Конспект интегрированного урока литературы и искусства "Устное народное творчество в различных видах искусства"

Разделы: Литература


Тема урока: Устное народное творчество в различных видах искусства.

Цели урока:

  • показать уч-ся, что устное народное творчество – источник вдохновения для деятелей музыки, живописи, кино;
  • расширить знания уч-ся в области музыки, живописи, кино;
  • воспитывать вдумчивого читателя, умного, наблюдательного человека.

Оборудование: выставка книг-сказок, д/ф. “Иван- царевич и серый волк”; учебный к/ф. “Царевна-лягушка”, иллюстрации уч-ся к сказкам.

Словарь:

Фрагмент – отрывок текста, музыкального произведения, живописного полотна.

Иллюстрировать

1. Снабдить каким-нибудь поясняющим рисунком;

2. перен. Пояснить чем-нибудь наглядным, конкретным.

Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Ход урока

I. Постановка цели перед уч-ся.

Мы с вами читали много сказок, определили особенности сказок. Сегодня мы продолжим разговор о сказках, узнаем о том, как сюжеты сказок нашли свое отражение в музыке, живописи, кино.

II. Краткая беседа о “Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”.

Мы определили, что это волшебная сказка. Назовите элементы волшебной сказки.

“Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Какие уроки извлекли вы из этой сказки? Чему она научила вас?

III. Работа с учащимися по теме урока.

Мудрость сказок, глубина мысли, сочность языка, богатство образов вдохновляли художников, композиторов, режиссеров на создание произведений искусства на сюжеты сказок.

Можно ли отнести это утверждение к “Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке”?

Иллюстрация В. М. Васнецова к сказке.

Какой эпизод избрал художник для своей картины? Почему?

Еще какие картины Васнецова вам известны?.

“Аленушка”, “Богатыри”, “Витязь на распутье”, эскизы декораций и костюмов к “Снегурочке” Н.  Островского.

Имена каких художников, создающих картины на сюжеты сказок, вам известны?

Врубель, Билибин, Маврина и др.

М. А. Врубель. (1856-1910) “Царевна-Лебедь”.

Т. А. Маврина. Награждена Международным Советом по книгам для молодежи в 1971 году медалью Г. -Х. Андерсена за ее международный вклад в дело иллюстрации детских книг.

Как в сказке, да и в любом литературном произведении мы чувствуем авторское отношение к герою? (Словесное рисование).

Примеры: “Черт ли сладит С БАБОЙ ГНЕВНОЙ?”. (злая царица).

…Да, на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит. (Царевну сравнивает с павой, ласково говорит “реченька”).

А как художник выражает свое отношение к герою? (позой, взглядом, красками).

Какими красками написана картина М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”?

Почему?

Чтоб показать одиночество, тоску Лебедя.

Как художник передает тоску-то?

Выражением больших глаз, ожидающей позой.

А природа? Какими красками нарисована?

Сумерки сгущаются, морские просторы потемнели, над морем нависли свинцовые тучи.

Что выразил художник в картине?

Мечту о свободе, о счастье.

IV. Парад сказочных героев.

Перед уч-ся проходят сказочные герои, читающие короткие монологи. Дети должны назвать героев.

- Как узнали героев? (По монологу, по одежде…).

V. Инсценированный фрагмент из сказки “Аленький цветочек”. (Уч-ся Евгения Ещерекоева и Тимур Басаев).

Понравились вам эти герои? Почему?

Посмотрите на иллюстрацию художника Ковалева.

На что больше внимания обращает художник? (На доброту лица, простоту одежды Настеньки).

А Евгения и Тимур смогли вас убедить в том, что герои достойны любви, уважения? Как? (Жестами, голосом).

Теперь послушайте фрагмент из “Аленького цветочка” в исполнении артистов.

Определите, благодаря чему мы смогли почувствовать авторское отношение к героям. Ведь мы их не видим, только слышим.

Каково же авторское отношение к героям? (фонохрестоматия).

Автор любит своих героев. Мы услышали это в голосе, интонации.

Каких композиторов, создавших музыкальные произведения на сюжеты сказок, вы знаете?

М. И. Глинка. “Руслан и Людмила”.

Н. А. Римский-Корсаков. “Шехерезада”. “Садко”, “Снегурочка”, “Сказка о золотом петушке”.

П. И. Чайковский. “Спящая красавица”, “Щелкунчик”.

Р. Щедрин. Балет по сказке П. Ершова “Конек- горбунок”.

VI. Просмотр эпизода из к/ф. “Царевна-лягушка”.

Цель: подумать, как режиссер передает авторский замысел, создавая художественный образ.

Режиссер использует музыку, жесты, голос, мимику, движения, костюмы.

У какого вида искусства больше возможностей, чтобы наиболее ярко выразить авторский замысел?

Конечно, у кинематографа. В кинофильме все показано в движении, мы слышим голоса артистов, видим их мимику, жесты, поведение, поступки.

VII. Вывод.

Словесное описание, кисть художника, звуки музыки, голос, жесты, мимика, поза – все способствует созданию художественного образа.

Кино имеет наибольшие возможности. Режиссеру помогают художники, декораторы, композиторы, осветители, монтажники.

Таким образом, устное народное творчество является важным источником вдохновения для деятелей разных видов искусства.

VIII. Комментирование ученических работ – иллюстраций к сказкам.

IX. Домашнее задание. Продолжить выполнение задания № 3 (пересказ сказки).

X. Выставление оценок за устную работу и за творческие работы уч-ся.