Авторский урок по математике в 4-м классе "Площадь равностороннего треугольника"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. научить находить площадь равностороннего треугольника, вывести формулу нахождения площади треугольника,
  2. закрепить умение находить периметр равностороннего треугольника,
  3. развивать наглядно-образное мышление.

Оборудование: у каждого ученика геоконт, равносторонний треугольник – сторона равна 10 см, таблица с кроссвордом.

Ход урока

I. Организационный момент

Вспомнить всё, что мы учили,
Ничего ведь не забыли.
Рисуем, чертим, вычисляем
Геометрию мы знаем.

II. Актуализация темы

Разгадаем кроссворд.

- Если две точки соединить прямой линией, то получится... (отрезок)

- Как называется сумма длин сторон многоугольника? (периметр)

От треугольника вершину,
Отрезав ножницами вмиг,
Увидим новую фигуру
И назовём её.... (трапеция)

- Что получится, если из одной точки провести два луча... (угол)

- Какую геометрическую фигуру ограничивает окружность. (круг)

От вершины по лучу,
Словно с горки покачу.
Только луч теперь - она
Он называется... (сторона)

- Как называется большая сторона прямоугольника? (длина)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги (циркуль)

- Это колпачок клоуна,

Закрытый крышкой. Я воронка. Кто я? (конус)

- Как называется точка, из которой выходят два луча и образуют угол? (вершина)

Не овал я и не круг
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня... (квадрат)

Прочитайте по выделенным буквам название фигуры, знания о которой мы сегодня будем углублять.

  • отрезок
  • периметр
  • трапеция
  • угол
  • круг
  • сторона
  • длина
  • циркуль
  • конус
  • вершина
  • квадрат

III. Новое

- Расскажите всё, что вы знаете о треугольниках.

- На какие группы можно разделить треугольники?

- Как вы думаете, может ли быть прямоугольный треугольник равнобедренным?

А тупоугольный?

Упражнение для глаз. Найдите треугольники в классе.

(учитель заранее расположила на стенах класса фигуры треугольников)

IV. Практическая работа.

Конструктор “Геоконт”

Постройте:

а) прямоугольный равносторонний треугольник;

б) тупоугольный равносторонний треугольник;

в) остроугольный равносторонний треугольник.

Вывод: в результате практической работы выявлено, что существует только равносторонний остроугольный треугольник.

Физминутка.

Игра “Светофор”

Учитель поднимает круги красного, зеленого и желтого цвета, а ученики делают соответствующие движения. Красный – стоять, желтый – руки вверх, зеленый – прыжки.

V. Вспомним алгоритм построения равностороннего треугольника:

Начерти отрезок.

Проведи две дуги равные отрезку

Точку пересечения соедини с концами отрезка

- Как называется нижняя сторона треугольника? (основание)

- Как построить высоту в треугольнике?

Найдите периметр равностороннего треугольника.

(Р = 7х3 = 21(см))

VI. Проблема.

А как найти площадь треугольника?

Это мы узнаем путём поисковой деятельности.

Возьмём треугольник. Измерьте его стороны. Как он называется?

Проведём в нём высоту.

Разрежьте треугольник по высоте.

Что у вас получилось?

Какие это треугольники? (прямоугольные)

Составьте из них прямоугольник.

Вспомните, как мы умеем находить площадь прямоугольника?

Площадь прямоугольника
Надо узнать?
Длину на ширину
Поспеши умножать.

Измерь стороны прямоугольника? 9 см, 5 см. S = 9 X 5 = 45 (cм2 )

Как получили 9 см? (в треугольнике опустили высоту)

Как получили 5 см? (высота разделила основание на две равные части)

Подумайте, как записать площадь треугольника.

Вывод: основание нашего прямоугольника равно половине основания равностороннего треугольника. А высота треугольника – это же и высота треугольника.

Значит, площадь равностороннего треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

Sтр. = (а х h) : 2

VII. Интересное

Графический диктант.

2 клетки вправо вверх наискосок, 8 клеток вправо, 2 клетки вниз вправо наискосок, 2 клетки вниз влево наискосок, 8 клеток влево, 2 клетки вверх наискосок влево.

Проведи линии так, чтобы в середине получилось 3 квадрата.

2крайние квадрата раздели на треугольники.

Сколько треугольников в фигуре?

VIII. Итог

Что интересного и нового мы узнали о треугольнике?

IX. Дома. Выучить формулу площади треугольника, начертить треугольник и найти его площадь.