Интегрированный урок (химия + география) по теме "Вода в природе"

Разделы: Химия, География


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Вода в природе” из курсов химии и географии.

Задачи: обобщить знания учащихся о воде, осуществить коррекцию знаний; развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез учебного материала, интерес к точным наукам, познавательный интерес, творческие способности, развивать умение работать самостоятельно и в группах, навыки само- и взаимоконтроля; формировать чувство ответственности, выявить экологические проблемы поселка.

Оборудование:

  1. Таблицы “Вода в природе”, “Круговорот воды в природе”, “Схема водоочистительной станции”, “Загрязнители воды”.
  2. Физическая карта мира.
  3. Газеты: “Вода в природе”, “Вода для нас”, “Мы для воды”.
  4. Аудиозапись “Шум моря”.
  5. Разновидности минеральных вод, дистиллированная вода.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой учащихся к изучению новой темы.

“Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.”

(французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери)

Учитель географии: Беседа “Вода в природе”.

Вы уже многое знаете о воде. Повторим эти сведения.

Какую часть поверхности Земли занимает вода? (71%)

Какая бывает вода? (Речная, озерная…)

Каковы общие запасы воды? (1,4 млн.км3 – морская, 30 млн.км3 – пресная.)

Где сосредоточены эти запасы? (Работа по карте)

II. Изучение нового материала.

Учитель химии:

О каком веществе идет речь?

  1. Данное вещество состоит из водорода и кислорода.
  2. Кипит при температуре 100°С.
  3. Температура замерзания 0°С.
  4. Хороший растворитель.
  5. Находится в природе в трех агрегатных состояниях.
  6. Вода.

Да, сегодня мы будем говорить о воде. (Ученики в тетрадях по химии записывают тему урока).

Каков состав воды? Каково строение её молекулы?

(ответы учащихся)

Физические свойства воды.

Вода - единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

Выясняют, почему вода в твердом состоянии (лед) легче воды (плотность воды в жидком состоянии равна 1 г/см3, а плотность воды в твердом состоянии – льда, равна 0,92 г/см3). Это имеет огромное значение, так как в противном случае все водоемы холодного и умеренного климатических поясов промерзли бы до дна и лишь в летнее время оттаивали бы с поверхности.

Меньшая плотность льда по сравнению с жидкой водой обусловлена его кристаллической структурой, содержащей пустоты, которая разрушается при плавлении (рис. “Структура льда” и “Форма снежинки”).

Решение задач:

а) Рассчитайте массу 1 м3 и 1л воды.

б) Глина (Al2O3·2SiO2·2H2O) – продукт выветривания горных пород. Вычислите массовую долю воды в глине.

(два ученика решают задачи у доски, остальные в тетрадях по вариантам, затем проверяют решение задач)

- Т естовая работа по решению задач:

1. Чему равна массовая доля воды в медном купоросе CuSO4·5H2O?

а). 36%
б). 40%
в). 30%

2. Чему равна массовая доля водорода в воде?

а). 18%
б). 11%
в). 12%

3. Чему равна массовая доля кислорода в воде?

а). 80%
б). 88%
в). 89%

4. Вычислите массу 3 моль воды. (_______________)

5. Сколько молекул содержится в воде массой 18г. (______________)

Учитель географии:

Беседа о солености воды.

Одна из легенд повествует, что во время осады Иерусалима римлянами в 70 г.н.э. несколько рабов были приговорены к смертной казни, закованы в цепи и сброшены в Мертвое море. Однако пленники не утонули: они всплывали всякий раз после того, как их снова и снова бросали в воду. Это так поразило римлян, что они решили помиловать осужденных. Объясните это явление. (Высокая соленость воды Мертвого моря обуславливает ее большую плотность. По этой причине в море нельзя утонуть.)

Мы говорили о наземной воде. А что представляет собой грунтовая вода?

Пресная вода – не более 0,1% солей (болота – резервуары пресной воды).

Минерализованная вода – от 0.1 до 5% солей:

  • лечебная (Кавказские источники)
  • лечебно-столовая (Боржоми)
  • столовая (Раифский источник)

Беседа о “святой воде”

Физкультминутка: (выполняют под “шум дождя”).

“Вода для нас” – учитель географии подводит учащихся к рассказу о значении воды. Отвечают на вопрос: “Для чего нужна вода человеку?” (Используются данные о потреблении воды, написанные на листе ватмана).

Употребление воды Расход воды
1. Промышленность:

- на производство 1т стали

150т
- на получение 1т бумаги 250т
Сельское хозяйство:

- для выращивания 1т пшеницы

1500т
- для выращивания 1т хлопка 10000т
Человек:

- на питание и питье в сутки

2,5-3л
- на питание и питье в год 1000л
- с учетом всей суммы расходуемой воды в год 30т

Учитель химии: Мы для воды.

Как же мы относимся к воде? Насколько мы её бережём?

Какими же способами человек загрязняет воду?

Источники загрязнения:

а) сточные воды;

б) стоки от животноводческих комплексов;

в) стоки с полей с минеральными удобрениями, пестициды, гербициды;

г) промышленные стоки (химических производств, целлюлозно-бумажная, металлургические заводы);

д) автозаправочные станции;

е) стоки от мытья автотранспорта;

ж) загрязнения земной поверхности и воды бытовыми отходами, вымывания ядохимикатов со свалок;

з) загрязнение Мирового океана нефтью.

Многие компоненты сточных вод представляют собой большую опасность для растительности, животных и человека:

(таблица “Загрязнители воды”)

Загрязнители воды

Элемент Токсичность Токсический эффект Источник загрязнения
Мышьяк Высокая Умственные расстройства, заболевания почек. Моющие средства, металлургия, средства борьбы с болезнями и вредителями в сельском хозяйстве.
Кадмий Высокая Гипертония, заболевания почек, уменьшение гемоглобина. Металлические покрытия, сигаретный дым.
Хром Средняя Раковые заболевания Металлогальваника
Медь Низкая Заболевания печени Медные трубы, металлические покрытия
Свинец Высокая Почечная недостаточность

Анемия, судороги, умственная отсталость

Свинцовые трубы, свинцовые краски, выхлопные га-зы, табачный дым
Ртуть высокая Нервные расстройства, па-ралич, сумасшествие, слепота Отработанные ртутные приборы, отходы химичес-ких предприятий

Очистка питьевой воды: (по таблице)

а) отстаивание (превращение мелких частиц в осадок)

б) фильтрация (уголь, песок, гравий)

в) обеззараживание (Cl2 или O3)

III. Закрепление.

Выводы: Что делать?

  1. Бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоемы, а очищать и употреблять многократно;
  2. Очищать городские канализационные стоки;
  3. Употреблять минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоемы;
  4. Усовершенствовать уборку животноводческих ферм;
  5. Каждому человеку необходимо экономить воду

IV. Домашнее задание.

По химии: § 7.1, 7.2. (Химия 8 кл. Л. С. Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева.)

По географии: Нарисовать плакат на тему “Берегите воду”.