Формирование коммуникативной культуры учащихся в процессе коллективно-творческой работы в образовательной области "Технология"

Разделы: Технология


А чтобы достичь успешности личностного и профессионального роста необходимо быть компетентным в вопросах коммуникативной культуры. К сожалению, в настоящее время существует большая проблема с воспитанием у детей коммуникативной культуры. Это напрямую связано с тем, что видит подрастающее поколение в окружающей их жизни и с негативным влиянием средств массовой информации.
Рынок труда требует от выпускников умения работать в коллективе, наличие командного духа и способности к риску.

Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свою работу. В этом смысле технологическое образование имеет много преимуществ, так как позволяет создать условия для самореализации школьнику с любым способностями за счет познавательно- трудовой деятельности в процессе коллективно-творческой работы.

Я хочу рассказать о своем опыте формирования коммуникативной культуры учащихся на уроках технологии с соблюдением следующих условий:

1. Коллективную работу провожу избирательно в зависимости от особенностей ученического сообщества, характера их взаимоотношений, от темы и практической ситуации на данный технологический момент.
2. Распределение заданий, ролей, формирование различных групп происходит только по желанию учащихся. Практика показывает эффективность такого подхода для изучения собственного «я» и уровня собственной коммуникативной энергичности
3. В коллективной работе одновременно могу использовать сочетание разных форм обучения (коллективная, групповая, парная, индивидуальная).

Урок “открытых” творческих задач «Фартучные фантазии» в 5 классе (введение в модуль).

Учащиеся едут в своих вагончиках, на станциях их старшеклассники знакомят с моделированием фартука, тканями, отделками, пятиклассники выполняют творческие задания. Из путешествия привозят сырье и знания. Дети коллективно фантазируют и макетируют фартучки для сказочных персонажей (Золушки, Белоснежки, Красной шапочки). Основная цель – развитие творческого мышления.
Но такая работа ценна и в плане развития коммуникативных навыков учащихся. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга.

Ролевая игра «Предприятие» в 8 классе (Модельное агенство «Леди в модных брючках»).

В ходе уроков происходит моделирование реальной деятельности.

Рефлексия учащихся:

«Ролевая игра помогла мне узнать больше о модельном бизнесе, рекламе. Командная работа сделала наш коллектив дружнее. В коллективе работать легче».
«Мне очень понравилось наше предприятие, интересное дело и может пригодиться в будущем. Я была в роли генерального директора и поняла, что быть директором даже маленького предприятия очень сложно и ответственно. Нелегко найти общий язык со всеми девочками, которые работают с тобой».
«Работать в коллективе сложно, стараешься не подвести всех. Были ссоры, но мы мирились и оставались командой».

Урок-конференция о моде в 11 классе – пример информационного общения. Процесс взаимосвязи и взаимодействия учащихся, в ко­тором происходит обмен информацией, опытом, умениями и навыка­ми, а также результатами деятельности (обработка информации, использование информационных технологий для презентации, решение проблем в моде с точки зрения экологии, исследования собственного гардероба, как избежать вещизма, обновление одежды, коллекции одежды).
Радостно наблюдать за работой своих выпускников. Они чувствуют себя раскованно, демонстрируют навыки общения в творческой коллективной работе.

Урок-спектакль «Культура школьной одежды» – пример этикета как компонента коммуникативной культуры личности. При подготовке спектакля усваивались основные правила этикета, касающиеся формы приветствий, обращений, построения разговора, поведения в общественных местах.
Идея спектакля появилась от вынужденной ситуации совмещать обучение в 10 и 11 классах, а в итоге подключился к нашей деятельности и весь коллектив школы, включая родителей.
Работа осуществлялась на доверии. Учащиеся были поставлены в активную позицию, они предлагали идеи, пытались реализовывать их.
В процессе у участников появлялись новые идеи, сценарий корректировался. Такая работа учит терпению по отношению к чужому мнению.

Рефлексия учащихся:

«Проект понравился. Поразило как много людей, причем совершенно разных по характеру, мышлению собрались на одной сцене, в одном проекте. Все было едино. Подготовка выматывает, но отказываться от таких проектов не хочется точно». «Мне понравилась работать с детьми».
«Спектакль получился замечательным. Перед выступлением все переживали и волновались по мелочам. Это был мой первый опыт общения с залом на сцене, а полученный в школе опыт договариваться и устанавливать контакты с товарищами по работе пригодится в жизни».
«Интересно было посмотреть, как готовились другие, и пытаться улучшить свои сценки и выступления. Общая работа объединяет учеников школы, учителей, родителей».
«Мне понравилась подготовительная работа. Проект хорош тем, что показал, каково заниматься общим делом, уметь общаться, договариваться, радоваться за всех».

Результаты практического опыта по формированию коммуникативной культуры:

1. Создается комфортный микроклимат на уроке и во внеурочной деятельности.
2. Происходит становление личности, что проявляется в отстаивании своих убеждений и уважении к чужому “я”.
3. Формируется устойчивый интерес к предмету.
4. Повышается активность учащихся на уроках, школьники становятся менее закрепощенными.
5. Возникает доверительный стиль отношений учителя и учащихся.

В заключение хочу сказать, чтобы воспитать у учащихся стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности, обладать коммуникативной энергичностью.