фрагмент из романа ”Бал Наташи Ростовой”, глава XVI, часть 3, том 2 участниками литературного объединения:

(звучит вальс И. Штрауса, входят хозяин, хозяйка бала и адъютант-распорядитель)

Адъютант-распорядитель (представляет входящих гостей): Граф и графиня Ростовы с дочерьми! (входят Ростовы, кланяются хозяину и хозяйке бала)

Хозяйка (смотрит на Наташу внимательно, улыбается).

Хозяин (спрашивает у графа Ростова): Которая Ваша дочь?

Ростов (подводит к нему Наташу).

Хозяин (говорит): Charm ante! (целует кончики своих пальцев).

Адъютант-распорядитель: Графиня Перонская!

Перонская (рассказывает Ростовым): А вот и она, царица Петербурга, графиня Безухова (указывает на входящую Элен). Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц без ума от нее. А вон и брат

Безуховой – Анатоль Курагин (указывает на красавца, который прошел мимо их, с высоко поднятой головой). Как хорош! Не правда ли? А этот-то, толстый, в очках, фармазон всемирный (указывает на Пьера). С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый!

Пьер Безухов (входит в зал, кивая направо и налево небрежно и добродушно, останавливается с Болконским).

Наташа: Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? Помните, он у нас ночевал в Отрадном?

Перонская: А, вы его знаете? Я же терпеть не могу. По нем теперь все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся. Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил, как с этими дамами.

Адъютант-распорядитель (подошел к графине Безуховой и пригласил ее на вальс).

Элен (улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя, на плечо адъютанта).

(под руководством Т. В. Молочкиной учащиеся демонстрируют первый тур вальса)

Анатоль Курагин, глядя на танцующие пары, говорит:

…Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума;
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О, вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь;
Я вас хочу предостеречь.
Вы, также, маменьки, построже
За дочерьми следите вслед,
Держите прямо свой лорнет…” [4]

Вера: Наташа, посмотри на мое платье!

Наташа (не слушая ее): Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать, неужели меня не заметят все эти мужчины? Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною.

1-ая Дама (говорит о Наташе): Посмотрите на молодую девушку. Как она искренна, естественна, по-детски наивна, проста.

2-ая Дама: Выражение ее лица говорит о ее “готовности на величайшую радость и на величайшее горе”.

3-тья Дама: Неужели к ней “никто не подойдет”, неужели ее “не заметят” мужчины? Состояние этой девушки близко к отчаянию, она “готова плакать”

Пьер Безухов (подошел к Болконскому, схватил его за руку): Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee, Ростова, молодая, пригласите ее.

Болконский: Где? (извинившись, он подошел к графине Ростовой)

Ростова: Позвольте вас познакомить с моей дочерью.

Болконский: Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня. Поклонившись Наташе, спросил: “Разрешите пригласить вас на тур вальса?”

Наташа улыбнулась и сказала про себя: “Давно я ждала тебя”.

(звучит музыка И. Штрауса, все участники танцуют вальс, подготовленный Т. В. Молочкиной)

Граф Ростов:

Когда трепещут эти звуки,
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на колени руки,
Сажусь в забытый уголок.
М, как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь дальний
И шевелит мерцанье свеч.
О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пара молодой!
Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заранее учится душа? [6]

Хозяин бала смотрит на Наташу Ростову и говорит жене:

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;

Хозяйка бала:

Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -

Хозяин бала:

Но, встретясь с ней,
Смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Берг говорит Вере: Посмотри, Болконский снова пригласил Наташу.

Вера: Вальс создан для нежных объяснений при такой удобной обстановке: близость танцующих способствует интимности.

Берг: Ох уж этот вальс!

…Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Крутится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой… [4]

Болконский Наташе: Вы помните наше первое свидание в отрадненской аллее? Как вы не могли заснуть в лунную ночь. Я невольно слышал ваш разговор с Соней.

Наташа: Мне стыдно в том чувстве, в котором невольно вы оказались свидетелем.

1-ая Дама: Мне кажется, что князя Андрея поразила естественность этой девушки.

2-ая Дама: Что вы, скорее всего, открытость и непринужденность этой девочки.

3-тья Дама: А я думаю, что отсутствие столичного лоска.

(после вальса Болконский проводил Наташу к графине)

(звучит романс П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого “Средь шумного бала” в исполнении учащихся второго курса).

Болконский (в сторону): Эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж.…Это здесь редкость. Как эта девушка робка, трепетна. Гибкость тонкого стана очаровали меня. Я чувствую себя “ожившим и помолодевшим”. Эта девушка возвратила меня к жизни, разожгла огонь в моей душе и сердце.

Граф Ростов, подходя к дочери, спросил: “Весело ли тебе?

Наташа: Так весело, как никогда в жизни. Я нахожусь на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. (Мимо проходит мрачный Пьер) – Как весело, граф, не правда ли?

Пьер: Да, я очень рад.

Наташа (в сторону): Как могут они быть недовольны чем-то. Особенно такой хороший, как этот Безухов? Ведь все здесь на бале одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны быть счастливы.

(звучит романс П. Германа “Только раз бывают в жизни встречи” в исполнении учащихся второго курса)

(участники встают полукругом; в центре, взявшись за руки, смотря друг на друга, стоят Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Соня:

Язык любви – язык без слов,
Лишь чувства, ощущений зов,

Элен:

Мгновенный взгляд или улыбка -
Его основа из основ.

Курагин:

Любовь – она бывает разной.

Пьер:

Бывает отблеском на льду.

Адъютант:

Бывает болью неотвязной.

Граф Ростов:

Бывает яблоней в саду.
Графиня Ростова:
Бывает вихрем и полетом.

Хозяин бала:

Бывает цепью и тюрьмой.

Хозяйка бала:

Мы ей покоем и работой,
И жизнью жертвуем самой!

Вера:

Но есть еще любовь так

Берг:

Что незаметно подойдет

Болконский:

И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет

Наташа:

И будет до последних дней
Душой и совестью твоей.

(звучит вальс И. Штрауса, участники представления парами уходят из кабинета)

Преподаватель литературы: Предоставляем слово нашей экспертной группе. Они проанализировали данную главу и сделали вывод. Пожалуйста.

1-й эксперт: Значимость этой главы заключается не только в том, что в ней мы увидели зарождение теплого, нежного чувства любви между двумя положительными героями, но и в том, что встреча с Наташей выводит Андрея Болконского из душевного кризиса, рожденного разочарованием в своей неплодотворной деятельности, наполняет его силой, жаждой жизни. Он понимает, что “жизнь не кончена в тридцать один год”.

2-й эксперт: В образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Именно живым и непосредственным ощущением ценностей жизни она обновляет общающихся с ней людей, так как все ее поступки согреты изнутри теплотой нравственного чувства, которое она с рождения впитала из русской атмосферы ростовского дома.

3-й эксперт: Я думаю, что такие нравственные ценности, заложенные в людях, спасут Россию.

4-й эксперт: Лев Николаевич Толстой писал: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”. Это сегодня доказали на нашем уроке учащиеся первого и второго курсов. Мне хочется добавить, что только живой, непосредственный и обаятельный человек, как Наташа Ростова, спасут Россию.

Преподаватель литературы: Спасибо учащимся экспертной группы. Они блестяще справились с заданием.

Ребята! Судьба героини связана с судьбой самого писателя. В своем дневнике он написал, что его жизненный путь прошел через страдания (от грехопадения к очищению). Мы проследили за динамикой роста героини: образ сложный, но развивающийся, цельный, отражение духовной жизни тех русских женщин, перед которыми мы замираем с уважением, восхищением и признательностью. Мы узнали, что же означает слово “семья” для Наташи Ростовой.

Преподаватель физической культуры: Мне кажется, что умение говорить и танцевать – это ценное достоинство учащихся нашего профессионального училища, не принявших ни одного участия в школьных мероприятиях. Здесь мы увидели и всплеск эмоций, и умение не только красиво говорить, но и красиво двигаться в ритме мелодичного и зажигательного вальса.

Преподаватель литературы: Заканчивая урок на эмоциональном высказывании моего коллеги, прошу учащихся первого курса написать небольшое сочинение или эссе на темы: “Совместимы ли уроки литературы и физической культуры?”, “Испытание любовью главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, “Что означает слово “семья”.

(звучит вальс И. Штрауса).

Использованная литература

  1. Васильева – Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1987
  2. Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала XIX в. – М.: Центрполиграф, 2003
  3. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. – М.: 1991
  4. Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998
  5. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 2 / Коммент. Л. Д. Опульской. – М.: Просвещение, 1981
  6. Фет А. А. Стихотворения. – М.: Дрофа, 2005