Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло.

Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Поэтому одним из приоритетных направлений школы сейчас выбирается здоровьесбережение. Школа должна обеспечивать охрану здоровья школьников, формировать культуру здоровья, закладывать фундамент благополучия будущих поколений. Наша школа тоже не исключение и одна из школьных задач:

Уменьшить количество учащихся, переболевших соматическими заболеваниями до 47% через систему профилактических мер, направленных на увеличение двигательной активности учащихся, реализацию программы “Добрая дорога к здоровью”, “Школа здоровья”.

Анализ заболеваемости уч-ся (по материалам мед. карт) показал, что всего из начальной школы здоровых детей только 42%. В результате анализа структуры заболеваемости учащихся школы выделены ведущие формы имеющихся патологии.

В связи с этими данными, появилась необходимость создать программу в рамках школы, чтобы охватить все вопросы привития навыков гигиены. Профилактики отклонений в здоровье, формирование организации на здоровый образ жизни. Программа “Добрая дорога к здоровью” направлена на реализацию одной из приоритетных задач школы.

В основу своей работы я положила принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса:

  • Принцип ненанесения вреда – строить образовательный процесс так, чтобы здоровье детей сохранилось, а по возможности и улучшалось.
  • Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологического состояние и здоровье учащихся. Заключение “Полезно для здоровья” – давать зеленый свет соответствующим проектам и предложениям.
  • Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
  • Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке.
  • Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося.
  • Принцип контроля за результатами, основанный на получении обратной связи, должен быть реализован в работе как всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Какие же шаги я предпринимаю для создания благоприятных условий сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В начале учебного года провожу маркировку мебели. Пользуясь таблицей, определяю какой номер мебели необходимо для учеников класса.

img9.jpg (14739 bytes)

Для того, что бы дети не перегружались, в начале учебного года, при составлении расписания уроков, учитываю то, что каждому предмету присваивается определенное количество баллов по сложности. Затем считаю количество баллов за день. При составлении расписания нужно помнить о том, что в течение недели должно быть 1или 2 повышения в баллах (желательно 1 или в среду или в четверг), понедельник и пятница самые разгруженные.

Шкала трудности для младших классов
(по В.И. Агаркову)

№п.п.

Предмет

Баллы

1

Математика

8

2

Русский язык

7

3

Природоведение

6

4

Литература

5

5

История (4 класс)

5

6

ИЗО и музыка

3

7

Технология

2

8

Физкультура

1

Например, мое расписание выглядит так:

Понедельник:

Вторник:

Среда:

Четверг:

Пятница:

Русский яз.

       

ИЗО

       

Математика

       

Литература

       

_____________

________

_______

________

________

27 баллов

29 б.

34 б.

32 б.

29 б.

Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе. Успешный человек счастлив. Он стремится повторить свой успех.

Для создания благоприятного психологического климата я использую различные формы проведения уроков: урок-праздник “Клуб знатоков русского языка”, урок-КВН “Детская литература и Русский язык”, урок-игра “Звездный час”, урок-сказка “Сказка о потерянной букве”, урок-путешествие “Страна Грамматики”.

Как же узнать с каким настроением к вам на урок пришли дети? Каждый день в начале дня дети рисуют круги, выбирая цвет по своему настроению.

Если большая половина класса выбирает “серый” и “черный” цвет – это говорит о том, что не стоит проводить в такие дни проверочные работы. Если такое повторяется изо дня в день, то стоит обратиться к психологу. Используя такую методику можно выявить отдельных детей с проблемами.

Для создания благоприятного психологического климата в коллективе очень хорошо дать возможность детям быть “ведущими”. Дать возможность детям видеть глаза учителя, его реакцию. Для этого нужно расставить для учителя по классу стулья в разных местах. При ответе ученика учитель уходит на любое отведенное место. Но это можно делать после того, как вы определили уровень тревожности ученика. С каким то учеником вам придется стоять вместе при ответе, чтобы поддержать его.

Как же я выясняю, какому ученику нужна моя помощь, а какому нет?

Шкала тревожности Сирса.

Уровень тревожности – важный показатель психологического здоровья и степени воздействия Внутришкольный факторов. (Проводит только учитель).

Инструкция: оцените каждую позицию по 3 – балльной шкале: 0 – признак отсутствует; 1 – признак слабо выражен; 2 – признак достаточно выражен; 3 – признак резко выражен.

Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности.

В моем классе много детей с нарушением зрения. Я использую разные приемы, способствующие снижению напряжения .

Например

– Путешествуем со звездочкой.

– 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. Найди значение выражения, где остановилась звездочка (или назови геометрическую фигуру).

– 2 клетки влево. Найди значение выражения, и т. д. (назови геометрическую фигуру).

Есть очень простая игра “Суша, море”.

Если учитель называет слово “Суша” – то дети делают шаг вперед. Если “море” – то назад. Правила игры можно переделать в зависимости от изучаемой темы урока. Например: по русскому языку “Части речи”. Если учитель называет существительное – шаг вперед, прилагательное – шаг назад.

На уроке природоведения при изучении темы “Дикие и домашние животные”. Дикие – шаг вперед, домашние – шаг назад и т. д.

Чтобы сохранить зрение детей я их часто пересаживаю (1 раз в месяц – пока маленькие, далее пересаживание уменьшается до 4 раз в год).

Можно самостоятельную работу по вариантам написать на карточках, а не на доске. Для 1 варианта карточки например зеленого цвета располагаются на стене справа, для 2 варианта желтые – слева.

Еще одной из важнейших причин неблагополучия здоровья детей является

низкий, слабо формируемый уровень культуры здоровья учащихся и их родителей. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители (сколько раз чистить зубы, как и когда, умываться и т. д.). Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, мы приглашаем детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем. Например, с правилами личной гигиены можно познакомиться на празднике “В гостях у Чистюлькина”. Спортивное состязание “Следопыт”,где дети учатся определять растения, разводить костер, находить стороны света по признакам: муравейнику, мху и т. д.

Не маловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. Провожу не только традиционные внеклассные мероприятия как День знаний, День матери, Новый год, и различные спортивные праздники. Особое место отвожу проведению Семейных праздников. Во все мероприятия и праздники включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители. При проведении внеклассных мероприятий находится простое, посильное дело каждому: учителю, ученику и родителю. Дети чувствуют поддержку родителей и становятся более уверенные в выполнении, какого либо дела.

Досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, поэтому очень важно увеличить пребывания детей на воздухе. С этой целью мы организуем походы на природу.

На каждом уроке, особенно в начальной школе, проводятся физкультминутки.

Примеры.

Помахали мы крыльями,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами
Покачали головами:
Зарычали друг на друга
Замолчали от испуга.

Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечик,
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели травушку покушали,
Тишину послушали.

Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

Для увеличения двигательной активности в начальной школе кроме 3 часов физической культуры, введены 2 часа на динамическую паузу. На данных занятиях мы знакомим детей с различными играми, которыми они могут воспользоваться для организации своего досуга.

Подводя итог в конце года, я вижу, что работа проводилась не напрасно. Задача школы по уменьшению детей переболевших соматическими заболеваниями (на примере моего класса), решается успешно. Это можно проследить по количеству пропусков детей по болезни. На данной диаграмме видно, что благодаря использованию различных здоровьесберегающих технологий количество пропусков по болезни к 4 классу значительно снизилось. Количество детей с высоким уровнем тревожности так же значительно уменьшилось. Дети стали более уверены в своих возможностях, более успешны. А успешный человек счастлив. Он стремиться повторить свой успех.

 

Открытый урок по русскому языку по системе Л. В. Занкова в 3 классе.

 Тема урока: три склонения имен существительных.

Цели урока:

- познакомить с понятием о трех типах склонения имен существительных, учит определять тип склонения;

- формировать орфографическую зоркость;

-воспитывать внимательное доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Тест “Мое настроение”.

-Прежде чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили свое настроение.

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

- Сегодня урок мы посветим трем склонениям имен существительных и научимся определять тип склонения.

2. Чистописание.

(На доске написаны слова)

Известный, ранний.

-Если вы назовете орфограммы в данных словах, вы сможете назвать буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. (В слове известный орфограмма непроизносимый согласный звук Т, а в слове ранний – удвоенная Н).

- Назовите буквы. (т,н.)

- Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы ( Т- согласный, глухой, парный, твердый; Н – согласный, звонкий, непарный, мягкий).

-Продолжи закономерность.

ТНН ТТННН ТТТНННН

- Что записано на доске? (фразеологизм).

На скорую руку.

- Объясните значение.

- Как мы можем проверить правильность наших ответов? (Посмотреть в словарь фразеологизмов. Зачитываем объяснение).

- Запишите фразеологизм.

3.Словарно – орфографическая работа.

- Гласные потерялись. Восстановите слова (жаркое, жонглер, забота).

ЖРК, ЖНГР, ЗБТ.

- Объясните значения слов. Первый ряд ищет значение слова “жаркое” и знакомит с ним нас, второй – жонглер, третий – забота. (Используя толковые словари).

- Что общего в этих словах? (Существительные).

Какое слово лишнее? Почему? (Вариантов ответа несколько. Например –жонглер лишнее, так как в нем 2 слога, а в других словах 3.и т. д.)

- Запишите слова.

 

Физкультминутка.

Помахали мы крыльями,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами
Покачали головами:
Зарычали друг на друга
Замолчали от испуга.

4. Индивидуальная работа.

На доске написаны признаки, по которым дети распределяют слова в группы.

-Распределите данные слова в три группы. Выделите окончания.

Кошка, снег, зима, облако, тетрадь, дядя, конь, дочь, дедушка, петух, окно, небо.

1 группа 2 группа 3 группа

5. Работа над темой.

1. Проверка индивидуальной работы.

- По каким признакам вы разделили существительные на группы? (По роду и окончанию).

2. Ознакомление с типами склонения имен существительных.

- По роду и окончанию можно определить тип склонения имен существительных. (Учитель вместо слово “группа” пишет “склонение”)

- Сколько типов склонения в русском языке? (Вывод по таблице).

- какие существительные относятся к первому склонению? Ко второму? К третьему?

-Приведите свои примеры.

6. Повторение пройденного.

Класс делиться на группы по 3 человека.

- Ваша задача по началу сказки придумать ее окончание.

1. Прочитайте сказку.

7. Закрепление нового материала: игра “Путешествие со звездочкой”.

img15.jpg (16196 bytes)

-- 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. Определи склонение имени существительного, где остановилась звездочка.

-2 клетки вниз, 2 клетки вправо, и т. д.

8. Итог урока.

- Что такое склонение?

-Как определить склонение существительных?

-Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2склонению? К 3 склонению?

- Сегодня на уроке каждый себе поставит оценку сам.

Те, кто считает, что они отлично поработали на уроке, выбирают красный шарик, если вы поработали не достаточно хорошо – зеленый, плохо – желтый.