Информационные технологии на уроке немецкого языка в 7-м классе "Природа вокруг нас"

Разделы: Иностранные языки


7 класс

“Программы по немецкому языку. 5-9 классы”, М.Пр., 2006 под ред. Бим И.Л., учебник “Немецкий язык. Шаги 3” для 7 класса под ред. Бим И.Л.

Тема: “Природа и мы. Сохраним леса для потомков”.

Общепедагогические задачи:

Образовательные задачи:

1). Учить систематизировать лексику на основе ассоциативных связей.

2). Учить аргументировать своё высказывание, давать совет, рекомендации.

3). Учить воспринимать на слух небольшие по объёму тексты и осуществлять контроль понимания с помощью подбора рисунков.

4). Учить групповому обсуждению правилам поведения в лесу.

5). Учить связному монологическому высказыванию с опорой на видеосюжет (зрительное восприятие).

6). Учить описывать иллюстрацию по теме в соответствии с проблемным заданием.

Развивающие задачи:

1). Развивать у детей любовь к природе, к окружающему миру.

2). Развивать критическое мышление учащихся.

3). Развивать познавательную активность учащихся.

Воспитательные задачи:

1). Воспитывать чувство милосердия и нормы нравственности.

2). Воспитывать положительное отношение к окружающей среде.

Оснащение урока: Компьютерный класс и компьютер (рисунки, слайды, видеосюжеты, проекты, выход в интернет) с проектором для демонстрации представляемого материала, магнитофон (тексты для аудирования, музыка И. Глазунова), видеосюжет об экологических проблемах лесов вокруг г. Сорочинска, раздаточный материал (рабочие листы, опорные схемы, глоссарий, карточки), макеты леса, картины художников Оренбуржья, стенд с собранием литературных источников о природе Оренбургского края.

Программное обеспечение:

  • Internet Explorer
  • Power Point

Ход урока

Vorwort des Lehrers: Schönen guten Morgen, liebe Kinder. Ich bin froh, alle auf dem Treffen der jungen Naturalisten und Erforscher zu begrüßen. Ich möchte mit dem Unterhalten von unserer heimatlichen Natur beginnen. Vor euch ist das schöne Bild des Orenburger Malers А. Owtschinnikow (Приложение). Mit großer Liebe stellen Orenburger Maler die schöne, aber harte Natur des Orenburger Kray dar. Unser Kray ist meistens eine Steppenzone, darum sind die Wälder hier von großer Bedeutung. Seht auf das Bild, kommentiert es. (Приложение) (Учащиеся дают комментарий к картине. В случае затруднения задаются вопросы).(3 мин.)

Lehrer: Ja, wirklich, die Natur (die Wälder, die Steppen, die Flüsse) sehen malerisch aus. Aber in unserer Zeit? Ist es auch so? Doch sagte unser Landesmann, der russische Schriftsteller und Dichter Sergey Timofejewitsch Aksakow die Zukunft der Natur mit solchen Worten voraus:

И люди набегут толпами,
Твоё приволье полюбя,
И не узнаешь ты себя
Под их нечистыми руками
И в глубь лесов, и в даль степей
Разгонят дорогих зверей.
Помнут луга, порубят лес,
Взмутят в водах лазурь небес!

Das werden wir heute auf unserem Treffen, das in Form eines Wettbewerbs gebaut ist, besprechen.Unsere Arbeit wird die Sonne mit ihren Strahlen beleuchten und zeigen, welche Gruppe die besten Kenntnisse zeigt.

I. Lehrer: Die erste Etappe heißt “Die ökologischen Probleme der Wälder Sorotschinsk ringsum”. Seht 2 Videofragmente und kommentiert sie in Form einer Präsentation. Gebraucht dabei die Stützschemen. Ihr habt 3 Minuten für die Vorbereitung. (Идёт просмотр видеофрагмента и затем по истечении 3 минут обсуждения – презентация). (Приложение)

Lehrer: Ihr habt diese Etappe glänzend geschafft und als gute Kenner der ökologischen Probleme gezeigt. Jede Gruppe bekommt je einer Medaille.

II. Aber kennt ihr den Wald so gut? Hört die Geräusche des Waldes zu und bestimmt genau, wer oder was sie macht. Auf euren Tischen liegen Karten mit verschiedenen Benennungen der Geräusche. Wählt passende Wörter. Vorbereitungszeit-2 Minuten. Also, bitte, noch einen Videofragment. (Идёт просмотр и прослушивание видеофрагмента). Nun, nennt die Wörter, sagt sie laut vor. (Учащиеся выбирают из предложенных слов услышанные в видеофрагменте). Ja, ganz richtig. Jede Gruppe bekommt wiederum je einer Medaille. (3 мин.)

Lehrer: Vor der nächsten Etappe führen wir Brainstorming durch, damit euer Gehirn besser funktioniert. An der Tafel ist der Wald dargestellt. Welche Assoziationen fallen euch bei diesem Wort (Bild) ein? Sagt im Augenblick! Jede Gruppe nennt je 5 Wörter und schreibt sie an der Tafel. (1-2 мин.)

Nun, jetzt ist euer Gehirn fertig, weiter zu arbeiten.

III. Hört 2 Texte zu, seht die Bilder an der Leinwand und sagt, welche Fotos passen zu welchem Text. Wählt einen Spiker von der Gruppe, der eure Meinung aussagt. (Проводится аудирование текстов с опорой на слайды). (Приложение) (3 мин.)

Lehrer: Wunderbar, keine Gruppe hat Fehler gemacht und gewinnt Medaillen.

IV. Die nächste Etappe soll zeigen, wie jede Gruppe intensiv arbeiten kann. Auf euren Tischen liegen Arbeitsblätter mit den Aufgaben, wie z.B.: Finde, ohne etwas abzureißen, abzubrechen und zu zerstören, was weich, glatt, stachlich, rau ist. Geht in den Wald, macht eine virtuelle Wanderung und sammelt diese Stoffe. (Участники групп совершают “виртуальную прогулку” по лесу и представляют собранные предметы). (5 мин.)

Lehrer: Beide Gruppen haben richtig die gesammelten Stoffe charakterisiert und erhalten Medaillen.

V. Und jetzt ist die Zeit der Projekte. Jede Gruppe erstellt ihren eigenen zu Hause vorbereiteten Projekt. Nach der Präsentation jedes Projekts führen wir Blitz-Umfrage durch. Die erste Gruppe “Junge Erforscher” tritt mit dem Projekt “Symbole, die den Wald zu bewahren helfen” ein. (Проводится представление проектов). (7 мин.)

Mit dem zweiten Projekt hält die Gruppe “Junge Naturalisten” das Wort. Er heisst “Aktion “Sauberer Wald. Klassifikation des gesammelten Mülls”.

Lehrer: Besten Dank für eure Projekte, die von großer Bedeutung für Wälder sind. Wenn sogar ein Mensch unsere Symbole im Wald beachtet, denkt vielleicht daran, dass er die Schönheit des Waldes nicht verschmutzen, zerstören muss. Jeder Projekt ist aktuell und wichtig. Ihr habt eure Medaillen verdient.

VI. Am Ende unseres Treffens können wir ein Resümee machen und eigene Meinung dazu sagen, damit wir dieses Resümee an das Forum der jungen Waldbeschützer schicken. Bitte, denkt 5 Minuten nach. Wählt 2 Vertreter von den Gruppen für die Arbeit am Computer. Auf dem Monitor des Computers findet ihr 2 Dokumente mit den Adressen der Web-Seiten:

http://www.forest.ru/index-r.html

umweltkindertag@bundjugend.de

Klickt auf die vorgeschlagenen Web-Seiten an und schreibt den elektronischen Brief in Form eines Resümees. (3 мин.)

Lehrer: Ja, es ist wirklich wichtig, den Wald zu schützen, weil er uns Sauerstoff gibt und die Luft von den giftigen Stoffen reinigt.

Ich hoffe, dass unser Treffen nicht umsonst war und wir die am Anfang gestellte Frage beantwortet haben. Wenn jeder Mensch für die Natur sorgen wird, dann können wir die Naturkatastrophe vermeiden und sicher in die weitere Zukunft sehen. Ihr habt das ausgezeichnet gemacht. Die Sonne zeigte uns, dass beide Gruppen an unserem Treffen aktiv teilgenommen haben und bekommen höchste Noten. Pflanzt zu Hause einige Sämen in die Eischale und sorgt für sie. Ihr musst nach paar Monaten schon lustige Grüne beobachten. Das wird euer langfristiger Projekt sein.

VII. Ich beende unsere Sitzung auf einer optimistischen Note mit den Worten von grossen Goethe: “Mächtige Natur um uns herum, ist fähig, mächtige Gedanken und Taten zu geboren’. - “Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки”. Ich wünsche euch, liebe Kinder, dass eure Traumwünsche in Erfüllung gehen, feste Gesundheit, reinen Himmel über dem Kopf. Alles Gute! (1-2 мин.)

Приложение к конкурсному уроку.

Методические приёмы.

  1. Und wie steht es mit dem Geruch, nach dem wir im Wald riechen können? Für jede Gruppe wird ein Geruch vorgeschlagen. Ihr musst erraten, wonach es riecht. (Учащимся предлагаются веточка ели и ландыша. С закрытыми глазами один из участников каждой команды угадывает запах).
  2. Auf dieser Etappe machen wir eine spannende Wanderung durch den Wald. Sie heisst “Nach den Waldwegen”. Jede Gruppe geht durch den Waldweg, beantwortet 5 Fragen (auf eine Antwort – eine halbe Minute), bis sie das Ziel erreicht. Für richtige Antwort bekommt ihr ein Blatt. Fünf gesammelten Blätter symbolisieren den “Sieg”.
  3. Diese Etappe heißt “Die Erkundungswanderung durch den Wald”. Bummelt visuell und erstellt eine Geschichte darüber. Präsentiert sie. Seht einen Videofragment dafür durch. Auf euren Tischen liegen Stützschemen für eure Präsentation.
  4. Hört Texte zu und bestimmt, welche Bilder passen zu welchen Texten. (Тексты для аудирования записаны в 3-х вариантах – магнитофонной записи, на диске, в самой презентации, фото сделаны в слайдах и в виде раздаточного материала).
  5. Вопросы для беседы по картине в случае затруднений.
  1. Welche Jahreszeit ist es?
  2. Wie ist die Natur?
  3. Wie nennt man Busuluker Bor?
  4. Welche Bäume wachsen hier?
  5. Wie sieht der Wald aus?
  6. Was sehen wir auf dem Feld?
  7. Gefällt euch das Bild?
  8. Wie ist der Himmel?
  9. Wie ist die Luft?
  10. Was ist auf dem Bild dargestellt?

Das Unterhalten nach dem Bild.

Die Aussagen zum Bild.

  1. Es ist Sommer. Die Sonne scheint hell.
  2. Die Natur ist malerisch.
  3. Den Busuluker Bor nennt man “Perle des Orenburger Gebiets”.
  4. Im Wald wachsen hundertjährige Tannenbäume, Birken, Eichen.
  5. Der Wald sieht wunderbar aus.
  6. Das Bild weckt in mir Ruhe.
  7. Mir gefällt das Bild sehr.
  8. Der Himmel ist blau.
  9. Die Luft ist rein.
  10. Das Bild hat der Orenburger Maler dargestellt.

6. Die Etappe: Ökologische Probleme der Wälder Sorotschinsk ringsum.

Stützschemen.

1). Die Wälder sind in Gefahr.

2). Wegen einer Zigarette werden viele Wälder verbrannt.

3). Viele Bäume in den Wäldern werden durch Feuer, Ausholzen, Müllberge zerstört.

4). Der Feuer vernichtete das ganze Gras, die Blumen, die Neste auf der Erde, auf den Bäumen, alles Leben im Wald.

5). Der Boden ist schwarz.

6). Die Natur sieht schrecklich aus.

7). Daran hat der Mensch schuld.

8). Wollen wir fur die Natur sorgen!

9). Es gibt mehr keine Tiere im Wald.

10). Menschen, bewahrt die Wälder! Sie sind für uns sehr wichtig!

7. Projekte

“Symbole …” – Wir kennen, dass die Natur, das heißt Wälder, Tiere, Vögel, Insekte in Gefahr sind. Der Lebensraum der Tiere und Vögel ist zerstört. Bald werden sie aussterben, weil Tiere keine Ruhe und Nahrung haben. Wir, Kinder, können ihnen helfen. Wir schlagen vor, diese Symbole in den Wäldern zu stellen und Tiere vor bösen Menschen retten.

“Aktion …” – Nach den Sonntagen können wir im Wald Müllberge sehen. Wir machen uns an die Arbeit. Nach einigen Stunden der schweren Arbeit sind wir fertig. Was da nicht kam: Flaschen, Plaste, Dosen, Becher und vieles andere. Wir bemühten uns diesen Müll zu klassifizieren. Auf unserem Poster könnt ihr das sehen.

Описание урока.

I. Сообщение темы и целей урока учащимся, знакомство с условиями и заданиями урока-конференции. Представление групп. Рефлексия посредством описания картины.

Мой медиаурок начинается со вступительного слова учителя, который в своей речи освещает задачи урока-конференциии и даёт чёткую установку на все этапы. Рефлексией к уроку служит задание, используемое учителем перед основными этапами. Так, учитель использует методический приём “описание картины” для активизации коммуникативной деятельности школьников. Ребята описывают картину, комментируют увиденное, делая выводы о важности сохранения окружающей их природы и постепенно “входят” в обсуждение поставленной задачи. В классах со слабым уровнем обученности учитель предлагает ответить на вопросы к картине.

В заключении учитель подводит итог, используя слова русского писателя С.Т. Аксакова, предлагая тем самым обсудить затронутую тему.

II. Работа с видеофрагментом с дальнейшей презентацией.

На этом этапе урока предлагается работа с видеофрагментами экологически проблемных мест вокруг г. Сорочинска, снятыми самими ребятами на цифровой фотоаппарат. По опорным схемам им предлагается сделать презентацию. Работа идёт в группах, после чего спикер от каждой группы выступает с презентацией.

III. Прослушивание и просмотр видеосюжета с извлечением информации. Работа в программе Winamp Media file.

Данный этап предполагает работу с видеофрагментом, в процессе которой необходимо извлечь необходимую информацию и озвучить её. Сопутствующим материалом являются карточки с различными звуками, из которых нужно выбрать те, которые можно услышать в лесу.

IV. Разминка в виде мозгового штурма.

Группам предлагается высказать ассоциации, которые возникают у них при слове “лес”. Все слова записываются на доску, где закреплено изображение леса.

V. Работа в программе Power Point. Аудирование текстов с опорой на слайды. Необходимо определить, какие рисунки относятся к какому тексту. Спикер представляет мнение от своей команды.

VI. Работа в программе Power Point. Участники групп совершают “виртуальную” прогулку по лесу и заполняют предложенные рабочие листы, где они должны указать, что они “собрали” в лесу, ничего не повредив. В помощь на столах дополнительно к слайдам находятся макеты леса, на которых можно найти дары леса. Представитель от группы даёт характеристику “собранным” предметам.

VII. Защита проектов. Обе группы представляют приготовленные в качестве домашнего задания проекты, которые отражают гражданскую позицию ребят к природе.

VIII. Работа в интернете. Отсылка электронного сообщения на форум юных защитников леса из России с поддержкой их акции и на немецкую страничку “Umweltkindertag”.

XI. Подведение итогов урока-конференции. В качестве домашнего задания предлагается долгосрочный проект по выращиванию зелени в оригинальном дизайне. (Учебник Бим И.Л. за 7 класс, упр.15, стр.122)

К разработке данного урока также сделано приложение, где представлены методические приёмы в случае, если возникнет необходимость, либо заменить отдельные этапы урока, либо дополнить их, если останется неиспользованное время. Кроме того, при проведении данного урока в “запаснике” у меня находятся фотографии со слайдов, сделанные на бумажных носителях, а тексты для аудирования в магнитофонной записи и на диске. Так же как звуки леса представлены в компьютерном варианте и в магнитофонной записи.

Методические рекомендации к уроку

  • Учебный материал на уроке должен быть объединён по ситуативно-тематическому принципу;
  • Как форма практического применения ЗУН урок проводится в форме ролевой игры “Встреча юных натуралистов”;
  • Необходимо заранее ознакомить учащихся с планом, где указываются все предполагаемые ситуации;
  • Определение ролей с индивидуальным домашним заданием – подготовить проекты и принять участие в их обсуждении;
  • Самостоятельная работа учащихся по сбору дополнительной информации с проявлением своей индивидуальности;
  • При подготовке постоянно закрепляется материал;
  • При составлении плана ролевой игры необходимо определить главные действующие лица (спикеры), создать рабочие группы, включающие учащихся с разным уровнем обученности.
  • Данный урок следует использовать как итоговый в качестве обобщения и закрепления ЗУН учащихся;
  • Данному уроку должна предшествовать тщательная подготовка (разработка конкретных целей обучения и воспитания);
  • При планировании данного урока преподавателю необходимо учитывать особенности своего темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса и отдельных учащихся;
  • Обучающие, воспитывающие, развивающие функции урока должны обеспечиваться различными средствами (компьютер, DVD);
  • Использовать ресурсы Интернет, интегрируя их в урок;
  • Сочетать обычные игровые формы обучения с новыми информационными технологиями.

Используемые Интернет-ресурсы

  1. www.google.ru
  2. http://www.forest.ru/index-r.html
  3. umweltkindertag@bundjugend.de

Литература

  1. Бим И.Л. “Немецкий язык. Шаги 3”, М., Пр. 2004.
  2. Макаревич И.Г. Интернет на уроках немецкого языка// Иностранные языки в школе.-2004.-№6.-С.32-37