Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Значение крови"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Значение крови»

Цель:

  • познакомить учеников с составом крови, со значением крови;
  • учить работать с учебным материалом.

ХОД УРОКА

1. Вызов

«Павлик порезал палец. Ленка разбила коленку. Пётр поцарапал нос. Миша ободрал локоть. Палец, колено, нос, локоть…из каждого пораненного места течёт кровь.
Как это так? Где же тогда находится кровь в нашем теле? Неужто повсюду?»

2. Групповая работа

– Как вы догадались, мы будем говорить о крови, узнаем о её составе и значении. Рассмотрите рис. на стр. 33 учебника. Сделайте вывод о значении крови по этим рисункам.

Вывод:

Кровь –

а) разносит питательные вещества;
б) снабжает клетки кислородом;
в) поддерживает постоянную температуру тела;
г) выводит вредные вещества;
д) защищает от вредных микробов.

3. Беседа по вопросам

– Что вы знаете о крови?
– Для чего проводится анализ крови?

4. Наблюдения

– Рассмотрите свои руки (кисти, запястья) с наружной и внутренней стороны.

– Что вы можете увидеть? (Кровеносные сосуды в виде голубоватых полосок. Кровеносные сосуды в нашем организме разные по длине и толщине: от толщины человеческого волоса до диаметра карандаша. Толстые сосуды постепенно разветвляются на более мелкие и пронизывают всё наше тело, образуя целую сеть, даже в коже.
В нашем организме есть вены, артерии и капилляры. Самая крупная артерия – аорта, самые тонкие – капилляры. Капилляр в 50 раз тоньше человеческого волоса.
Очень давно люди считали, что кровь бывает голубая и красная. Даже существовало образное выражение: «Люди голубой крови». К ним относили богатых людей: королей, принцев, князей.)

– Как вы думаете, почему? (Это понятие пришло из Испании, где крестьяне отличались от богатых загорелой кожей на руках. И вены не так выделялись, как на белых незагорелых руках неработающих богачей. У богатых людей голубые жилки были хорошо видны.)

5. Осмысление текста

– Прочитайте текст на стр. 33–35 учебника. По ходу чтения поставьте пометы на полях:

+ – знаю
? – не понял
= – знал, но забыл
v – совершенно новая информация

а) Рассмотрите рисунок на экране.

– Итак, из чего состоит кровь? (Кровь состоит из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.)

– Что вы узнали о плазме? (Это жидкость желтоватого цвета с растворёнными солями и белком. Плазма составляет 60% крови. Она разносит питательные вещества ко всем органам. Забирает вредные вещества и избыток воды из разных частей тела и доставляет к органам выделения. В плазме крови есть белок фибриноген, который при свёртывании крови превращается в нерастворимые нити и образует сгусток, который препятствует кровотечению из раны.)

– Почему кровь красная? (Эритроциты – красные кровяные клетки, которые участвуют в переносе кислорода в каждую клеточку тела. Живут эритроциты около 4 месяцев и образуются в костном мозге. Окраска клеток зависит от гемоглобина. В состав гемоглобина входит железо. Оно и придаёт крови красный цвет.)

– Какие ещё есть клетки в крови? (Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они бесцветны. Легко проникают через стенки сосудов в клетки органов, поэтому их легко можно увидеть в любой части тела. Лейкоциты разнообразны, борются с микробами разными способами. Есть фагоциты, которые пожирают вредные микробы.)

– Что вы узнали о тромбоцитах? (Это кровяные пластинки. Они очень мелкие. Участвуют в свёртывании крови. Когда кровь из ранки вытекает, тромбоциты склеиваются, разрушаются и попадают в плазму крови. В плазме есть белок фибриноген, который образует нерастворимые нити. В них застревают клетки крови и образуют тромб. Он и не даёт крови вытекать наружу.)

б) Составим схему состава крови:

в) Занимательные вопросы:

– Почему эритроциты крупнее лейкоцитов и имеют плоскую форму? (Чем больше площадь поверхности клетки, тем больше кислорода возьмёт эта клетка.)
– Сколько литров крови у человека? (Количество крови зависит от пола и возраста человека. У мужчин крови больше, чем у женщин.)
– Если из ранки вытекает гной, хорошо это или плохо? (Хорошо, т.к. лейкоциты вступают «в бой с микробами». Значит, у человека хороший иммунитет.)

6. Рефлексия (групповая работа).

Составление синквейна по плану:

1. Существительное (тема урока).
2. Подобрать к нему 2 прилагательных.
3. Подобрать к существительному 3 глагола.
4. Составить фразу, выражающую основную тему урока.

Работы учащихся:

Кровь, жидкая, красная. Разносит кислород, борется с микробами и сворачивается. Кровь – это жизнь.

Кровь, красная, солоноватая, течёт, снабжает кислородом, защищает. Без крови мы не сможем жить.

Приложение