Урок-путешествие "По лесным полянкам". Тема "Три склонения имён существительных"

Разделы: Русский язык


ТЕМА: Три склонения имён существительных.

ЦЕЛИ:

  • Проверить знания учащихся по теме о принадлежности имён существительных к одному из трёх склонений; закрепить умения учащихся определять склонение ( кроме слов на -ия, -ие, -ий) падежи имён существительных, написание е – и в окончаниях существительных (сведения, известные учащимся по начальной школе);
  • Развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, способствовать повышению уровня развития долговременной памяти, произвольного внимания и увеличению словарного запаса.
  • Воспитывать любовь и чуткое отношение к природе, стремление беречь и защищать окружающую среду, прививать интерес к предмету.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: на игровой основе.

ОБОРУДОВАНИЕ: оформление доски, таблица, перфокарты, сигнальные карточки, карточки-задания, фонограмма.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Синтаксическая минутка.

Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее.

Пр…рода – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с…зд…ет разные уд…вительные вещи.

Словарно-орфографический футбол.

Объясните орфограммы, которые встретились в словах. К последнему словосочетанию подберите синоним.

Вырастить крыжовник, предлагать шоколад, шёлковый костюм, весёлый цирк, чёрствый человек.(какой это человек?)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами проверим ваши умения определять склонение, падежи имён существительных, написание е – и в окончаниях существительных (сведения, известные вам по начальной школе.)

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лес, побываем на лесных полянках. А как нужно вести себя в лесу? (Ответ учащихся).

Вывод: Наша природа красива, и мы с вами должны не только любоваться ею, но и оберегать её. Русскую природу воспели многие художники, писатели, поэты. (Демонстрируются репродукции пейзажей).

IV. Систематизация знаний по теме “Три склонения имён существительных”. Путешествие “по лесным полянкам”

(Звучит фонограмма.)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Вот мы на лесной опушке “Повторительной”. Видите, как приветливо кивают нам головками цветы.

1. Предлагаю вам подойти к доске, оторвать лепесток ромашки, прочитать вопрос и ответить на него.

Вопросы:

1) Что такое склонение существительных?

2) Сколько типов склонения в русском языке вы знаете?

3) Вспомните, как определяется склонение существительных?

Примеры (приводят учащиеся).

4) Сколько в русском языке падежей, назовите их вопросы.

2. ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ – РАССКАЗ СКАЗКИ “ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ”.

5) Что образуют падежные окончания: однокоренные слова или формы одного и того же слова?

6) Почему важно определять склонение имён существительных?

7) В форме какого падежа выступают имена существительные, являясь подлежащим? Обращением?

3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ.

Что можно сказать, глядя на таблицу, о правописании имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах?

Падеж 1 2 3
Р.п. -и(ы) -
Д.п. -
П.п.

Вывод: Работа с учебником на стр. 197 с учащимися и обобщающее слово учителя.

4. А теперь мы с вами на полянке “Наблюдательной”.

УЧИТЕЛЬ: - Ребята, давайте прочитаем слова и определим склонение у имён существительных:

Ветка – ветвь

Яблоко – яблоня

Берёзки

Ножницы.

Лес лес Задание: Ребята, что это за слова?
Леса лесник (Ответы учащихся)
Лесу Лесной УЧИТЕЛЬ: Значит, падежные окончания образуют формы одного и того же слова.

5. Следующая полянка “Оздоровительная”.

Физминутка.

  • Сидя, руки на поясе: поворот головы направо, поворот головы налево, плавно наклонить голову назад. Голову наклонить вперёд.
  • Сидя, руки поднять вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно. Медленно считая до пяти.
  • Крепко зажмурить глаза (считать до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти).

6. Перед нами полянка “Применительно-занимательная”.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Посмотрите, ребята, какая она красивая, вся окружена орешником.

А вот и белка.

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые.

ЗАДАНИЕ: Откуда эти строчки? Кто автор? (Ответы учащихся.)

(“Сказка о царе Салтане” А.С. Пушкин).

Давайте, поищем и мы орехи. Ой, видите, какую я корзиночку красивую нашла! Интересно, что на ней написано? (Грамматические орешки).

Ну что ж, будем грызть грамматические орешки!

А) Работа с сигнальными карточками.

Цыган, брошюра, шорох, аллея, мышь, просьба, Россия, рожь, ель, ветка, весна.

Б) Определите род имени существительного КАРУСЕЛЬ и допишите слова:

Закружил… карусель, загудел…, точно шмель.(жен. род.)

В) Слова, какого склонения использовал поэт, создавая свой зимний пейзаж? Какой падеж отсутствует?

ЗИМНЯЯ БАХРОМА.

На сосне и на берёзе – И оставила
Бахрома: Распутывать весне
Белой пряжей Эту пряжу на берёзе
Их запутала зима. И сосне.

Г) Загадки.

  • Красный петушок по жёрдочке бежит. (Огонь).
  • В тесной избушке ткут холсты старушки.(Пчёлы).

Вопрос: Какую орфограмму вы слышите в этом слове?

  • Один льёт, другой пьёт, третий растёт.(Дождь, земля, растение.)

Задание: Объясните орфограмму в слове растение.

Д) Запись под диктовку с проговариванием способа действия по выбору написания е – и безударных падежных окончаний существительных.

Идти по дорожке к деревне, писать в тетради, в тетрадке; Лежать в постели, в постельке; на высокой ели, ёлке; висит на ветке.

Е) Ручное программирование. Работа с перфокартой.

  1. Рисовать в альбоме.
  2. Оказаться на опушке.
  3. Просить о помощи.
  4. петь от радости.
  5. расположиться на поляне.
  6. Идти по аллее.
  7. Запах полыни.
  8. В солнечном блеске.
  9. Край рощи.В пышной зелени.

Ж) Объясните, почему слово ветка имеет здесь разное написание.

Я прилагаю всё старанье.
Хочу понять правописанье,
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
Летят на ветки воробьи.
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на ветке воробьи,
Сидят – на –е, летят – на –и.

З) Диктант-молчанка.

Задание: Составить словосочетание, определить род.

Жёлудь, цыплёнок, расчёска, бабочка, гриб, повидло, ель, яблоко, кофе.

И) “Подскажи словечко!”

ЗАДАНИЕ: Определить склонение имен существительных и объяснить правописание ь после шипящих в конце слова.

Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом (мышь).
В этот час такая (тишь).
Только слышно: “Спи, (малыш)!

К) Работа над предложением.

РЕБЯТА, БЕРЕГИТЕ ЛЕС!

ЗАДАНИЕ: Чем является слово “ребята”? В каком падеже оно стоит? Переделайте предложение так, чтобы слово “ребята” не являлось обращением.

Звучит фонограмма.

V. Подведение итогов урока.

Чтобы знания были впрок,
Следует повторить урок.

ВОПРОС: Так, что же, ребята, мы с вами повторили, гуляя по лесным полянкам? (Ответы учащихся).

ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

(Оценка работы на уроке. Выставление отметок. Самооценка с помощью сигнальных карточек.)

VI.

Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ: Задание у нас тоже непростое, а творческое:

Из учебника литературы на стр. 152–154 из стихотворений о природе выпишите словосочетания прилагательное + существительное и глагол + существительное, определить склонение и падеж имён существительных или написать мини-сочинение о природе.