Народная память — надежный хранитель. Внеклассное мероприятие по истории "К Дню памяти жертв политических репрессий"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

1. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

2. Воспитание ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

1 Ведущий:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность
Братство…
А есть еще
Совесть
Честь
Ах если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали!
И это не просто слова.

2 Ведущий: Вот уже несколько лет 30 октября в нашей стране отмечается совсем не праздничная дата – день памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам в этот день скорбят о безвинно убиенных.

1 Ведущий: Страшное время пережил наш народ, и навряд ли можно оставаться равнодушным всем нам к трагическим страницам своей истории. Нельзя потому что “кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей”. Судьба людей была поистине героической и одновременно трагической. Для вас, молодого поколения, неправдоподобно звучат сегодня такие понятия, как расстрелы по разнарядкам, геноцид народов. Но все это было! И не дай Бог чтобы повторилось все то, отчего мы уходим все дальше и дальше.

Песня Б. Окуджавы “Пока земля еще вертится” на фоне этой музыки звучат слова

2 Ведущий: Сегодня мы говорим об этом вслух, не стесняясь, не боясь. А ведь было время, когда наши бабушки и дедушки, отцы и матери боялись говорить, что кто-то из родных был “врагом народа”, что многие оказались здесь на Уватской земле, не по своей воле, а были сосланы в Сибирь как спецпереселенцы, а по другому – раскулаченные.

Правда, Правда, не плачь от бессилья,
Пред машиной земной не сробей.
Распахни свои мудрые крылья,
В ипостаси последней своей.

Предъяви электронному веку
Свой бессмертный терновый венец.
Послужи на земле человеку –
Твое время пришло наконец.

1 Ведущий: Спецпереселенцы! Кто они? Классовые враги или жертвы системы? Сколько их было? Какова их судьба? В одной из публикаций утверждается, что: “по официальным данным за два года было сорвано с родных мест около миллиона хозяйств. А это значит, как минимум 4 миллиона человек.

2 Ведущий: Как дурной полузабытый сон уходят давно минувшие 30-е годы, но в памяти людей, переживших это время, они не забылись. Перед нами горькие исповеди жертв политических репрессий.

Семёнова В. Ученица 11 “В” класса. Из воспоминаний Зои Варнаевны Захаровой:

“Морозным февральским днем 1930 г. В дом отца Денисова Варнавы Михайловича в д. Северо-Дубровное Армизонского района, вошло трое из местных властей с сообщением о раскулачивании и ссылке на север. Отца дома не было. Мать Устинью Николаевну с четырьмя детьми сразу выселили из дома – ночевали в бане, а наутро в запряженных санях, под конвоем ссыльные выехали из деревни. Никого не пустили попрощаться. Соседи плакали, глядя на жалкие подводы. Высылали две семьи, чьи дома были получше и хозяйство справное, хотя работников они не держали.

Так добрались до д. Поварово Уватского района, где остановились. Маму с нами, детьми, поселили в д. Ахман, где нас нашел отец. Ссыльным предписывалось ехать в пос. Черпия, в лес. Отец объяснил коменданту, что нет решения на его ссылку и его семьи. Комендант Рапейко Осип Абрамович вынул наган и, брызгая слюной, матерился в ответ.

Так семья приехала в лес. Жили в землянках. Голодали. Отец строил комендатуру, правление колхоза “Новая жизнь”, школу, пожарную, баню, клуб и типовые двухквартирные жилые дома. Простудился, надорвался. Умер в 48 лет. мама похоронила и младшего сына. Она работала на раскорчевке леса вместе со старшей дочерью.

Нам учиться в ближних школах не разрешали, т.к. школу построили немного позже. Ходили пешком в школу колхозной молодежи, в поселок ссыльных Екимовку.

… брат в 1941 году остался под Москвой навеки 19-летним, когда сибирские полки стеной встали и не пустили немцев в столицу.

Муж сестры Грани – Дернов Ипполит Степанович – воевал под Сталинградом, вернулся с одним глазом. Он с женой не дожили до пенсионного возраста. Мы с сестрой Евдокией стали педагогами – Отличниками народного образования.

Мои дети не знают ужасов ссылки внуки не верят, что за нами устроили погоню, когда мы после 7-ми классов пошли учиться в 8 класс в Уват.

В школе мы были пионерами, комсомольцами, но в биографии стояла 58-я статья УК, и наши трудовые заслуги оставались в тени. Меня, завуча Уватской школы, перевели в учителя, чтобы освободить место жене председателя райисполкома Ю.И. Аржиловского. Только в 1993 году, получив справку о реабилитации, с облегчением вздохнула.

Увы, жизнь не всегда меняется в лучшую сторону. Нет богатого, цветущего как сад поселка Черпия, все оставили его сразу, при малейшей возможности выехать. Обширные поля заросли бурьяном, подлеском…

Навсегда остались в памяти голоса ушедших, им я посвящаю свои стихи.

Известкина Т. ученица 10 “в” класса, читает стихотворение:

Мы – жертвы репрессий.
Вы, кажется, так называете нас.
И, судя по прессе,
Мрак минул, и пробил положенный час.
\С пакетов молчанья осыпался коей –
И хрустнул на ваших зубах!
Да только не стало, не стало светлей
В несчитанных наших гробах.
Когда спозаранку стучали к нам в дверь,
Вонзая в рассвет голоса,
Мы вместо прощанья шептали: “Не верь!”,
Целуя родные глаза.
И капли в следы нам вколачивал дождь,
И тлели распятия рам!
И щурился в спины нам бдительный вождь
С портретов по красным углам.

Но в лагерных дебрях и в камерной мгле
Мы гнали сомнений мираж
И верили свято, что нет на земле
Судьи справедливей, чем наш.
Но не докричаться – кричи не кричи.
Не выжить – молчи не молчи.
И, бросив щиты, обнажили мечи
Улыбчивые палачи.

Лучиною тлела надежда в груди,
Но вновь успевала сгорать.
И черной звездою плыла впереди
Свобода по имени Смерть.

У вас на земле – новостроек леса,
У вас – перестройки роса,
У ваших вождей молодые глаза,
И ветер летит в паруса.
С пакетов молчанья осыпался клей –
И хрустнул на ваших зубах!
Да только не стало, не стало светлей
В несчитанных наших гробах…

Юмашева Н. ученица 11 “а”:

Те руки, что своею волей
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей
Сплошная.
Подлинно кулак!
И не иначе, с тем расчетом
Горбел годами над землей,
Кропил своим бессильным потом,
Смыкал над ней зарю с зарей.
И от себя еще добавлю
Что, может в час беды самой
Его мужицкое тщеславье,
О, как взыграло, Боже мой!
И в тех краях, где виснул иней
С барачных стен и потолка,
Он, может, полон был гордыни,
Что вдруг сошел за кулака.
Ошибка вышла? Не скажите,
Себе внушал он самому, -
Уж если этак, значит житель.
Хозяин, значит, потому.
А может быть в тоске великой
Он покидал свой дом и двор
И отвергал слепой и дикий,
Для круглой цифры приговор.
И в скопе конского вагона,
Что вез куда-то за Урал
Держался гордо, отчужденно
От тех, чью долю разделял.

1 Ведущий: За тысячу километров переселялись не только взрослый люд, но и дети, старики, инвалиды. Днем и ночью шли переполненные “раскулаченные” железнодорожные эшелоны, одна за другой плыли по рекам баржи, все дороги были забиты повозками и толпами людей. Они уже были лишены всех гражданских прав и для них придумали название “спецпереселенцы”. Стояли крик и плач, когда погружали на баржи и буксирные пароходы. Стучали по ночам в дома и давали 2 часа на сборы для отправки на спецпоселение. Люди в одночасье лишались всего, что было нажито.

Я был свидетелем всего,
Что Родину мою сгубило.
Я был и в мире оттого
Одной печалью больше было.

Исполняется песня “Ой, то не вечер”

2 Ведущий: Власти на местах были не готовы к такому наплыву ссыльных. Поток несчастных и обездоленных продолжал нарастать, а жизнь вместе с местным населением переселенцам постоянно не разрешалось, чтобы не допустить “вредных кулацких настроений”.

Стихотворение читает Абрамова Ю. ученица 11 “а” класса:

Мы жили крестьянским хозяйством,
Трудясь от зари до зари,
Умели мы многое делать –
Уральцы, мордва, волгари.

Но год наступил переломный,
И нас стали в тюрьмы сажать,
А жен и детей малолетних
Семьей кулаков обзывать.

Вины за собой мы не знаем,
Нам каяться было бы грех,
Но все ж про судьбу нашу злую
Расскажем же кто-то для всех…

Но разве сломить нашу силу
Рукою неверной судьбы?
Покамест не слягу в могилу,
С судьбой не закончу борьбы.

1 Ведущий: В глухих таежных местах, в стороне от населенных пунктов отвадились места для жительства. Вначале люди ютились в землянках и палатках, норах на берегах рек, валили лес, корчевали пни, строили для себя жилье.

А может быть и по другому
Решил мужик судьбу свою.
Коль нет путей обратных к дому,
Не пропадем в любом краю.

Так возникло множество деревень в глухих сибирских лесах Уватского района.

2 Ведущий: На территории Красноярского сельского Совета по течению реки Носки были основаны: Екимовка, Большой и Малый Нарыс, Софроновка, Пнинск, Голодное, Шелчинск, Встречное. Горнослинкинского сельского Совета: Ербаш, Беляйка. На территории Алымского сельского Совета по течению реки Алымка было основано шесть поселков: Малиновка, Черпия, Пихтовое, Кулунгач, Красноярск и Кулунья. И это еще не весь перечень спецпоселков появившихся в те страшные годы.

1 Ведущий: Ещё не застыли реки, но снег уже припорошил землю, когда переселенцев погрузили на большие неводники и привезли теперь уже на постоянное место жительства. Причалив к берегу, “новоселы”, прорубили в густом тальнике дорогу к наспех сделанным из хвойного лапника шалашам. И сразу, объединившись по несколько семей, приступили к строительству “зимних квартир” - землянок. По национальному составу картина деревень была довольно пестрой. Татары, русские, мордвины, чуваши, евреи и другие жители в Черпие. Жителями этого поселка стали и около десятка семей нагайбаков Юзеевых. По современным меркам, кроме как нищими их больше никак нельзя было назвать. Одеты были в самодельную, из холста одежду, на ногах у всех, от мала до велика были лапти. Такими же “богатеями” были Мария Чудинова, семья Христолюбских. Или вот семья Захара Галкина – ни одной стоящей вещи не было в их обиходе.

Воспоминания Усольцевой В.А. – бывшей жительницы поселка Черпия

2 Ведущий: Число могил на кладбищах нередко превышало количество живущих: умирали от голода, холода, тяжелого физического труда. А еда? Ели березовую кору, сушили, толкли, потом добавляли лебеду и пекли коржики, . . . доведенные до отчаяния – ели собак.

1 Ведущий: Не обошел спецпереселенцев и 1937 год. К липкой уличке “спецпереселенец” добавилось еще одна “дети врагов народа”.

Уводили тебя на рассвете.
За тобой, как на выносе шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки.
Смертный пот на челе… не забыть!
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

2 Ведущий: Одно из самых черных пятен в истории нашей – массовые репрессии.

На страх матерям и невестам,
Предвестьем их бед и невзгод,
Ходил по ночным подъездам
Тридцать седьмой год.

Людей забирали среди ночи. Куда? Никто не знал куда! За что? Никто не знал за что!

1 Ведущий: Забирали отцов, матерей. Многим давали сроки, а многих расстреливали без суда и следствия в течение 3-х дней, недели, месяца.

Уводили человека, и след его терялся. Как будто и не было его совсем. Никто из родных не знал ни о приговоре, ни о месте захоронения.

2 Ведущий: Старейшая жительница с. Ивановка Уватского района Любовь Николаевна Кошкарова рассказывала, что в д. Увал один из жителей в день выборов вначале вспахал поле, а потом пошел голосовать… Больше о нем никто не слышал.

Воспоминания репрессированной Плесовских П.В.

1 Ведущий: “Хранить вечно” и “Совершенно секретно”. Эти две надписи стояли на следственных делах репрессированных. Эти дела держали до недавнего времени за семью печатями и замками, как государственную тайну.

2 Ведущий: О чем историк умолчал стыдливо,

Минувшее не вычерпав до дна,
О том на полках старого архива
Помалкивая, помнят письмена.
Бумажная, безжалостная память,
Не ведая ни страха, ни стыда,
Немало тайн сумела заарканить
В недавние и давние года.
Но народная память - самый надежный хранитель.

1 Ведущий: До сих пор дети “врагов народа” получают вот такие справки: Нагибин Марк Степанович, 1875 г.р. работал рядовым членом колхоза “Путь Ленина”. Арестован 19 октября 1937 г. Органами НКВД., ноября 1937 г. Троика при УНКВД по Омской области приговорила Нагибина М.С. по статье 58-10 УК РСФСР к расстрелу. 10 ноября 1937 г. Приговор приведен в исполнение в г. Тобольске.

2 Ведущий: Людей арестовывали за связь с контрреволюционными бандами, за принадлежность к троцкистско-бухаринским организациям. Знали ли наши деды, прадеды, что это такое, я не уверена. Трудно представить состояние и мысли людей, когда их ставили к стенке.

1 Ведущий: Сегодня установлено, что расстрелы на территории Тюменской области происходили в 5 городах: Тюмени, Тобольске, Ишиме, Салехарде, Ханты-Мансийске. Только на административном дворе старинной Тобольской тюрьмы расстреляно и закопано две с половиной тысячи человек, преимущественно тоболяки, и жители Вагайского, Ярковского и Уватского района.

2 Ведущий: В Тюмени на местах массовых захоронений жертв политических репрессий установлено 3 памятника. На одном из них выбиты строки:

Покоятся здесь в тишине
Обычные граждане, мирные люди,
Убитые не на войне.

1 Ведущий: Отдельная страница истории страны “Наказанные народы”. Немцы Поволжья, калмыки, ингуши, балкарцы, крымские татары и другие народы в период с 1941-1944 гг. изгонялись с родных мест в 24 часа. Человечество не знало такого великого переселения. Целые народы обвинялись в “Поголовном сотрудничестве с врагом”. Но кого же было обвинять, если в начале войны все мужское население ушло на фронт? Гнев государства обрушился на детей, женщин, и стариков – они составляли более половины выселенных.

Телегина Н. ученица 11 “б” класса читает стихотворение:

Ложка, кружка и одеяло.
Только это в открытке стояло.
Не хочу, на вокзал не пойду.
С одеялом, ложкой и кружкой.
Эти вещи вещают беду
И грозят большой заварушкой.
Наведу им тень на плетень.
Не пойду. – Так сказала в тот день
В октябре сорок первого года
Дочь какого-то шваба иль гота
В просторечии немка: она
Подлежала тогда выселению.
Все немецкое население
Выселялось. Что делать, война.
Поначалу все же собрав
Одеяло, ложку и кружку,
Оросив слезами подушку,
Все возможности перебрав:
Не пойду, с немецким упрямством,
Пусть меня волокут с тягачом!
Никуда! Никогда! Нипочем!
Между тем надежно упрятан
В клубе дыма
Казанский вокзал
Как насос высасывал лишних
Из Москвы и окраин ближних,
Потому что кто-то сказал,
Потому что кто-то велел.
Это все исполнялось прытко
И у каждого немца белел
Желтоватый квадрат открытки.
А в открытке три слова стояло:
Ложка, кружка и одеяло.

1 Ведущий: 1941 год. Осень. К Уватской пристани причалил пароход “Тура” с семьями немцев. В районном архиве есть сведения о 97 семьях немцев, в которых было 462 человека. Они были вывезены из с. Гусенбах Франковского района Саратовской области.

Воспоминания Зинченко Татьяны Готфридовны и Мотошиной Амалии Давыдовны.

2 Ведущий: А в конце войны в район были высланы семьи калмыков. Сколько их было, сейчас трудно восстановить, но в районе осталось в живых всего двое: Егоров Василий Санхиевич (Першино) и Холмова Анна Цедовна (Туртасс). Во время переселения десятки тысяч людей погибли от голода, от того, что не могли приспособиться к новым природным условиям.

1 Ведущий: “Народ не бывает плохим”. Так в свое время сказал писатель Симонов. Репрессированные народы не озлобились в ссылке и в лагерях. Они помогали фронту, собирали деньги на постройку танков и самолетов, тайно убегали на фронт под чужой фамилией и получали ордена как самозванцы, - мнимые Волковы, Петровы и Ивановы.

2 Ведущий: Только в 1955 году “наказанным” народам вернули паспорта, разрешили свободно передвигаться по стране. Слушая воспоминания прошедших сталинские лагеря и трудармию, проникаешься уважением к этим людям, выдержавшим и пережившим то время.

1 Ведущий: Репрессирован… Реабилитирован…

Какая человеческая трагедия стоит между этими словами! Человеческая трагедия длиною в жизнь. Сегодня настало время покаяния. В нашем районе более 170 человек получили документы о реабилитации, но для многих правда еще не восторжествовала. Но верится, что и для них это время наступит, потому что, говоря словами поэта “недосказанное жжет”.

Звучит стихотворение Любови Копаневой в исполнении Вторушина В. Ученика 11 “б” класса:

Приказ распять – распят.
Убить – убит.
С клеймом врага гонению подвержен.
Не верь, мой брат,
Ты нами не забыт.
И сердце о тебе болит как прежде.
Свинцовый дождь – убийца не спеша
И хладнокровно делал свое дело.
Но слышите? Бессмертная душа
Божественною песнею взлетела.
Она коснулась крыльями меня
В ночи средь глухоты и безнадежья.
Простить?
Здесь Бог судья.
Забыть?
А вот забыть об этом невозможно.

Звучит песня в исполнении Зольникова И. “Гимн”

Вы жертвою пали невинно
В борьбе за свободу свою,
За землю, за труд и Россию
Вы жизнь посвятили свою!

То время – тридцатые годы:
В ГУЛАГах томился народ.
В живых их осталось немного,
Погибших никто не вернет.

В застенках жестоко пытали,
Во лжи оскверняли порой,
Но вы терпеливо молчали,
В последний ваш час роковой!

За чьи-то плохие поступки
Россия страдала сполна!
И зло, причиненное кем-то,
Она не простит никогда!

Вас Родина-мать не забудет,
Отважных своих сыновей.
Хоты и давно это было,
Но память осталась при ней!

Стихотворение “Светлая память борцам за свободу” в исполнении Уткиной Н. ученицы 10 “в” класса:

Зори всходят и заходят,
Жизнь меняется сполна.
Только вы, отцы и деды,
Не вернетесь никогда.

Чем измерить то страданье?
Как утешить эту боль?
Неизвестность, расставанья
Унесли у нас покой.

И за что такая кара?
В чем была у вас вина?
И в застенках, умирая,
Вы не дрогнули тогда!

Ну, а мы, потомки ваши,
Будем помнить вас всегда!
И Россия – мать родная –
Не забудет никогда.

2 Ведущий: Вот уже несколько лет люди свободно могут собраться в семье и почтить память безвинно осужденных, уже не стесняются своего прошлого. Уже и в Увате появилось место, куда можно прийти и положить цветы, поклонится и молча постоять у скромного обелиска.

1 Ведущий: Господи! Прости и сохрани нас!

Прости, что ослушались тебя и сотворили земных кумиров,

Отдав им на заклятие миллионы человеческих душ.

И сохрани нас от искушения вновь повторить пройденный путь.

В разработке мероприятия использовались стихи местной поэтессы Любови Копанёвой.