Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление знаний уч-ся о правописании безударных личных окончаний глаголов;
  • развитие речи учащихся, внимания, памяти, мышления; воспитание уважения к людям труда.

Оборудование: карточки, толковый словарь Вл. Даля.

Ход урока

I. Повторение изученного.

На доске запись:

плач_шь пол_те

постро_м сеять

- Прочитайте написанные на доске слова. Что их объединяет? (на доске написаны глаголы)

Расскажите о глаголе по плану:

1. Что такое глагол?

2. Что называется спряжением?

3. Как определить спряжение глагола?

II. Формулирование уч-ся темы и цели урока.

- Какой глагол можно исключить из числа написанных на доске? Обоснуйте свой ответ. (Глагол сеять т. к. это глагол Н. ф. )

- Ориентируясь на слова, оставшиеся после исключения глагола СЕЯТЬ, и учитывая специфику их записи, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Учитель пишет тему урока на доске. )

- Учитывая тему урока и то, что мы с этим материалом уже знакомы, сформулируйте его цель.

(на доске опорные слова: повторить…, упражняться в написании… , познакомится с…)

III. Актуализация знаний уч-ся.

- Приступим к реализации цели урока. Расскажите, как правильно написать безударные личные окончания глаголов? Для примера используйте написанные на доске слова, по которым вы определяли тему урок. (Учитель вставляет пропущенные орфограммы)

IV. Минутка чистописания.

- На минутке чистописания мы напишем букву, которая находится в корне глагола настоящего времени 2лица и обозначает в нем согласный глухой мягкий звук. Какая это буква? Я подпишу еще букву Ь. Что это вам напомнило? (суффикс глаголов Н. ф. )Какие еще суффиксы глаголов Н. ф. вы знаете?

Пропишите росчерк с буквой Ч.

V. Словесно-орфографическая работа.

Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:

- Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. (Время предъявления 50с, после чего фигуры и буквы убираются. Затем показываем те же самые фигуры(но без букв) в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. )

Назовите слово. (Агроном)

Объясните лексическое значение слова агроном. (Агроном-специалист сельского хозяйства. )

Слово агроном произошло от двух греческих слов: “агрос”-поле и “номос”-закон. Агрономия – наука земледелия. Агроном – человек, изучивший эту науку. Знания законов земледелия помогают агроному выращивать высокие урожаи с/х растений. Агроном – профессия древняя. Уже несколько тысяч лет тому назад в Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии и Древнем Риме люди знали правила и наставления по обработке земли и выращиванию сельскохозяйственных растений. Об этом можно прочитать в сохранившихся документах и книгах того времени.

Напишите слово агроном в тетрадь с комментированием.

VI. Физкультминутка.

- Я буду называть глаголы. Если услышите глаголы 1 спряжения-приседайте, если 2 - прыгайте.

Колоть, плясать, видеть, терпеть, считать, носить, рычать.

-Вы хорошо определяете спряжения глаголов. А теперь посмотрим, как вы выполните упражнения.

VII. Тренировочные упражнения.

№1

Агроном зна_т законы земледелия, уме-т ухаживать за растениями, применя_т удобрения для получения хорошего урожая. Он разбира_тся в сельскохозяйственной технике и организу_т сельскохозяйственное производство: правильно расставля_т людей и машины на участках, смотр_т, чтобы не было простоев.

- Прочитайте текст. Сформулируйте задание к упражнению, опираясь на тему урока. (Надо выписать глаголы и вставить пропущенную орфограмму. Выделенный глагол разобрать как часть речи. )

Молодцы! Верно. Повторим алгоритм: как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.

(Уч-ся рассказывают , а учитель открывает записанные на доске действия)

1. Ставлю ударение… окончание безударное

2. Ставлю глагол в Н. ф. (глагол-исключение)

3. Оканчивается на…

4. Спряжение…

5. Пишу в окончании букву…

- Что еще надо знать, чтобы не ошибиться? (Надо знать глаголы-исключения) Учитель подписывает в алгоритме: глагол-исключение. Повторим глаголы-исключения. А теперь приступим к работе.

Задание выполняется самостоятельно. (Проверяется и повторяется правило)

-Поднимите руки, кто не сделал ошибок? Молодцы!

№2

- Рассмотрите запись. Сформулируйте задание.

 

(пословица)

(Что посеешь, то и пожнешь. )

Вы верно сформулировали задание (восстановить пословицу), я только его уточню. Надо записать пословицу и объяснить, как вы ее понимаете.

Ученик записывает пословицу на доске, объясняет и выделяет все известные орфограммы.

- Лексическое значение каких слов вам непонятны? Обратимся к толковому словарю Даля. (Читает ученик-эксперт. )

Жать- срезать серпом пшеницу или другие растения с корня.

Серп – зубренный, кривой нож, для срезки (сжатия)хлеба с корня.

Вы объяснили смысл пословицы в прямом ее значении. А как вы понимаете ее в переносном значении? (Надо относиться к людям с уважением и тогда так же будут относиться и к тебе. )

VIII. Итог урока.

- Смогли ли мы достичь поставленной цели? Какую цель мы достигли?

Оценки. Д/з.