Открытый урок в 8-м классе "Почвенные ресурсы России"

Разделы: География


Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

  • сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, о причинах разрушения почв и роли мелиорации;
  • развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное; потребность в творческой деятельности, самоактуализации через различные виды работы; развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;
  • вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
  • развивать ценностное отношение учащихся к окружающей природе.

Оборудование:

  • географические атласы России и КБР,
  • разноуровневые карточки-задания,
  • тесты, рисунки учеников “Человек из почвы”,
  • портрет В. В. Докучаева и его высказывание, вертикальные разрезы основных видов почв, почвенная карта России, коллекция почв, учебник “География: природа России 8кл. ” Э. М. Раковская

Методическая тема учителя: Разнообразие форм и методов ведения уроков географии.

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности учащихся через личностно ориентированный подход.

Методические приемы: географический диктант, тестирование, разноуровневые карточки, устный опрос, работа с картами атласа и учебником, просмотр рисунков “Человек из почвы”, самостоятельная работа, составление кластера.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя и ученика-помощника.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Проверка готовности класса к уроку.

2. Реализация домашнего задания.

Методические приемы – географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, тестирование, просмотр рисунков “человек из почвы”.

Вопросы географического диктанта:

1. Самые богатые перегноем почвы. /черноземы/

2. Какие почвы занимают более половины площадей страны? / подзолистые и дерново-подзолистые/

3. Что является характерной закономерностью смены почв в горах? /высотная поясность/

4. Какие почвы образуются при близком залегании пресных грунтовых вод? / торфяно-болотные/

5. Лучшие почвы нашей страны / чернозёмы/.

Приложение №1

/виды контроля: географический диктант – взаимоконтроль; тестирование, работа по разноуровневым карточкам – контроль ученика - помощника; устный опрос у доски - контроль учителя /.

/Во время устного опроса учеников идет индивидуальная работа учащихся по выше указанным видам контроля/.

Вопросы устного опроса:

- Какие из основных закономерностей наблюдаются в размещении почв на равнинах и в горах?

- Назовите главные типы почв России. Дайте краткую характеристику каждому из типов.

/ Учитель перед устными ответами задает каждому ребенку вопрос: “Как тебе удобнее отвечать – у доски или с места?”

/После характеристики каждого из типов почв учитель задает вопрос ученикам: “Кто выполнил домашнее творческое задание “Человек из почвы” и хотел бы защитить свою работу?”/

/Ученики показывают свои работы и защищают их/

Учитель: “Ребята, остальные работы мы просмотрим и выслушаем их защиту на обобщающем уроке”.

3. Объявление темы, постановка задач урока.

4. Актуализация опорных знаний.

Методический прием - фронтальный опрос, работа с географическим атласом КБР.

- Как почвы используются человеком?

- Используя почвенную карту КБР, определите, какие почвы преобладают в Прохладненском районе?

5. Изучение нового материала.

Методический приём - рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником, составление кластера/.

1. Почвенные и земельные ресурсы.

“Земля - один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: “Труд – отец богатства, а земля - мать его”.

Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой в обыденной жизни часто называют просто землей. Слова “земля” и “почва” здесь употребляются как синонимы. Нередко отождествляют земельные и почвенные ресурсы. Но это не всегда одно и то же.

Земельные ресурсы – физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства. И для большинства отраслей не имеет значения, какие почвы развиты на этих землях.

Лишь для двух направлений использования земель – для сельского и лесного хозяйства – важно качество земель, их плодородие, т. е. основную роль играют почвенные ресурсы. В этих отраслях земля становится средством производства.

/ Рассказ учителя сопровождается рассмотрением рис. 65 учебника “Основные направления использования земельных ресурсов/

Вопросы к ученикам:

- В европейской или азиатской части России больше земельных ресурсов?

- Какая из них более богата почвенными ресурсами для развития земледелия?

/ученики рассматривают картосхему учебника и почвенную карту России, делают вывод, отвечают на вопросы/

Учитель:

Земельный фонд России составляет - 1708 млн. га, из них

- площадь сельхозугодий – 222 млн. га -13 % земельного фонда, в том числе:

- пашни – 132 млн. га -около 8 %, леса – 768 млн. га - 45 %.

/Учитель обращается к рис. 65 учебника/:

- В какой части страны расположена большая часть с/х земель?

Ученик отвечает:

“Большая часть сельскохозяйственных земель расположена в южной половине страны”.

Учитель:

Основная земледельческая зона нашей страны - зона смешанных лесов, лесостепи и степи.

Под пашню используются наиболее плодородные почвы – черноземы, серые лесные и темно-каштановые.

Дерново-подзолистые почвы хотя и менее плодородны, характеризуются устойчивым увлажнением. Это повышает их ценность.

Подзолистые и каштановые почвы менее пригодны для земледелия. На этих почвах преобладают сенокосы и пастбища.

/Учитель снова обращает внимание учеников на рис. 65 и задает вопрос/:

- На каких почвах размещены оленьи пастбища? Пастбища овец и верблюдов?

Ученики отвечают:

- Оленьи пастбища – на тундровых глеевых;

- Пастбища овец и верблюдов - на светло-каштановых, бурых и серо-бурых почвах полупустынь и пустынь.

2. От чего нужно охранять почву.

/ По данному вопросу идет самостоятельная работа учеников с учебником/.

Учитель:

“Ребята, используя текст учебника, сделайте вывод : “от чего нужно охранять почву”.

Ученики, читая текст учебника приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов :

- водная;

- ветровая.

Учитель:

“Давайте продолжим заполнение кластера, составление которого мы начали на первом уроке”.

/Ученики дополняют кластер по теме “Почвы”/ (Приложение №2)

Учитель:

Используя карты атласа КБР, определите, какой вид эрозии почвы преобладает в Прохладненском районе?

/Рассказ по данному вопросу сопровождается рисунками на доске /

Приложение №3

Учитель задает ученикам проблемный вопрос:

- Какой вид вспашки холма вы бы выбрали? И почему?

/Активизация мыслительной деятельности, каждый может высказать свое мнение/

Учитель:

“В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава и свойства почвы, снижается её плодородие

Восстановить плодородие эродированных земель бывает очень трудно”.

3. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы.

/по данному вопросу идет опережающее обучение, т. к. учитель знакомит и раскрывает понятия видов мелиорации почв, изучение которых предусмотрено программой 9-го класса/.

“Ребята, на первом занятии при изучении темы “Почвы и почвенные ресурсы” был поставлен вопрос: “Как повысить плодородие почвы?”, теперь мы с вами, изучив этот самый важный раздел по теме “Почвенные ресурсы России”, сможем ответить на него. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы вы продолжите изучать в 9 классе при изучении темы “Агропромышленный комплекс”, поэтому я предоставляю вам право выбора вида работы при изучение данного вопроса.

Я остановилась на следующих видах работы:

1. самостоятельная работа;

2. составление кластера;

3. объяснение учителя.

/В случае выбора учениками первого вида работы, они самостоятельно изучают данный вопрос и выполняют краткий конспект, используя опорные слова /.

/Те учащиеся, которые выбрали второй вид работы, дополняют кластер/. (Приложение 2).

/В случае выбора учениками третьего вида работы, учитель начинает объяснение/

Учитель:

“Важная роль в повышении плодородия почв принадлежит мелиорации земель.

Мелиорация с/х земель – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

Различают виды мелиорации земель:

- Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.

- Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.

- Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.

- Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /

- Химическая - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.

/Учитель обращает внимание учеников на рисунок 59 учебника “Мелиорация земель”, рисунок 63 и задает вопросы/:

Учитель:

“- Используя рис. 63 и рис. 59 учебника определите, где сосредоточены основные площади орошаемых земель? Почему?

- Где находятся основные районы осушения земель? Почему?”

/Ученики сопоставляют два рисунка, делают выводы, дают ответы.

Выслушиваются все ответы, после чего учитель дает правильные /.

Учитель:

“Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно повысить плодородие почвы?

/Ученики дают ответы, учитель выслушивает их, дополняет. /

Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”.

Учитель:

“Ребята, а теперь те ученики, которые не завершили составление кластера, продолжат эту работу, а тот, кто полностью составил кластер, будет работать у доски”.

/идет работа по составлению кластера/

6. Подведение итогов урока.

- выставление оценок с комментарием.

- учитель благодарит учеников за урок и замечает, что их творческие работы пригодятся ему для последующих уроков.

7. Закрепление изученного материала.

Методический прием – сочинение эссе.

/Учитель предлагает ученикам темы сочинений /

“Какой я представляю почву будущего”.

“Как избавить почвы от разрушения”.

3. “Обращение к Правительству о сохранении почвенных ресурсов”.

/Учитель выборочно зачитывает сочинения учащихся. /

8. Домашнее задание.

/ разноуровневое/

1. Повторить § 22 -23,учить § 24 .

2. Повторить § 22 -23, учить § 24,ответить на вопросы № 2, 3, 7 стр. 147 (устно).

3. Повторить § 22-23,учить § 24,ответить на вопросы № 1,4, 5,6 стр. 147(устно), зарисовать рис. 66.

Подготовить к следующему уроку сообщения по темам: “Современное состояние почв в России”, “Мероприятия по охране почв”.

9. Заключительная часть урока.