Урок окружающего мира на тему "Если хочешь быть здоровым"

Разделы: Начальная школа


Тема: Если хочешь быть здоровым

Цели:

  • Сформировать представление о здоровье как одной из главных
  • ценностей человеческой жизни.
  • Выделить компоненты здоровья человека.
  • Познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

Оборудование:

  • таблица с цифрами – у каждого ученика;
  • карточки:
    • РЕЖИМ ДНЯ,
    • ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА,
    • ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ,
    • ЗАРЯДКА,
    • ВРАЧИ;
  • рисунки зубной щетки, мыла, полотенца, расчески;
  • таблица «Продукты животного и растительного происхождения»;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– На прошлом уроке мы с вами познакомились с внутренним и внешним строением тела человека. Сейчас давайте выясним, что вы запомнили.

2. Проверка домашнего задания

1. Отгадайте кроссворд «Организм человека»

  • Не часы, а тикает.
  • Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества.
  • Когда сытый, он молчит. Когда голодный – урчит.
  • Орган зрения.
  • Органы дыхания человека.
  • И говорит, и кушает.

– Какое слово получилось в выделенной строке?
– Что такое скелет человека? Для чего он нужен?

3. Коллективный опрос

1) Какой внутренний орган называют «мотором» всего организма?

а) сердце
б) легкие
в) мозг

2) Извилистый лабиринт «внутренней кухни» – это …

а) мозг
б) кишечник
в) печень

3) Внутренний орган, который заведует всеми мыслями и чувствами человека, следит за правильной работой главных внутренних органов – это …

а) желудок
б) печень
в) мозг

4) Главное отделение «внутренней кухни» – это …

а) желудок
б) печень
в) кишечник

5) Соседка желудка, находящаяся с правой стороны от него – это …

а) мозг
б) сердце
в) печень

6) С помощью какого органа человек дышит?

а) мозг
б) сердце
в) легкие

4. Новая тема. Работа по учебнику

– Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
– Почему нужно есть много овощей и фруктов?
– Зачем мы спим ночью?
– Отвечая на мои вопросы, вы высказали разные мнения. Чтобы определить, кто из вас прав, разберем вместе с героями учебника тему «Если хочешь быть здоров».
– Откройте учебники на стр. 10.

1. – Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать РЕЖИМ ДНЯ.

РЕЖИМ – это распорядок дел в течение дня.
– Давайте рассмотрим рисунки на стр. 10 и узнаем режим дня Сережи. Что здесь пропущено? (Умывание, завтрак, обед, прогулка, подготовка домашнего задания, ужин).
– Кто хочет рассказать о своем режиме дня? (Ответы детей).
– При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, не менее трех раз в день кушали (желательно в одно и то же время), спали 8 – 9 часов, просыпались и ложились спать в одно и то же время.
– Итак, режим дня – это один из наших помощников в сохранении здоровья.

2. – Еще одним помощником, компонентом здоровья является ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.

– Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддерживать наше тело в чистоте, быть здоровым. У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи.

– Отгадайте загадки.

Костюмная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.

(Зубная щетка)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.

(Мыло)

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое?

(Полотенце)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам, –
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

(Расческа)

– Давайте посмотрим на стр. 11 и выполним задания.
– А теперь давайте выполним задание, которое предлагает вам попугай Илья.
– Итак, выполняя эти несложные правила личной гигиены, мы сохраним свое здоровье на долгие годы.

3. – Следующий помощник – это ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Правильное питание – это прежде всего разнообразное питание. Люди получают разнообразную пищу благодаря животным и растениям.

– Давайте рассмотрим таблицу.

4. – А что еще необходимо делать, чтобы всегда быть здоровым? ЗАРЯДКУ.

– Правильно. Важно каждый день делать зарядку, больше гулять, играть на улице в подвижные игры, заниматься спортом, закаляться. Недаром говорят: «Движение – это жизнь».

– А сейчас нам Толя прочитает стихотворение, которое называется «Со здоровым дружен спорт».

Стадион, бассейны, корты,
Зал, каток – всегда вам рады.
За старания в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки,
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало.

– А теперь давайте и мы сделаем небольшой перерыв и проведем физминутку.

5. Физминутка

6. О болезнях

– Ну а теперь поговорим о болезнях, которые нас иногда беспокоят. Об этом написано в книге «Расти здоровым», которую купила мама для Сережи и Нади.
– Чтобы расти здоровым, – сказала мама, – надо кое-что знать о болезнях. И о том, что делать, чтобы не заболеть.
– А вы хотите узнать, что прочитали Сережа и Надя в этой книге? Откройте стр. 14.

1 ряд – читает статью о простуде
2 ряд – о гриппе
3 ряд – о болях в животе.

– А теперь ответьте на вопросы:

1. Что нужно делать, чтобы не простудиться?
2. Как узнать, что ты заболел гриппом?
3. Отчего может заболеть живот?

7. Куда пойти лечиться?

– Ребята, а если вы вдруг заболели, кто вам поможет победить вашу болезнь? ВРАЧИ.

– А теперь давайте поработаем по стр. 17 (о специальностях врачей).

8. Итог урока

– Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Назовите помощников в сохранении здоровья.
– Что такое режим дня?
– Назовите предметы личной гигиены?
– Какое питание называется правильным?
– Кто помогает нам победить болезни?
– Какие специальности врачей вы знаете?

9. Домашнее задание

– Страница 10 – 17 прочитать, составить свой режим дня.

10. Оценивание

Использованная литература.

    • О.В. Казакова, Н.А. Сбоева Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» – Москва, «Вако», 2003.
    • М.В. Соловейчик «Я иду на урок» – Москва, издательство «Первое сентября».