Использование коммуникативной технологии при изучении темы "Защита окружающей среды" (метод проектов)

Разделы: Иностранные языки


Современное общество и государство ставит сегодня перед профессиональным образованием цель подготовить квалифицированного работника, конкурентно-способного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией. Нестабильное общество, будучи открытым и предлагая множество выборов, требует от будущих специалистов наличие таких личностных качеств, как мобильность, самостоятельность, гибкость, умение сделать свой выбор, брать ответственность на себя, умение планировать, предвидеть и работать в команде. Данные умения (компетенции) обозначены в концепции современного образования как ведущие, их формирование происходит в процессе развития личности. Поэтому в современной педагогике большое внимание уделяется развивающим технологиям, к ним относят также и метод проектов.

Учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Метод проектов можно эффективно использовать при обучении немецкому языку. Здесь представлена разработка проектного задания для самостоятельной работы студентов, которая может быть использовано преподавателями иностранного языка по теме “Защита окружающей среды”. В основной части работы представлен подробный план занятия, основной целью которого является подготовка студентов к выполнению проектного задания.

Проектная методика придает образовательному процессу развивающий характер, ориентирует на развитие у студентов навыков самостоятельной работы.

Учебно-методический план занятия по дисциплине “Немецкий язык”.

Тема занятия: “Защита окружающей среды”

Цели занятия:

Образовательные:

  1. Ознакомить и активизировать лексические единицы по теме.
  2. Активизировать грамматический материал в устной речи.
  3. Формировать навыки общения на немецком языке.

Развивающие цели:

  1. Формировать умения и навыки самостоятельной работы.
  2. Развивать навыки работы в команде при решении творческих задач.
  3. Развивать способности к самостоятельному поиску и использованию информации при решении творческой задачи.
  4. Развивать умение ставить проблему и находить пути её решения.
  5. Повышать мотивацию студентов к изучению немецкого языка.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.
  2. Прививать навыки коллективного труда.
  3. Формировать бережное отношение к природе и окружающей среде.
  4. Тип занятия: усвоение новых знаний на основе имеющихся.
  5. Вид занятия: комбинированный.

Ход занятия

Организационный момент (2 мин)

Цель этапа Содержание этапа Формы работы материал Вспомогательные средства обучения Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Подготовить обучающихся к работе на занятии. Взаимное приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к занятию.       Приветствует обучающихся, проверяет отсутствующих, проверяет готовность к занятию. Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию

Целеполагание и мотивация к учению (3 мин).

Цель этапа Содержание этапа Формы работы Содержание учебного материала Вспомогательные средства обучения Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Раскрыть цель и ознакомить с планом занятия. Сообщение цели и плана занятия.   Цели: ознакомиться с лексическим и грамматическим материалом по теме и уметь употребить их в речи, подготовиться к самостоятельной работе по созданию проекта.   Знакомит учащихся с целями и планом занятия. Знакомятся с целями и планом работы на занятии.

3. Актуализация опорных знаний (10 мин).

Цель этапа Содержание этапа Формы работы Содержание учебного материала Вспомогательные средства обучения Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Актуализация имеющихся у обучаемых знаний лексики по теме. Формулировка темы занятия студентами. Проверка готовности к восприятию материала, комментирование ответов студентов. фронтальная Построение ассоциограммы к понятию “окружающая среда”. Обсуждение ассоциограммы:

1. Что такое окружающая среда? Что к ней относится?

2. Какая наука занимается изучением окружающей среды?

3. Каковы проблемы окружающей среды?

Формулировка темы занятия.

Доска Записывает на доске ассоциации, задает вопросы, комментирует ответы, подводит студентов к формулировке темы. Предлагают свои ассоциации к данному понятию, отвечают на вопросы преподавателя, формулируют тему занятия.

4. Формирование умений (45 мин).

Цель этапа Содержание этапа Формы работы Содержание учебного материала Вспомогательные средства обучения Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Введение нового лексического и грамматического материала и их активизация. Знакомство с необходимой лексикой по теме, предъявление грамматической структуры, выполнение упражнений. фронтальная, парная, групповая 1. Образуйте как можно больше сложных слов из данных частей. (фронтально)

2. Подберите к понятию словосочетания. (словосочетания на бумажных полосках лежат на отдельном столе каждый студент подходит и берет словосочетания по своему признаку и потом образуются группы, составляют из словосочетаний предложения по образцу: с модальными глаголами и/или в повелительном наклонении)

3. Подберите к понятию текст. (парная)

4. Заполните текст с пропусками словами из списка. (индивидуальная)

Доска, мел, раздаточный дидактический материал Слушает, задает вопросы, комментирует ответы студентов, в случае необходимости отвечает на вопросы, поясняет, направляет -образуют сложные слова по теме,

- по заданному признаку подбирают словосочетания и собираются в группы по признаку, обсуждают внутри группы собранный материал, строят предложения, представляют свою работу.

5. Предъявление студентам задач по проектированию в рамках самостоятельной работы по данной теме (20 мин).

Цель этапа Содержание этапа Формы работы Содержание учебного материала Вспомогательные средства обучения Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Подготовить студентов к работе над проектом. Выбор темы, и вида проекта, создание творческих групп, планирование работы каждой группы. фронтальная Студентам предлагается проектные задания на выбор:

- составление программы действий по решению экологических проблем в повседневной жизни;

- социальная реклама по данной теме;

- выпуск экологического плаката

Доска, мел, темы проекта на отдельных листах бумаги Предлагает подойти к тому столу, где находится листочек с понравившейся темой проекта, знакомит с алгоритмом действий студентов пи создании проекта, обеспечивает необходимым лексическим и грамматическим материалом Выбирают тему проекта, образуют творческие группы, выбирают способ презентации, планируют деятельность, распределяют обязанности среди участников проекта

6. Домашнее задание. (5 мин. )

Цель этапа Содержание этапа Формы работы Содержание учебного материала Вспомогательные средства обучения Деятельность преподавателя Деятельность студентов
сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения информация о домашнем задании и о задании на самостоятельную работу (проект) и методике его выполнения

проверка понимания студентами содержания работы дома и и способов ее выполнения

  Повторить слова по теме, подготовить проект. Доска, мел, учебник Сообщает содержание домашнего задания и способах, последовательности его выполнения Слушают, записывают домашнее задание и фиксируют способы его выполнения

Подведение итогов (5 мин.)

Цель этапа Содержание этапа Формы работы Содержание учебного материала Вспомогательные средства обучения Деятельность преподавателя Деятельность студентов
подвести итоги занятия Подведение итогов занятия, анализ достижения цели, сообщение отметок. фронтальная Беседа по итогам занятия   Подводит итоги: анализирует достижение целей занятия, оценивает работу студентов, сообщает отметки. Слушают: анализируют обсуждают результаты работы

Памятка для студентов

Как создать проект?

  1. Определить тему проекта
  2. Выбрать форму презентации (плакат, буклет, стенд, газета, видео, репортаж и многое другое…)
  3. Составить план проекта.
  4. Определить задачи и распределить обязанности среди участников проекта:
    • назначить ответственных за поиск информационного и иллюстративного материала
    • назначить ответственных за оформление и техническое обеспечение проекта
    • назначить ответственных за презентацию проекта (докладчик, содокладчик)
  5. Определить сроки выполнения отдельных задач и проекта в целом.
    В а ж н о: использовать при работе над проектом лексический и грамматический материал, пройденный на занятиях по данной теме
  6. 6. В назначенный преподавателем срок представить свой проект.

Приложение

Литература.

  1. Емануилов А. П. Конструирование учебных занятий: Методические рекомендации. А. П. Емануилов, Н. И. Калмина, З. И. Протасов. – Омск: ООИПКРО, 2005. – 60с.
  2. Мойсейчук А. М. Современный немецкий язык. Ч. 2. Мн. , 2002.
  3. Мозаика: Учеб. нем. яз. для IX кл. шк. с углубл. Изучением нем. яз. /Н. Д. Гальскова, Е. В. Лясковская, и др. Книга для чтения. – М. : Просвещение, 2004.
  4. Иностранные языки в школе. 2004 №1.