Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;
- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях

  • Развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения), оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
- развивать креативные способности обучающихся

  • Воспитательная:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;
- формировать интерес к русскому языку;
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

Тип урока: первичное закрепление новых знаний

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах

Оборудование: листы, маркеры

Ход урока

I. Определение целей урока

На листе бумаге, прикрепленном на доску, записано:

Всем нам при общении
Поможет обращение.
Можно смело обратиться
Запятые расставляй
К людям, звездам или птицам
Только друг не забывай

Ребята, посмотрим на записи, сделанные на листе. Все ли правильно записано? Исправим.

Второй лист прикрепляем на доску.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
Можно смело обратиться
К людям, звездам или птицам.
Только, друг, не забывай,
Запятые расставляй.

  • Почему одно слово выделено красным цветом?
  • Нетрудно догадаться, что тема нашего урока: “Обращение”.

Запишем “число, классная работа, тему урока” в тетради.

- Как вы думаете, ребята, каковы цели урока? Чему мы должны научиться?

(Вместе формулируем цели урока).

  • уметь находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
  • свободно, уместно использовать обращения в речи в разных ситуациях;
  • использовать этикетные формулы в речи в разных ситуациях;
  • уметь работать в группах с целью создания творческого продукта

II. Выявление критериев уместности использования обращений.

Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

  • Посмотрим на обращения.
  • Все ли обращения уместны в речи?

1 группа обращений.
Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.

2 группа обращений.
Папа. Папуленька. Папаша.

3 группа обращений.
Мужчина. Старикан. Дедушка.

  • Что важно при выборе обращений?

КТО

                        КОМУ                                                 ГОВОРИТ

                   В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ

Вывешиваем на доску лист с вышеуказанной записью; ребята записывают выводы в тетрадь.

III. Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах

  • Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания. На прошлом уроке в группах вы определяли этикетные формулы просьбы, отказа. Обобщим результаты нашего совместного труда.

На доску вывешиваем

Этикетные формулы-просьбы

Пожалуйста.
Будьте так любезны.
Будьте добры.
Если вас не затруднит.
Сделайте одолжение.
Не мог бы ты сейчас.
Не выполнишь ли ты мою просьбу.
Вы не могли бы сказать.

  • Достаточно ли для культурного человека только знание формул? Что обязательно, кроме знания формул?

(Применять формулы в конкретных жизненных ситуациях)

  • Сейчас вы покажете умение применять знания на практике.

Каждая группа получает определенное задание, один человек оформляет выполненное задание на листе маркером, остальные – в тетради.

Ситуации:

  1. Попросите своих родителей о покупке …
  2. Используйте обращение и этикетные формулы. Обращение выделяем красным цветом и …

  3. Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).
  4. Используйте обращение и речевые формулы-просьбы. Обращение выделяем красным цветом и …

  5. Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.
  6. Используйте обращение и речевые формулы. Обращение выделяем красным цветом и …

  7. Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
  8. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. Обращение выделяем красным цветом и …

  9. Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. Обращение выделяем красным цветом и …

6. Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. Обращение выделяем красным цветом и …

Защита работ (один человек от группы).

Этикетные формулы-отказы

Не буду и не просите.
Хоть убей, не могу! Нет и еще раз нет!
Наотрез отказываюсь! Ни за какие деньги и не подумаю!
Режьте меня, но задание не выполню.
Не хочу и не буду.

Простите.
К сожалению, у меня нет времени.
Скорее всего, я не успею.
Я бы с радостью сделал, но.
Я не могу вам дать обещание.
Спасибо, но мне не нужно.

Ситуации:

  1. Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.
  2. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.

  3. Вас пригласили на день рождения.
  4. Откажитесь от приглашения на день рождения. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.

  5. Вас пригласили в кино, а вы отказываетесь.
  6. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.

  7. Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.
  8. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.

  9. Откажитесь от вкусных пирожных.
  10. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.

  11. Откажитесь от прогулки. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.

IV. Применение обращений в экстралингвистических ситуациях, работа в группах

Вы уже усвоили, как правильно попросить о чем-то или отказать, не обидев собеседника. Сейчас давайте сформулируем полезные (или вредные) советы для своих одноклассников.

Обращение к одноклассникам

Вредные советы (или полезные)

  1. Если ваш друг не соблюдает режим дня
  2. Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.

  3. Гости
  4. Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.

  5. В кафе
  6. Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.

  7. В кинотеатре
  8. Ключевые слова: билет, поп-корн, кока-кола, громко разговаривать, вставать с места, пересаживаться на свободные места. Используйте обращения.

  1. В общественном транспорте
  2. Ключевые слова: быть вежливым, не разговаривать громко по телефону, не слушать громко музыку, вежливо попросить водителя остановить на нужной остановке.  Используйте обращения.

  3. В музее
  4. Ключевые слова: соблюдать тишину, ничего не трогать без разрешения, экспонаты, идти за экскурсоводом, слушать внимательно. Используйте обращения.

V. Подведение итогов урока

  • Вспомним цели, которые мы определили на сегодняшний урок.

Справились ли мы с заданием?

  • Будем помнить, мало быть грамотным человеком, очень важно быть человеком культурным.

Д/З: тема следующего урока: “Письмо”.

Напишите письмо (родным, популярному артисту, спортсмену), используя обращение.