Развитие мотивации и ее роль в становлении профессионала

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Центральным новообразованием юношеского возраста является самоопределение, ядром которого является выбор будущей сферы деятельности. Необходимым психологическим условием самоопределения является формирование системы ценностей.

Именно юношеский возраст сензитивен, благоприятен для образования ценностных ориентации. Система ценностных ориентации рассматривается как важнейший компонент структуры личности, отражающий избирательное отношение к социальным ценностям и определяющий стратегии и долговременные линии социального поведения, направленного на достижение этих ценностей. В этом качестве ценностные ориентации определяют широкую мотивацию поведения, оказывают существенное влияние на все стороны деятельности. Их суть следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями. Поэтому реально воздействовать на процесс ценностного самоопределения можно через формирование у старшеклассников правильного представления о становлении профессионала и развитии его потребностно-мотивационной сферы. Для этого мы обращаемся к трудам классиков.

А.Маслоу считает, что у человека с момента рождения последовательно появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей:

  • Физиологические (органические) потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, любви;
  • Потребность в уважении (почитании);
  • Познавательные потребности;
  • Эстетические потребности;
  • Потребность в самоактуализации.

В соответствии с иерархией потребностей А.Маслоу можно построить иерархию потребностей в трудовой деятельности, отражающую их развитие. Построенная “Пирамида профессиональных потребностей”, связанных с основными мотивами трудовой деятельности, позволяет по-новому осмыслить ситуацию выбора профессии и развития в ней. Для того чтобы сформировать у старшеклассника представление о становлении профессионала и профессиональном развитии, проводится работа по раскрытию содержания 5 основных мотивов той или иной трудовой деятельности. К ним относятся:

  • Материальные средства. Зарплата, удовлетворительная оплата труда.
  • Стабильность работы. Человек работает на определенном рабочем месте потому, что это место кажется ему стабильным, надежным, дает ему уверенность в будущем.
  • Общение с коллегами, отношения в коллективе. Человек работает в данном коллективе потому, что его окружают интересные люди, общение приносит ему удовлетворение
  • Признание, уважение и престижность самой профессии. Каждый человек нуждается в признании, уважении среди коллег, хочет, чтобы его работа была престижной, уважаемой в обществе, среди его знакомых и друзей.

Профессиональный рост. Признанный и уважаемый член коллектива стремится к саморазвитию, профессиональному росту через повышение квалификации, получение дополнительного образования. Он постоянно нацелен на получение новой информации. Получив новые знания, он стремится внести коррективы в свою работу, модернизировать и усовершенствовать процесс производства, внести элемент эстетики и красоты. В дальнейшем специалист начинает стремиться к самореализации через профессиональную деятельность Он хочет максимально раскрыть себя как личность, быть полезным для общества, творить, достичь высокого профессионального уровня.

Для профессионального развития важно, чтобы происходило постепенное смещение акцента на более высокий уровень потребностей. Именно с мотива начинается профессионализм, когда деятельность становится, главным образом, не средством удовлетворения потребностей, а средством самореализации и осуществления своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь.

Схема 1. Иерархия потребностей

Работа по развитию потребностно-мотивационной сферы проводится и по пути выявления и разрешения проблем, возникающих на этом уровне. Профессиональное развитие может быть сильно затруднено из-за проблемы дефицита моральной мотивации и проблемы внешней мотивированности деятельности.

В отсутствии моральной мотивации осуществление профессиональной деятельности может идти от узкоэгоистических мотивов. Если развитие мотивационной сферы останавливается и происходит регресс к более низким потребностям, деятельность человека может даже приобрести деструктивный характер, вплоть до появления асоциального способа личностной мотивации. И, наоборот, моральное стимулирование дает для осуществления профессиональной деятельности подключение личностных ресурсов. Поэтому воспитание высших нравственных чувств является залогом развития способностей человека и одной из важнейших задач психологической поддержки, осуществляемой в рамках профориентационных программ. Главное здесь - формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности и утверждение не прагматически-утилитарных ценностей, а социальных и творческих мотивов, которые должны лежать в основе мотивации деятельности.

Часто ошибки в выборе профессии, тормозящие процесс профессионального развития, допускаются из-за преобладания у оптантов внешней мотивированности деятельности. При этом мотивы находятся как бы в латентном состоянии, еще не превратились в реально действующие. Реально же действуют те или иные внешние мотивы: материального благополучия, формального достижения и социального престижа (высокий уровень оплаты труда, престижна* профессия, возможность быстрого карьерного продвижения и т.д.). Поэтому при осуществлении психологической поддержки при проведении углубленных занятий ставится задача оказать содействие в подборе такого вида профессиональной деятельности, который позволяет удовлетворять основные потребсти, стоящие за внешним мотивом. Важно оказывать помощь в установлении своего “порога” удовлетворенности материальных потребностей и в том, чтобы рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели.

Специалистами Коми республиканского центра профориентации разрабатываются и реализуются различные программы по психологической поддержке. В их число входят и программы, направленные на формирование внутренней мотивации, как основы успешности будущей профессиональной деятельности, и содействие ценностному развитию самоопределяющейся личности.

Список литературы:

  1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. С-П 2000г.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-П “Питер” 2000 г.
  3. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М. “Флинта” 1998 г.
  4. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А. Практикум по психологии менеджмента. С-П 2001 г.
  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М. “Владос” 1995 г.