Работа с родителями "Гиперопека в семье, пути ее преодоления" (группа для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Разделы: Работа с родителями


В “Концепции дошкольного воспитания” (1989) подчеркивается: “Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей”.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов. Следует отметить, что посещение детьми логопедической группы связано с интересами и пожеланиями родителей. От того, насколько представлены интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы с детьми в логопедической группе.

В данном случае сотрудничество с семьей играет огромную роль. Полноценное образование ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации и результаты консультаций учителя-логопеда, психолога, воспитателей коррекционных групп.

Совместная работа с семьями воспитанников логопедической группы должна строиться на основных положениях, которые определяют ее содержание, организацию и методику.

- Единство, которое достигается, если цели и задачи развития ребенка хорошо понятны не только педагогам логопедической группы, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы специализированной группы, а специалисты используют лучший опыт семейного воспитания;

- Систематичность и последовательность коррекционной работы (в соответствии с конкретным планом) в течение двух – трех лет пребывания ребенка в логопедической группе;

- Индивидуальный подход к каждой семье на основе учета ее интересов;

- Взаимное доверие и взаимопомощь специалистов логопедической группы и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики;

Укрепление авторитета педагога в семье, а авторитета родителей в логопедической группе.

В соответствии с основными положениями система работы в семье и специализированной группе должна обязательно включать:

- ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребенка (сентябрь, январь, май);

- участие в составлении коррекционной работы в соответствии с диагностическими данными;

- ознакомление родителей с содержанием работы в коррекционно-логопедической группе;

- обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах деятельности.

В этих целях при организации коррекционной работы могут использоваться:

- информатизация в родительских уголках, папках-передвижках;

- консультации;

- устные дискуссии с участием психолога, медиков и других специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;

- деловые игры, фрагменты открытых занятий, разборы проблемных ситуаций по видеосъемкам и т.д.;

- “дни открытых дверей” для родителей с посещением разнообразных занятий;

- совместные досуги и праздники и т.д.

Консультация для родителей
(группа с тяжелым нарушением речи)

Тема: “Гиперопека в семье, пути ее преодоления”

В данной группе выделяется подгруппа, в которую вошли дети, воспитывающиеся в условиях выраженной гиперопеки со стороны матери. Характерные черты гиперопеки: избыточный контакт с ребенком, слишком длинный период ухода “как за маленьким” и подавление независимого поведения. Исходя из аналитических данных дети, воспитываемые в условиях гиперопеки появились с осложнениями при родах, в младенчестве часть страдали хроническими или опасными для жизни заболеваниями. В таких случаях гиперопека во время болезни является разумной мерой, трудности же возникают в результате того, что она продолжается и после выздоровления. У детей с речевой патологией процесс “выздоровления” или компенсации без воздействия специалиста невозможен. Только комплексное воздействие родителей и специалистов даст хорошие результаты. Не менее важную роль в воспитании играют отцы. Отцы гиперопекаемых детей обычно бывают либо покорными людьми, которые почти не принимают участие в жизни семьи, либо заняты в деловой сфере.

Необходимо задуматься о совместных формах проведения досуга родителей и детей. Общение ребенка с окружающими взрослыми очень важна при этом ребенок получает материал для подражания. Взрослые должны организовать и направлять двигательную деятельность детей, с тем чтобы обратить ее на пользу. Ребенок инстинктивно тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими. Но связь функции кисти рук и речи оказывается настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Для стимулирования развития речи ребенка в логопедической группе после прохождения лексической темы “Овощи” предлагаю выполнить совместную работу с родителями “Овощное ассорти”, где родители и дети должны сделать из овощей поделки и принести их в детский сад на выставку.

Вот что получилось. (Фотоматериалы прилагаются)

384.JPG (8005 bytes)

385.JPG (9978 bytes)