Святыня живописи — икона

Разделы: Русский язык


Понятийно-направленный анализ текста обучающего изложения с сохранением авторского тона повествования. 9 класс. (2 часа)

Цели урока:

  • продолжить формирование умения по определению стиля и типа речи в конкретном тексте;
  • продолжить работу над умением выделять общее (наличие общих черт у разных текстов одного и того же типа речи и стиля) в отдельном, разбирать конкретный текст как представителя группы отдельных текстов;
  • совершенствование понятийно-направленного анализа по схеме строения текста, составленной на основе типологического анализа его структуры;
  • ввести учеников в мир древнерусской культуры, привлекая материал “смежных” видов искусств: живописи, иконописи, архитектуры, церковной музыки, определяя его связующим звеном русских людей от ХII – ХVII вв. к ХХI веку.

I часть

Ход урока

Затемнение. Звучит “Аве Мария” в исполнении Н. Баскова. Высвечивается силуэт учащегося и репродукция иконы “Владимирская Богоматерь”. Учащийся читает отрывок из стихотворения М. Волошина “Владимирская Богоматерь” (музыка – фон).

Не на троне – на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, –
Взор во взор, щекой прижав к щеке,
Неотступно требует… Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
Собранный в зверином напряженье
Львёнок – Сфинкс к плечу её прирос,
К ней прильнул и замер без движенья,
Весь – порыв, и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье…
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой !
Здесь в Успенском, в сердце стен Кремлёвых.
Простирались старцы и черницы, Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы, Преклонялись хмурые цари…
Чёрной смертью и кровавой битвой
Девичья светилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена…

(“Аве Мария” продолжается до финального аккорда)

Учитель:

- Сегодня мы поговорим с вами об одном из культурных памятников Древней Руси, об одном образе.

- Дайте 5 утвердительных ответов на мои вопросы:

1. Это священный образ? (Да)

2. Он находится в церкви, монастырях, домах? (Да)

3. Перед этим изображением люди произносят молитву из сердца смиренного? (Да)

4. Этот образ создают особенные (избранные) люди, особым способом, особыми средствами? (Да)

5. Это изображение способно противостоять силам зла, насилия, разрушения, жестокости и ненависти? (Да)

- Что же это за образ?

- Икона (греч.) – образ, изображение.

Икона – звено национальной принадлежности, икона в храме – значит мы ещё дома, икона в доме – значит в душе – храм.

“Первая икона создана самим Христом, - утверждает монах Никифор, – Бог дал понять людям, что зримый образ и слово нераздельны, и только в этом случае возможна истинная вера”.

“Нерукотворный образ Иисуса Христа”.< Рисунок 1>. Рассказ учителя.

Рисунок 1

Так каковы же эти “зримые образы”, каковы лики иконы?

Выступления учащихся:

“Владимирская Богоматерь” <Рисунок 2>

Рисунок 2

“ Казанская Богоматерь” < Рисунок 3>

Рисунок 3

“Троица” < Рисунок 4>

Рисунок 4

“Смоленская Богоматерь” < Рисунок 5>

Рисунок 5

(Выбор учащихся может быть произвольным)

Учитель:

- В начале христианства и до настоящего времени основные образы икон: Спас Нерукотворный, Божья Матерь, Троица.

Архимандрит Зинон утверждает: “Икона не изображает, она являет. Она есть явление царства Христова”.

- Так как иконы – это особые изображения, то и располагались они по – особому:

а) В церквях, монастырях <Рисунок 6,7> иконостасы располагались в несколько ярусов, начиная с икон Спасителя, Богородицы, Иоанна Крестителя (они же составлялт основу домашних иконостасов). В нижнем ряду – иконы “местные”, “на поклон” (благословенные кресты – панагии, чудотворные образы, образы святых).

Рисунок 6

Рисунок 7

б) “От середины XVII века в Московии “у всякого в доме имеется бесчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными камнями, - пишет историк П. Алепский, - и не только внутри домов, но и за всеми дверями, даже за воротами домов, и это не у одних бояр, но и у крестьян в сёлах, ибо любовь и вера их весьма велики”.

- Пространство крестьянской избы, покои архиерейского дома своё средоточие имели в красном углу, в котором образовывали домашние иконостасы, как бы они ни разнились в богатстве своего убранства. Красный угол, божница, молельня – это был тот Свет, причастием к которому верующий жил и был утешен. (Изображение местоположения иконы в домах на иллюстрациях у каждого на парте. < Рисунок 8>).

Рисунок 8

- Монахиня Иулиания утверждает: “Икона есть наглядное свидетельство вечности, она высится над всеми в ином плане бытия”.

Рассказ учащихся (2) о чудодейственной силе икон, о чудесах, связанных с иконой Владимирской Богоматери (или других по выбору).

Учитель:

- Место иконы в богослужении и жизни церкви – воплощённое слово, которое произносится в молитве. Милосердие к ближним и смирение перед ними в совокупности с чистотой сердца составляет основание и силу молитвы.

- Выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова “Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…”)

Звучит колокольный звон собора Владимирской иконы Божией Матери (Благовест или Праздничный 1 – 2 мин.), затем “Благословен Бог наш” (знаменный распев Киево-Печерской Лавры).

Театрализация. Молитва верующего. (Исполнение подготовлено прихожанкой церкви Св. Николая Чудотворца г. Большой Камень)

Учитель:

Задача иконы – показать мир невидимый, свет невидимый.

“Аз есмь свет”, - сказал Иисус Христос. В этих словах смысл труда и цель иконописца. Как этого достичь?

Учащиеся художественной школы рассказывают об особенностях священного изображения (двухмерность, технология изготовления красок, особенности труда иконописца) и представляют свои работы.

Учитель:

- Кого из иконописцев вы знаете? (А.Рублёв, Дионисий, Ф.Грек)

- Икона смотрит на нас, а мы на неё. Но не зрение скорее приводит к вере, а слово.

И как бы далеко фраза не находилась от образа, она на одной линии с ним.

“Тайна Образа Иконы – в рождении и осуществлении его реальности, в духовности божественной и человеческой. Слова “икона” и “образ” тождественны. В них – единство проявления Бога и Человека”. (М.Некрасова, искусствовед)

- Человек на икону не взирает, не любуется, а живёт ею, а она содержит в себе большую теплоту и силу, способные победить мёртвый холод, владеющий теми, о ком поэт сказал: “сыны неверия и роптания”.

II часть

Учитель:

- Иконопись и её образы для писателей, художников, искусствоведов – материал вечных исследований. Обратимся к тексту искусствоведа В. Алексеевой из книги “Что такое искусство?” и проведём его целенаправленный анализ.

Задачи:

1. Внимательно прослушать текст, сосредоточив внимание на интонационных особенностях звучащего текста. (Приложение 1, Приложение 2)

2. Провести полный анализ текста по уже известному нам плану содержания анализа текста. (Приложение 3)

3. Один из тезисов (по выбору) изложить подробно и ответить на один из вопросов дополнительного задания творческого характера, сохраняя авторский тон повествования.

АНАЛИЗ ТЕКСТА. (Беседа с классом по вопросам)

1. Какова тема текста? (Икона – особое произведение живописи)

2. Определите идею текста. (Икона – священный предмет, почти само Божество)

3. Характеристика строения текста и его частей.

Назовите микротемы:

а) изображение на иконах особое;

б) художник – особый;

в) создание иконы – необычно;

г) икона – священный предмет;

д) обращались с иконой с величайшей почтительностью и смирением;

е) как воспринимали изображение;

ж) чем служили иконы народу.

- Изобразите систему подтем графически.

(Виды аргументов заполняются в течение урока постепенно).

4. Каким типом связи соединены предложения в тексте?

(Параллельным. В 1-м предложении основная мысль текста, в последующих предложениях текста она раскрывается с разных точек зрения, конкретизируя и развивая главную мысль. Предложения синтаксически однотипны.)

  • В чём особенности этого вида связи?

(Одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (повторение первого слова + риторические вопросы).

Параллельная связь усиливается тем, что в роли сцепляющих средств связи используются союзы (и, а, зато, да и, так что), вводные слова и повторяющиеся местоимения (кто, он).

5. К какому стилю речи относится данный текст?

(Книжный, художественный).

6. Почему автор текста использовала именно этот стиль?

(Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, функцию эмоционально – образного воздействия на читателя, а это и есть задача автора.)

7. Сформулируйте её.

(Показать читателю /слушателю/, что икона – произведение живописи, выполняющее духовную функцию.)

8. Как вы думаете, кому адресован этот текст?

(Наверное, молодому поколению необходимо знать историю своей страны и памятники русской культуры, к одному из которых относится икона.)

9. Каковы стилевые черты этого текста?

(Конкретность, образность, эмоциональность.)

10. Текст имеет духовную направленность, проникнут благоговейным трепетом и почтением к святыне живописи. Над чем вы задумались по прочтении данного текста?

(О вечности, о смысле жизни, о вере, о культурных традициях.)

11. Как строится высказывание?

(Имеет три основных тезиса, каждый из которых объясняется и дополняется примерами, иллюстрирующими конкретный тезис.)

– Есть ли ключевые слова, которые объединяют высказывание?

(Да. Священный предмет; особое отношение.)

12. Наблюдение в предлагаемом тексте идёт за конкретным предметом?

(Да, за иконой.)

13. Конкретность описываемого содержания передаётся с помощью определённой системы языковых средств .

Из них главными являются:

а) Система глагольных времён.

– Как используются в тексте глагольные формы?

(Преобладают глаголы несовершенного вида, текст статичен, читатель рассматривает изображаемое в тексте. Много инфинитивных форм, свидетельствующих о размытости границ изображаемого, соединяющих и прошлое, и будущее / мы видим, строго обучались, трудно представить, приступить к созданию, приступить к изображению, …)

– О чём свидетельствует употребление глагольных форм прошедшего времени множественного числа во 2-й части текста / обращались, не вешали, ставили, “поселяли”, свисали, смотрели/?

(О том, что все религиозные люди обращались с предметом изображения так, как описано в тексте.)

(Заполняем схему)

б) Конкретность и образность передается с помощью конкретной лексики (икона, иконопись, лампада, монах, пост, …) и лексики, значение которой уточняется синтаксическим способом – через сл/соч., ряды однородных членов, образные средства языка (тропы ), основанные на переносных значениях.

(Певучие очертания фигур, сложный и смелый колорит, особый художник, великий живописец, священное изображение священных божеств, священный предмет, величайшая почтительность и смирение).

– Особенно интересна словесная образность при описании места, где “поселялись” иконы. Какие образные средства используются?

(Эпитеты /передний, красный угол/, метафоры /“свет тихих огоньков”/, сравнение /наподобие маленькой часовенки, словно выгораживая уголок/, олицетворение / священные изображения поселяли/ ).

в) Интересно строение предложений.

(Отсутствие глаголов, тире между подлежащим и сказуемым указывают на отсутствие действия, значит перед нами предмет и его описание). Во 2-м тезисе неопределенно-личные предложения, риторические вопросы, не допускающие утвердительного ответа. Они подтверждают трепетное отношение и величайшую почтительность к предмету изображения и призывают задуматься над современным отношением к предмету изображения.

(Заполняем схему)

В 3-м тезисе место подлежащего занимает местоимение он, которое повторяется, усиливая конкретность изображения внутреннего состояния человека, а эмоциональность состояния помогают передать обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и ряды однородных членов.

(Заполняем схему)

14. Авторская позиция.

– В каком тоне, с каким отношением к иконам и чувствами верующих автор рассказывает об этом виде русской живописи?

(В возвышенном тоне, передавая состояние приобщенности к духовности, к святости. Вместе с тем, уважая чувства верующих, автор отделяет себя от них – Божество, по представлению религиозных людей; он /народ/ довольствовался сознанием. Возвышенности тона помогает использование специальной, особой лексики.

В утонченных выражениях охарактеризованы иконы в домах, что создает настрой таинства, высокой одухотворенности.

15. Итак, с типологической точки зрения, этот текст – рассуждение.

Обратимся к схеме рассуждения. < Приложение 4 >

Нет вывода; его вы должны сделать сами, ответив на один из трёх вопросов творческого характера.

  1. Почему в иконе все – особое?
  2. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот текст?
  3. Удалось ли автору текста показать невидимый мир и свет иконы? Ответ аргументируйте.

III часть

Заключительное слово учителя.

На фоне музыки “Аве Мария” /фонограмма/

- Без веры в душе путь через жестокие и горькие уроки судьбы может привести лишь к ожесточению и отчаянию. Литература и искусство – это сила, ведущая борьбу за вечную бессмертную человеческую душу. Они – островок надежды для бедствующей, тонущей души.

“И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”. Это о слове, помогающем человеку в его противостоянии натиску зла.

Весь окружающий нас мир, если очистить его от коросты греха, явился бы нам великой поэмой Бога.

Бог – творец мира (по гречески творец – пиитас, т.е. поэт ), значит Бог – поэт мира.

“…национальная идея вытекает из веры народа. Другого источника нет. Это вера православная, создавшая великую Россию, русский народ. Русское православие содержит в себе всю полноту, способную насытить и напоить алчущую и жаждущую душу”. (Протоиерей Вечеслав Шапошников ).