Внеклассное мероприятие "Моя родная старина"

Разделы: Внеклассная работа


Необычная экскурсия в этнографический уголок

Цели мероприятия: познакомить с предметами быта старины, рассказать о народных традициях, воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям других народов.

Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край, на сохранение культурной самобытности народов, на воссоздание культурных образцов жизни, на формирование уважения к другим культурам.

Содержание мероприятия отличает эмоциональность и активность детей. При подготовке мероприятия были использованы такие педагогические методы, как поощрение, совет, одобрение. Во время подготовки мероприятия преобладал доброжелательный характер отношений. Данное мероприятие является продолжением цикла толерантного воспитания учащихся.

Россия – это белая береза
И девушка, румяная с мороза,
И в жаркий день веселый звон ручья…
Россия – это ты и я!
Идем навстречу зноям и метелям,
Беду и радость поровну мы делим.
Мы все одна великая семья.
Россия – это ты и я!

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой родиной”.

У кого-то малая родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.

Вот какие пословицы появились о Родине:

Всякому мила родная сторона.
Дома и стены помогают.
Своя земля и в горсти мила.
Сторона – мать, чужая – мачеха.

А все ли знают, как называется наша с вами малая родина?

Я люблю тебя, мой древний город,
С колыбелью нови на руках,
За твои простые разговоры
На различных самых языках. (Н.Томилин)

Наш город всех сплотил навек.
Здесь каждый – настоящий человек.
Тут армянин, татарин и грузин,
Здесь дагестанец и казах, чеченец, осетин.
Не сосчитать всех наций в городе родном,
В котором вместе мы живем. (О. Гуртовская)

Два языка

Судьбы моей заветная река.
Течет меж двух родимых берегов.
Два берега – два чудных языка,
За них отдать всего себя готов.
Когда моя кружится голова,
И звонким счастьем полнится душа,
Шепчу по-русски нежные слова
Любимой, ненаглядной, чуть дыша.
Но припадет пустынный суховей
К ночной прохлады сладкому ручью,
И на казахском – языке степей –
Я сыну колыбельную спою.
Так и живу на солнечной земле,
Где прорастают дружбы семена,
Где нераздельны достархан и хлеб…
Два языка, а Родина – одна! (Перевод. Юрий Щербаков)

Родина детства

Родина – улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым леском,
Зимний денек со снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом.
Родина нас обнимает, любя,
(Ласковый взгляд, материнская речь)
И бережет неустанно тебя.
Вырастешь – ты ее станешь беречь. (Майму Линнамяги)

Какого цвета дом родной

Мой дом цвета родного:
Цвета красных рябин,
Цвета белых берез,
Незабудок нежного цвета.
Мой дом цвета родного:
Цвета желтеющей нивы,
Цвета спелой малины,
Цвета снежных полей.
Мой дом цвета родного:
Цвета веселых глаз –
Серых и черных, синих и карих.
Моих друзей и подруг. (Оливия Саар)

Моя земля! Отечество, начало!
Прародина, основа из основ!
Давно ль в твоих просторах отзвучала
Мелодия казахских табунов?
Но не сотрет упрямство родовое
Забвения ковыльная волна.
Прислушайся – и ты услышишь снова:
Гудит могучим гулом глубина!
Как будто в сердцевине сокровенной
Великой силой воедино слит
На луговине огненной подземной
Победный ход бесчисленных копыт!
О, мать – земля! От края и до края
Седая степь о будущем поет,
О том, что мощь с Россией набирая,
Ты возродишь величие свое!

Многие из нас живут в многоэтажных домах. Такие дома стали строить недавно, каких-нибудь сто лет назад. Большинство людей жили в одноэтажных домах. Эти дома у русского народа назывались “избами”, а у казахов были переносные жилища – “юрты”.

Изба

В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом. Крыши крыли тесом, иногда дранками – длинными пластинами, снятыми с соснового бревна.

Окна и двери прорубали в уже готовом срубе. Первые окошки появились лишь в 10 веке. Они задвигались дощечками “волоками”.

В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.

Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.

Удивляя, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Ты родная – старина!

Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”. (В.И.Даль “Толковый словарь великорусского живого языка”)

По старинному все чину –
С блюдечком на пятерне! –
Пьют, не ведая кручины,
От сомнений в стороне.
То степенны, то вальяжны,
То болтливее сорок.
Самовар – как свекор важный!
Шикает на них парок.
Пьют вприглядку и вприкуску
Чай, мол, пить – не тяжкий труд!
Так степенно, так по-русски
Речи плавные ведут. (В.Шапошников)

Ни один праздник русского народа не обходится без них. Известный русский писатель Куприн А.И. так говорит об этом блюде: “круги, как настоящее щедрое солнце, красен и горяч. Символ солнца, красных дней, хороших урожаев…”

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на масленице жирной
Водились русские блины. (А.Пушкин “Евгений Онегин”)

Хлебом – солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем. (В.Берестов)

Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша.
Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с хотою,
А сама безротая. (Ложка)

Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой.

После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Будний день начинался с работы.

Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным. Мать прятала первую нить. А когда девушка выходила замуж мать опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом.

Пляшу по горнице
С работою моей,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)

Веретено – это элемент прялки – “вертящаяся палочка”.

Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе:
Продырявит море. (Утюг.)

Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.

Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)

Какое интересное слово – чугунок. Это сосуд из чугуна. В чугунке готовили пищу в русской печи.

Юрта

Юрту изобрели в середине I столетия нашей эры тюркские народы. В поисках пастбищ кочевникам приходилось постоянно ставить дом на новом месте и юрта прекрасно приспособлена для этого: она легко и быстро – за 2-4 часа разбирается и собирается. В разобранном виде юрту можно разместить на пяти верблюдах. Выбрав место, сначала располагают камни под будущий очаг, а потом устанавливают юрту.

Летом ее ставят на землю, а зимой – на деревянную платформу. Стенами служат специальные решетки из деревянных планок. При помощи специальных ремешков из сыромятной кожи к стенам привязывают остов конусообразной крыши. Изнутри решетки стен обтягивают тканью. Пол застилают войлоком или шкурами животных. Наверху оставляют круглое дымовое отверстие. Через него же в юрту проникает свет; окон в ней нет.

Остов юрты снаружи покрывают войлоком и поверх обматывают веревками и ремнями. Сверху войлок покрывают белой плотной тканью. В средние века из войлока делали и дверь.

Юрта у монголов и бурят обычно повернута входом на юг, а у тюркских народов Азии и Европы – на восток. Там, где постоянно дуют сильные ветры, вход расположен с подветренной стороны.

Юрта прекрасно приспособлена к степному климату с сильными ветрами и перепадами температур. В жару приподнимают и подвязывают нижние края войлока, и юрта продувается изнутри. Зимой войлок защищает от холода и ветра.

В центре юрты находится очаг, в котором поддерживается огонь. Топливом служит хворост или сухой верблюжий навоз. Возле очага стоит опорный столб. Верхним концом он упирается в обод дымового отверстия. За очагом, напротив входа, находится домашний алтарь с изображением богов и священной книги. Между алтарем и очагом усаживают самых почетных гостей. Справа от входа мужская сторона юрты. Здесь хранятся мужские предметы: седло, оружие, бурдюк с кумысом. На женской стороне стоит кровать хозяйки, шкафчик с посудой, ящик с запасами топлива и ящики для одежды.

Юрта

Ставит дом моя семья –
Будет юрта новая.
Трудятся отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?
Быть без дела – не люблю,
Есть кустарник – нарублю.
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей! (В.Ледков)

Юрта, юрта, круглый дом,
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва –
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки! (В.Берестов)

“БЕСИК” (“Колыбель”)

Казахская колыбель необыкновенно простая в использовании и удобная при кочевом образе жизни. Колыбель изготовлялась из ивы. Боковые части (изголовье и изножье) иногда делали из березы. Основание колыбели имеет отверстие, предназначенное для естественных нужд ребенка. На поперечную перекладину подвешивались бусинки, амулеты, талисманы, укреплялись перья филина для того, чтобы не было сглаза, чтобы болезни обошли ребенка

“БЕСИК ТОЙЫ” (праздник укладывания ребенка в колыбель)

На этот праздник приглашались в основном женщины. Самая уважаемая, обладающая положительными качествами характера женщина укладывала ребенка в колыбель. При том онаприговаривала, например “Голанын бесиги—кон дуниенин есиги” (“Колыбель ребенка — дверь во Вселенную”) и т.д. Говорились различные пожелания, типа: “Не будь только сыном отца; будь сыном народа”, “Будь защитником”, “Расти смелым и отважным, здоровым и счастливым” и т .д. После того, как ребенок уложен в бесик ,женщина (по рассказу Мурзахановой Батес, жительницы Алматы) просят принести вещи того родственника, сон которого крепок и здоров. Его вещи кладутся на поперечную перекладину, для того чтобы сон малыша был спокоен.

После обряда женщинам, участвовавшим в нем, дарят кольца, браслеты, разбрасывают шашу, женщине, которая положила ребенка в колыбель, дарят платье.

Однажды сказал со слезами в глазах
Отец мой – опора земная:
“Запомни, наследник, я русский – казах,
Хоть грамоты русской не знаю”
Косматые тучи в степи табуня,
Хозяйничал ливень на крыше.
“А, может, сынок, это ты за меня
Когда-нибудь в книге напишешь!”
Ата, я мечту выполняю твою.
Узнай же на тверди небесной,
Что славу России сегодня пою,
И нету вранья в этой песне!
За Родину жизнь отдам – видит Аллах –
За малую и за большую.
И гордую фразу: “Я – русский казах!”
На двух языках напишу я! (Ю.Щербаков)

Ковроткачество у казахов имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков.

В гостях

Цветастые подушки,
Раскинут достархан.
Все навострили ушки:
Читается Коран.
Как будто бы в кавычки
Затиснут я в углу,
И ноги с непривычки
Сложить все не могу.
А старых лет и средних
Все гости в один лад
Скрутили ноги в крендель,
И ничего! – сидят.
Лишь я один, отчаясь,
Не примощусь никак,
Кручусь, верчусь, качаюсь.
Какой тут бешбармак!
Измученный, усталый,
Молю я об одном:
Когда тут самый старый
Благословит подъем?
Куда там! – друг за другом
Дают сурпу и чай,
А там – домбра по кругу.
Аллах мой, выручай!
Вот прокатился снова
От чьей-то шутки смех.
Я, хоть не понял слов тех,
Смеялся громче всех.
Смеялся, чтоб казаться,
Мол, тоже в доску свой!
Как мне потом сказали,
Смеялись надо мной. (Замир Дакенов)

С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду. Снаружи керамические изделия покрывали минеральными красками и украшали линейным орнаментом. Это были кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши.

Беляши

Рано утром беляши
Зашипели: “Ши – ши –ши”
Это значит – не пиши,
Это значит – поспеши,
Брось свои карандаши,
Посмотри, мы хороши.
Ну и что ж, что хороши?
У меня карандаши
Тоже очень хороши.
Дорисую камыши
И примусь за беляши. (В.Кудрявцева)

В степи

Хорошо, что теплый дождик
Опрокинул полный ковшик
На уставших косарей, -
Ну-ка в юрту поскорей!
Таганок заносят в юрту,
Пахнет жаром и жильем.
Как тепло и как уютно
Под отцовским чекменем.
Для того-то
Хворост печке нужен,
Чтобы плов
Приготовить на ужин. (Т.Адашбаев)

Загадка

А вот коса – лучше всех!
Растет коса не вниз, а вверх!
А на кончике косы
Белый бисер висит. (Рис)

Наш Камызяк

В час вечерний добрым знаком,
Не спеша, сойдя с крыльца,
Поплыла над Камызяком
Песня, трогая сердца.
Наш Камызяк – дельты маяк.
Свет доброты даришь ты.
Песня славит нашу землю,
Радость лучших светлых дней.
И с волненьем песне внемля
Подпевают люди ей.
И влюблено шепчут ивы
Над рекою Таболой:
- Милый город, будь счастливым,
Будь счастливым, край родной.
Наш Камызяк – дельты маяк.
Свет доброты даришь ты.
Наш Камызяк – дельты маяк.
Свет доброты это – ты. (В.Ерофеев)

Я друзей соберу за столом
И накрою для них достархан
Будут лица светиться добром,
Разговор заведут по душам.
На столе куурдак, беспармак,
Крепкий чай с молоком, табанан.
Ты попробуй, мой гость, баурсак,
Оцени их достоинство сам.
Я прошу у гостей, посмотрите
Принесла я основу основ.
Хлеб со мною вы разделите
И отведайте священных даров. (Шаушиева)

Лишь добрым верит мой народ приметам
Его глаза узки, но глубоки.
Он имена дает такие детям,
Что сами так и просятся в стихи.
Поэзия рождается в народе,
Она богатство золотых сердец.
Народ казахский по своей природе
И труженик извечный и певец.

За многие века был создан огромный мир вещей. Мы вам рассказали лишь о некоторых. Ведь у каждой привычной вещи есть своя история. И лучше нам их знать.