Урок музыки в 8-м классе по теме "Мир человеческих чувств — вечная тема в музыке"

Разделы: Музыка


Тема: Мир человеческих чувств – вечная тема в музыке.

Цель:

  • Углубить знания детей о вечных темах в музыке. Учить эмоционально и осознанно воспринимать музыку на основе её интонационно-образной природы в связи с другими видами искусства.
  • Развивать образное мышление, воображение, речь, сенсорную сферу, творческий потенциал учащихся.
  • Воспитывать интерес и любовь к искусству, чувство прекрасного, общую культуру учащихся.

Тип урока: урок - углубление знаний учащихся в форме творческого проекта.

Методы обучения: метод проблемно-творческого изложения, метод эмоциональной драматургии, метод художественного нравственно-эстетического познания музыки, детское музыкальное творчество.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: музыкальный центр, микрофоны, фортепиано, домашний кинотеатр.

Оформление и материалы: портрет К.Сен-Санса, фотографии А.Павловой и Г.Улановой, репродукции картин художников (А.Куинджи “Облако”, М.Врубеля “Царевна-Лебедь”, Н.Нестерова “Два лада”, И.Левитана “Над вечным покоем”); мимические сердечки, схема-помощник “Выразительные средства музыки” и картинки с изображением арфы и виолончели, вырезанные из бумаги фигурки лебедей, репродукции картин художников (А.Куинджи “Облако”, М.Врубеля “Царевна-Лебедь”, Н.Нестерова “Два лада”, И.Левитана “Над вечным покоем”) в виде карточек, отрывки литературных произведений, запечатанные в конверты с заданиями для каждой группы, игра – пазлы.

Методические рекомендации: разделить учащихся на три группы (группа золотистого, серебряного и небесного скрипичного ключа). В ходе урока каждая группа собирает свою картину, состоящую из 5 пазлов. В результате у каждой группы должна получиться своя ассоциативная версия в виде снежинки, звёздочки и цветка.

Эпиграф:

Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, -
О, этот мир, так молодо прекрасный,
Он стоит тысячи миров.

Ход урока:

1.Слово учителя (на фоне музыки Ф. Папетти и П. Мориа):

Сегодня мы отправимся в страну чудесных мелодий и постараемся услышать внутреннюю музыку своей души. Это удивительно. Человек способен испытывать столько чувств, эмоций, переживаний. Их оттенки, даже самые малые, может передать только музыка.

Об этом удивительном свойстве музыки Ф.Тютчев писал:

Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов,-
О, этот мир, так молодо прекрасный,|
Он стоит тысячи миров.

Слышите, сама музыка приглашает нас во Францию начала XX века, в небольшую уютную гостиную, в которой собрались друзья Камиля Сен-Санса послушать его новое сочинение.

“Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось совершить что-нибудь большое, доброе. Звуки стихли, и, расчувствовавшись, я воскликнул: “Ты гений, Камиль. Эта музыка будет жить вечно”, - вспоминал один из друзей композитора.

2.Прослушивание музыки К.Сен-Санса “Лебедь”.

Прошло более 100 лет. Сейчас начало XXI века. А музыка Сен-Санса по-прежнему живёт и волнует. Мне показалось, что и вас, ребята, она не оставила равнодушными. Почему?

3.Запуск творческого проекта.

а) Беседа по впечатлению от прослушанного, практическая работа с наглядностью в форме игры-головоломки.

  • Поделитесь своими ощущениями. Что вы чувствовали, когда звучала музыка?
  • Проблемно-творческий вопрос. Можно ли увидеть свои преживания?

За семью печатями скрыт наш внутренний мир и на пути к его познанию мы встретимся с препятствиями. Вы готовы их преодолеть?

  • А вот и первое препятствие (ребята вскрывают конверт с заданием №1).

Какое мимическое сердечко отражает ваши чувства, вызванные музыкой?

Каждый ребёнок выбирает мимическое сердечко, которое соответствует его настроению и наклеивает его на первую часть пазла.

  • Известно, что музыка обладает великой силой. Как удаётся композитору передать

свои мысли и чувства, повлиять на наше восприятие? Ответить на этот вопрос нам поможет задание № 2.

Напишите, какие выразительные средства помогли композитору создать такую чудесную музыку.

Работа с картой-помощником “Выразительные средства музыки”.

 Каждая группа выбирает те выразительные средства, которые помогли композитору создать произведение, оформляя вторую часть пазла.

  • Ребята, многие великие русские художники очень любили музыку. Возможно, поэтому их работы такие проникновенные, мелодичные, живые. Например, И.Репина вдохновляла “Лунная соната” Бетховена. Под музыку он писал свои картины.

Как вы думаете, какая картина могла быть написана под музыку Сен-Санса? (работа с ассоциативным рядом). В задании №3 я предлагаю поразмышлять над этим вопросом.

Каждая группа выбирает ту репродукцию картины, которая наиболее созвучна музыке, оформляя третью часть пазла.

  • Строка без музыки бескрыла
    Ты удружи, друг, удружи.
    И всё, что сердцу было мило
    На музыку переложи.

Писал поэт Р.Гамзатов.

Выберите в задании № 4 те литературные строки, которые вам хочется прочесть на фоне этой музыки? (чтение стихов на фоне живой музыки, оформление четвёртой части пазла).

Солнце уже опускалось в море. Над водой проносились лёгкие серые облачка тумана. Три огромные белые птицы, отливая серебром, махая тяжёлыми крыльями, плавно скользили по воздуху. Их прямые длинные шеи были вытянуты далеко вперёд. После долгой разлуки лебеди возвращались домой.

В.Бианки.

Мелкие росинки на заре
Всю планету держат в серебре,
Но внезапно отблеск золотой
Вспыхнул над серебряной землёй.
Выйди в этот час и собери
Серебро и золото зари.

М.Светлов.

Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь шепталися.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебёдушка. С.Есенин.

Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду. Жёлтые, красные, оранжевые. Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь на крыльях ветерка, они опускались по воздуху тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво. Прилетит кораблик, сядет на воду и тотчас поплывёт с поднятыми парусами так важно, горделиво.

Д.Кайгородов.

  • Ребята, вы не задумывались, над тем, почему музыку слушают с закрытыми глазами?

Давайте закроем глаза и под музыку Сен–Санса пофантазируем.

Какой образ вы представили? Как бы вы назвали эту музыку? (Ответы учащихся).

Ребята, вам интересно узнать, что возникло в воображении композитора, когда он сочинял эту музыку? Задание №5 вам поможет ответить на этот вопрос.

Почему в конверте 2 лебедя? (один белого цвета, другой – тёмного) Чем они отличаются? Как вы думаете, какой из этих лебедей должен появиться на пятой части пазла? (Ответы и предположения учащихся).

б) Слово учителя:

Замечательная музыка Сен-Санса вдохновила М.Фокина поставить танец для великой русской балерины А.Павловой. Сегодня мы посмотрим этот танец в исполнении Г.Улановой.

Одна и та же музыка. В чем же тогда различие? Попытайтесь его почувствовать.

в) Просмотр видеофрагмента “Умирающий лебедь”.

Лебедь Сен-Санса прекрасный, чистый, символизирует жизнь, благородство, величие.

Лебедь Фокина не менее прекрасен, однако он умирает, но в его смерти то же величие, та же поэзия. Ведь только единственный раз в жизни лебедь поёт и песня та лучше соловьиной.

А в ней слышится красота всего мира и гармония жизни.

  • “Лебедь” Сен-Санса покорял в разные времена не только слушателей, но и строгих критиков.

Представьте, что вы музыкальные критики. Что бы вы написали об этом произведении?

Какую фигуру вы собрали из пазлов? (цветок, звезда, снежинка). Можно ли “Лебедя” К.Сен-Санса сравнить с цветком, звездой, снежинкой? Почему?

4.Итог творческой работы.

Разместите ваши творческие проекты на доске.

Посмотрите на свои проекты. Это мир ваших душ. Он интересен, удивителен, прекрасен. Его может воспеть не только серьёзная музыка, но и простая, задушевная песня.

Давайте вместе споём замечательную песню Д.Тухманова “Как прекрасен этот мир”.

5.Песня “Как прекрасен этот мир” звучит в исполнении учащихся и сопровождается фрагментом учебного видеофильма для уроков музыки “Лебединая песнь”.

6.Итог урока. Рефлексия. Оценки.

Сегодня мы не только попытались услышать внутреннюю музыку своей души, но и увидеть тот мир, который живёт в нашем сердце. Помог нам в этом великий Сен-Санс. Музыка прозвучала не только для каждого в отдельности, но и для всех вместе. Она объединила нас в прекрасных чувствах и стремлениях. Я надеюсь, вы сохраните впечатления, полученные на уроке, и они станут частью вашей личности.

А ваши впечатления от урока выразите в виде рисунка или отзыва.