Открытый урок музыки в 6-м классе по теме "Тембр"

Разделы: Музыка


Тема: Тембр.

Цель:

  • Дать учащимся понятие тембр через ознакомление с человеческими голосами и голосами музыкальных инструментов. Расширить кругозор детей через новую информацию о музыкантах и создателях музыкальных инструментов.
  • Развивать мышление, монологическую речь, внимание, память, воображение, сенсорную сферу, творческий потенциал.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыке, чувство прекрасного.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: музыкальный центр, радиомикрофон, телевизор, видеомагнитофон, баян, скрипка, синтезатор.

Оформление: парты расставлены в виде столов, как в музыкальном кафе (3 столика), полукругом. Перед доской – задрапированная тканью ширма с портретами Бояна, Страдивари, Паганини, Бартоломео Кристофори, Вольтера, Бетховена и изображениями инструментов: баяна, скрипки, фортепиано Бартоломео Кристофори и современного рояля. Парики, шапочки – нотки, музыкальные ключи 3-х цветов, грамоты – послание в будущее, яркий наряд и шляпа для Госпожи Мелодии (учителя).

Ход урока:

Звучит музыка “Эммануэль” Ф.Папетти, голос ученика за кадром.

В далёкой волшебной стране находится удивительное царство. Мир прекрасных звуков и божественной благодати переполняет каждого её жителя. Есть в этом царстве язык, который понимают люди всего мира, потому что это язык нашей души. А правит музыкальным королевством Госпожа Мелодия.

Госпожа Мелодия:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня проведу у вас урок я. Конечно, вы меня узнали. Без меня нет музыки: ни простой песенки, ни сложной симфонии. Я первая помощница композитора, именно мне он доверяет свои мысли и чувства. П.И.Чайковский сказал обо мне… А что же он сказал?

И Шарль Гуно со мною был галантен, он так меня ценил, что утверждал… Что же он утверждал?

Особенно красиво я получаюсь у тех композиторов, которые слушают своё сердце, чьи чувства искренние, настоящие.

Но в царстве музыкальном живу я не одна, со мной мои верные друзья. И только тогда, когда мы все вместе, рождается чудо – музыка.

Отгадайте их имена.

Он в сердце живёт, и в часах, и в дыханье.
И ноты построит он как командир.
Порядок наводит во всём мирозданье,
А если исчезнет, то рухнет весь мир. Ритм.
То он мчится словно ветер, то всех медленней на свете,
То умеренный совсем. Этот итальянец… Темп.

Госпожа Мелодия:

Кажется, я слышу чьи-то шаги.

(Из-за ширмы появляются учащиеся, исполняющие роли Мажора и Минора).

Мажор и Минор:

-Мы два брата. Я всегда счастлив, ярок, весел.

-Ну, а я грущу всегда.

-Снова нос повесил.

-Ты хоть раз посмейся, брат, и заливисто, и звонко.

-А-А-А-А-А-А-А

-Опять ревёт, как капризная девчонка.

Госпожа Мелодия:

-Узнали, ребята, братьев? Как их зовут? (Мажор и минор).

-Сегодня я вас познакомлю ещё с одним моим другом. Его имя – тембр. Представляете, он художник, раскрашивает звуки. И живёт в каждом из нас. Давайте это проверим. Послушайте и попробуйте угадать эти голоса (включается аудиозапись с голосами учителей, а дети отгадывают, кому принадлежит этот голос). В какие цвета их раскрасил тембр?

Ответы детей.

Госпожа Мелодия:

Самым первым музыкальным инструментом был наш собственный голос, а педагогов вы узнали по голосу, потому что их выдал тембр.

-А ещё тембр живёт… (на фоне голосов музыкальных инструментов звучат стихи)

О, если б вы знали, как нежен фагот,
Какая душа у рояля!
И флейта, влюблено вздыхая, поёт-
Быть может, вы тоже слыхали?

Как арфа, прислушавшись к звукам рожка, ему отвечает охотно,

И скрипки, гармонией красок дыша, собрали волшебные ноты…

- Где же ещё живёт тембр?

Ответы детей.

-Известно, что древние люди первыми стали изобретать музыкальные инструменты.

Госпожа Мелодия:

- Давайте послушаем, как они звучали (видеофрагмент кассеты “Уроки музыки”).

Не знаю, как вам, а мне не очень нравится, хотя для древнего человека эта музыка была высоким искусством, посланным богами.

Со временем человек становился более умным, развитым, изобретательным.

А давайте отправимся с вами в путешествие. Начнём с Древней Руси. Будьте внимательны, ведь вам предстоит сегодня составить музыкальное послание о тембре тем, кто будет жить в XXII веке.

Рассказывает нотка до:

Давным – давно жил на Руси певец и сказитель Баян. А голос его был красивым да задушевным, мягким да певучим. Любили на Руси Баяна, его песни и сказания, а голос его считался национальной гордостью. Умер Баян, тосковали русичи по голосу его чудесному, из поколения в поколение детям рассказывали о народном

гусляре. В 1870 году в Туле был сконструирован музыкальный инструмент, покоривший слушателей чистым народным голосом. Назвали его в честь легендарного певца-сказителя баяном. Давайте послушаем, как он поёт.

Учащийся класса исполняет пьесу для баяна.

Госпожа Мелодия:

За душу берут волшебные звуки чёрно-белых кнопочек. “Какая песня без баяна”,- говорили на Руси. О любимом инструменте русский народ сочинял свои песни.

Песня “Кнопочки баянные” звучит в исполнении учащейся класса.

Госпожа Мелодия:

А теперь наш путь лежит в одну из самых музыкальных стран мира, в Италию. Именно там, в XVI-XVII веках жили великие мастера и композиторы, прославившие скрипку.

Учащимися разыгрывается диалог:

-Ох, уж эти персы и китайцы, какой чудесный инструмент придумали. Какой звук трепетный, гибкий, живой, бесконечный. Чуть – чуть уберём повизгивание и поскрипывание, придадим изящность форме, поставим голос, и у нас получится царица музыки, а не деревенская простушка для простолюдинов. Однако заработался, надо бы прогуляться.

Мальчик, ты чей, и куда идёшь?

-Я спасаюсь от чумы. От свирепой болезни умерли мои родители. Я голоден, у меня нет больше родных, мне некуда идти.

-А как тебя зовут?

-Антонио Страдивари.

-Что ж, пойдём ко мне, я научу тебя настоящему делу.

Госпожа Мелодия:

Так встретились два великих скрипичных мастера. Учитель – маэстро Николо Амати и ученик, Антонио Страдивари, который в будущем превзойдёт учителя, его скрипки будут стоить целое состояние, потомки будут искать секрет божественного звучания скрипок мастера: призовут на помощь самые чувствительные приборы, сделают точнейшие расчёты, разберут старинные скрипки на мельчайшие детали, пытаясь их скопировать, даже сделают химический анализ древесины и лака, которым покрывают скрипки. Но, увы. Эта тайна свыше была доверена только Страдивари и право её знать он заслужил всей жизнью. С 13 лет маэстро делал скрипки, а самые лучшие он создал только в 60.

Исполнение учащейся класса пьесы для скрипки.

Рассказывает нотка ми (на фоне музыки Паганини):

-XIX век дал миру непревзойдённого виртуозного музыканта – скрипача Николо Паганини. Наверное, и Амати, и Страдивари всегда мечтали, чтобы их скрипок касались чуткие пальцы настоящего “скульптора звука”. И вот свершилось. Сложнейшие произведения он мог играть на одной струне, а на вопрос, может ли он играть совсем без струн, композитор ловко перевернул скрипку и на нижнем корпусе, словно на барабане, выделывал невероятной трудности ритмический рисунок своих сочинений. Его боготворили и ненавидели, потому что завидовали его мастерству.

Учащимися разыгрывается диалог:

- Как играет Паганини! Это невероятно, гениально, но как это возможно. Мы теперь все можем писать завещание.

-Не все, дружище Бенеш.

-Лично я умер ещё три года назад, когда впервые услышал игру Паганини.

Госпожа Мелодия:

-О чём же пела, скрипка Паганини так глубоко, взволнованно, красиво?

Исполнение песни “Скрипка Паганини” вокальной группой класса.

-И вновь Италия 1709 год.

Учащимися разыгрывается диалог:

-О нет, господин настроить ваш клавесин совершенно невозможно. Он весь рассохся, механизм поврежден, теперь он годится только на дрова.

-Превосходно, я куплю новый клавесин, а этот подарю хоть Вам, господин Бартоломео Кристофори.

-Моё глубокое почтение.

Рассказывает нотка соль:

-Настройщик Бартоломео Кристофори не смог сжечь старый клавесин. Вряд ли найдётся музыкант, у которого поднимется рука на музыкальный инструмент. И Кристофори стал изобретать, как дать клавесину вторую жизнь. Долго он колдовал над клавесином, пока не получился совершенно новый инструмент, на котором можно было играть как громко, так и тихо, выражать бурю эмоций, нестись по огромному количеству чёрно – белых клавиш к ещё неизведанным новым мирам.

Инструмент этот получил название фортепиано. Но не сразу его оценили по достоинству, по сравнению с тихоголосым, певучим и ласкающим слух клавесином фортепиано казалось грубым и слишком оглушительным. Французский писатель и философ Вольтер даже назвал новый инструмент “изобретением кастрюльщика”.

Германия. Бонн. Квартира Бетховена. Монолог у рояля читает учащийся класса.

О нет, неслыханная дерзость.
Вольтер – невежа ты, философ, и глупец.
Назвать кастрюлею фортепиано – просто мерзость.
В нём совершенства, гения венец.
О не грусти мой друг, ещё заставишь
Ты целый мир смеяться и рыдать.
Волшебных звуков чёрно – белых клавиш
Все, затаив дыханье, будут ждать.

Госпожа Мелодия:

Хотя первым публично на фортепиано стал играть Моцарт, особенно популярен стал инструмент при Бетховене, который мощной и напористой музыкой окончательно вытеснил клавесин и открыл путь королевскому инструменту к сердцам слушателей.

Под музыку симфонии № 6, написанной великим маэстро, давайте составим послание в будущее.

В этом послании пропущены главные понятия, которые нужно вставить, а также оформить прилагаемыми иллюстрациями, следуя логике.

Какой столик справиться быстрее и лучше, то послание и отправиться в будущее.

Послание в будущее.

Люди, живущие в XXII веке и любящие музыку, знайте:

Тембр – это ___

Он живёт в ______ и ____________

В Древней Руси жил певец и сказитель ___________________, голос которого был красивым да задушевным.

В 1870 году в городе ________________ сконструировали музыкальный инструмент и назвали его именем легендарного певца-сказителя ________________ . Голос этого инструмента звучал ________________________

Первыми в мире скрипку придумали __________________

А в царицу музыки её превратили итальянские мастера, жившие в XVI-XVI веках.

Их звали _______________________ Скрипки, созданные ими, поют ______________________________

Итальянский скрипач-виртуоз __________________ был настоящим скульптором звука и мог сыграть сложнейший концерт всего лишь на струне.

В 1709 году в Италии было изобретено ______________________

Мастера, который изобрёл этот чудесный инструмент, звали ______________________

Кто бы мог подумать, что из старого _____________________ получится инструмент, на котором можно будет играть как ____________________, так и ________________________

Французский философ Вольтер назвал это изобретение “изобретением кастрюльщика”, потому что ______________

Большое будущее пророчил новому музыкальному инструменту _________________, который был покорён его огромными звуковыми возможностями

Это было невероятно и удивительно, что инструмент может выражать такую палитру человеческих чувств.

Рисунки

Госпожа Мелодия:

-А что же современный человек? Изобретает ли он музыкальные инструменты? Конечно, да. Современный человек мечтал изобрести такой инструмент, с которым он мог быть человеком - оркестром. Синтезатором назвал своё изобретение японец Ямаха.

Синтезатор может петь голосами более сотни разных инструментов.

Давайте послушаем.

Попурри на популярные мелодии. Ансамбль учителя и ученицы.

Госпожа Мелодия:

Ребята, вам понравился наш необычный урок? А мои друзья вам тоже нравятся? Тогда мы обязательно придём ещё к вам в гости. А сейчас… звенит звонок. Это значит, что мне пора возвращаться в свою страну. Но я не прощаюсь, ведь музыка остаётся всегда с вами…

Итог урока. Оценки.