Структура анализа работы за год заместителя директора по научно-методической работе

Разделы: Администрирование школы


Научно-методическая работа школы строится на основе годового плана. Создавая здоровьесберегающее пространство для сохранения и укрепления  здоровья учащихся, работая над целью обеспечения  положительной динамики показателей качества образования в процессе формирования ключевых компетенций, педагогический коллектив школы продолжил работу над следующей методической темой – «Овладение научно-обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда».
Определены приоритетные задачи, спланирована деятельность администрации школы по созданию условий для всех участников образовательного процесса, сделан анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающих качество результативности обученности учащихся, выявлены причинно-следственные связи отдельных педагогических явлений и проведена соответствующая коррекция деятельности – определены причины, способствующие частичному выполнению поставленных задач. Имеются нерешенные проблемы (причины, помешавшие их реализации, будут рассмотрены в процессе анализа основных направлений деятельности научно-методической работы).

Анализ научно-методической работы по направлениям деятельности

I. Информационно-методическое обеспечение УВП

В начале учебного года проводилась диагностика деятельности педагога по следующим направлениям: тема самообразования, участие в методической работе, методическая литература, учебно-методический комплекс, планы в области профессиональных затруднений, необходимая помощь, предложения по организации учебного процесса и т.п. По выявленным проблемам проводилась работа в течение всего учебного года.
В целях создания банка данных о педагогах обновлены карточки повышения квалификации. В конце учебного года проводилась повторная диагностика учителей.  Все педагоги школы оформили и сдали в конце года отчет о проделанной методической работе. В конце учебного года проводилась повторная диагностика учителей, результаты данной диагностики будут учтены в планировании работы на 2007-2008 учебный год.

Рисунок 1

Рисунок 2

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Оформление методического кабинета еще далеко до завершения. Не всегда данная работа проводилась целенаправленно. Не приступили еще к оформлению методического паспорта учителя.

II. Работа с педагогическими кадрами

1. Статистические данные о педагогических кадрах на конец 2006-2007 учебного года

Рисунок 3

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Большое количество педагогов в возрасте от 50 лет и старше. Данная возрастная категория учителей не всегда заинтересована в проявлении своих профессиональных качеств в рамках как школьных, так и городских мероприятий.

2. Аттестация  кадров

Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы.
В 2006-2007 учебном году подали документы на повышение квалификационной категории  13 педагогов школы, директор (как вновь назначенный), 4 заместителя директора (вновь назначенные также проходили аттестацию по представлениям). Практически все аттестованные педагоги прошли аттестацию на более высокую квалификационную категорию.

Рисунок 4

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Учителя школы аттестуются активно, однако к аттестации на высшую категорию подходят с опаской. Поэтому в школе недостаточное количество учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, хотя, есть педагоги, которые, по мнению администрации, заслуживают ее. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации на высшую квалификационную категорию.

3. Повышение квалификации педагогов

На основании самоанализа педагогической деятельности и заявленной темы самообразования педагогических работников школы определяется необходимость в курсовой переподготовке педагогов МОУ СОШ № 4.
Составлен перспективный план повышения квалификации до 2010 года. В школе создается система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство. Имеются статистические данные о курсовой подготовке педагогических кадров за последние три года. Отслеживается эффективность курсовой подготовки. Эффективность подтверждается разработкой программ элективных курсов, методических рекомендаций, а также публикациями учителей школы.
Проводится курсовая подготовка педагогов по их адаптации в современном информационном пространстве и использованию информационных технологий в учебном процессе. На данный момент из 56 педагогов школы обучено по ИКТ 29 педагогов. В этом учебном году – 4 педагога прошли переподготовку по программе Intel. Необходимость в прохождении курсов по ИКТ на данный момент составляет 17 человек.  В диаграмме, приведенной ниже, отображена необходимость в переподготовке по ИКТ  (необходимость в повышении квалификации дается в сравнении с количеством педагогов в предметном методическом объединении).

Рисунок 5

В рамках именного образовательного сертификата в период с ноября 2006 года по май 2007 года прошли повышение квалификации 8 педагогов школы.
Если говорить об эффективности курсовой переподготовки по данной модели, то можно отметить, что все педагогические работники, прошедшие повышение квалификации по именным образовательным сертификатам 1,2 модели, используют в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Не все педагоги представляют в методический кабинет материалы прослушанных курсов и не знакомят с ними своих коллег на методическом объединении.

4. Поощрения учителей

В этом учебном году в рамках наградной кампании, в целях морального поощрения и стимулирования работников образования, в январе 2007 года 4 педагога были представлены к наградам. Два педагога нашей школы (Старосветская Г.В., и Оплетаев В.В.) подали документы на участие в конкурсе на премию Президента РФ за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Старосветская Г.В. выиграла конкурс.
В рамках недели педагогического мастерства, которая прошла  в марте-апреле 2007 года, многие педагоги школы за активное участие в неделе были награждены Благодарственным письмом администрации школы и объявлением благодарности  с занесением в трудовую книжку.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: В школе большое количество учителей «стажистов». Необходимо более активно готовиться к наградной кампании и представлять характеристики учителей к той или иной награде.

5. Передовой педагогический опыт (публикации, выступления)

Учителя нашей школы одними из первых в городе разработали и провели игру для старшеклассников – Геокешинг (Шамшина Л.Ю., Старосветская Г.В., Горлачук З.А.). Проекты «Островки экологии», «Голове работа – душе праздник»,  «Цветы для мам» (автор – Федотова Н.А.) были представлены на городском конкурсе образовательных проектов «Через тернии к звездам». Данные педагоги (совместно с Центром развития образования) работают над созданием методических рекомендаций для учителей города – будущих участников игры Геокешинг.
Федотова Нина Александровна представила свой опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Разработка урока была опубликована в материалах фестиваля, который ежегодно проводит издательский дом «Первое сентября». Также Федотова Нина Александровна - учитель начальных классов, приняла участие в региональном конкурсе, проводимого в рамках Года русского языка, «Самый интересный урок русского языка» (урок «Крылатые выражения», 3 кл.).

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: В школе еще не сформирована система работы по обобщению передового педагогического мастерства.  В следующем учебном году необходимо целенаправленно осуществлять работу в данном направлении.

III. Предметные методические объединения

В школе работало 8 предметных МО. Каждое МО работало над своей темой, тесно связанной с темой школы. В рамках МО проводились заседания, открытые уроки, работа по самообразованию, работа с одаренными и неуспевающими детьми. Основное назначение МО нашей школы (на данном этапе) непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей.
Подведены итоги проведенных мероприятий на заседаниях МО, председателями МО проведен всесторонний анализ. Тематика мероприятий была разнообразной: линейки, олимпиады, конкурсы, КВН, уроки-путешествия, конкурсы чтецов, конкурсы газет, занимательные 20-минутки, брейн-ринг и др.
Руководители МО в конце мая представили подробный анализ своей работы за истекший период.
Руководителем МО технологии (Шамшина Л.Ю.), иностранных языков (Оплетаев В.В) проведено исследование учащихся на предмет удовлетворения преподаванием предмета и  сделан подробный отчет о деятельности каждого учителя-предметника в сравнении за три года.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Предметные недели проводились по всем предметам, но не всегда целенаправленно. Мало проводится мероприятий в рамках обобщения опыта педагогов, учителя-предметники в силу каких-либо причин не посещают занятия коллег. Уроки анализируются редко. Предметная неделя учителей русского языка и литературы была проведена не на должном уровне, педагоги ограничились проведением единичных внеклассных мероприятий. Недостаточно освещаются мероприятия недели (не все знают о месте и времени). Причины: закрытость педагогов, нежелание делиться опытом.

IV. Работа над темой самообразования

Каждый педагог школы работает над темой самообразования.  В соответствии с темами составлен перспективный план повышения квалификации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видением каждым своих личностных и профессиональных проблем, умение корректно формулировать цели и последовательно их решать, умение проектировать и контролировать свою деятельность. В начале года каждый учитель определяет свою методическую тему и согласовывает ее с заместителем директора, который корректирует ее. В течение года педагог собирает в копилку теоретическую информацию. В первом учебном полугодии прошел отчет по теме самообразования в форме «круглого стола», на котором каждый педагог получил рекомендации для дальнейшей работы по своей теме. В мае все работы будут сданы на рецензирование руководителю методического объединения. В сентябре все педагоги сдадут доработанный материал по теме самообразования методисту. В октябре на практической конференции будут заслушиваться лучшие сообщения. Они рекомендуются для выступления на семинарах, методических совещаниях, составят основу при аттестации учителя.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Темы самообразования носят либо глобальную, либо неконкретную формулировку. У учителей отсутствуют планы работы над темами самообразования. Это связано, скорее всего, с небольшой заинтересованностью учителей в проявлении своих профессиональных качеств, а также с недостаточной работой методического совета школы в данном направлении. Педагогам были предложены памятки по составлению плана и отчета по теме самообразования.

V. Методическая неделя, семинары, мастер-классы, круглые столы

В этом учебном году в нашей школе прошел конкурс профессионального мастерства – неделя педагогического мастерства. 30 марта 2007 года состоялось открытие конкурса.
В соответствии с Положением о неделе педагогического мастерства конкурс включил в себя три этапа. Первым конкурсным испытанием стала презентация команд. Восемь команд (все предметные методические объединения школы) вышли на сцену актового зала с визитными карточками.
Следующим этапом конкурса была демонстрация участниками конкурса открытых уроков, внеклассных мероприятий. Каждый конкурсный день сопровождался своей темой, девизом и программой. Все команды заранее были ознакомлены с критериями оценивания конкурсных испытаний. По итогам дня выпускалась газета «Школьный меридиан».
Третий этап – творческая презентация (с использованием ИКТ) своего методического объединения на заданную тему – «Основа успешной работы учителя – это…».

Приложение 1

Конкурс наложил особый отпечаток на учителей нашей школы и учеников, дал жизнь пресс-центру, сплотил коллектив.
В рамках предметной недели учителей технологии Кучерова А.М. провела 2 мастер-класса: «Бутылочная мозаика», «Вышивка». В дни недели педагогического мастерства учителя информатики Шишминцева И.А., и Старосветская Г.В. дали  мастер-класс для учителей школы «Обучение Pоwer Point для начинающего», учитель немецкого языка Оплетаев В.В. провел мастер-класс для своих коллег «Работа на уроках иностранного языка с аутентичными текстами».
Были проведены круглые столы, на которых обсуждались темы самообразования педагогов, элективные курсы, пути преодоления перегрузок учащихся.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Не на достаточном уровне учителя школы используют новые педтехнологии и передовой педагогический опыт. Возможно, не все методические мероприятия, проходят на достаточно высоком уровне, или их организация недостаточно продумана. Нужно искать и пробовать новые формы методической работы.

VI. Работа с учебными кабинетами. Материальное обеспечение методической работы

Работа с учебным кабинетом в этом году не ограничивалась только проверкой их санитарного состояния. Продолжилась работа по созданию и оформлению паспорта кабинета. Учителя провели большую работу по систематизации методических пособий и дидактических материалов.
В период проведения смотра кабинетов, основными недостатками в создании и оформлении паспорта являлось отсутствие функционального назначения кабинета и имеющегося в нем оборудования, расписания занятости кабинета в течение дня и учебной недели, а также отмечалось отсутствие перспективного плана работы. Текущие планы в большинстве случаев не отражали системности работы кабинета.
Руководители методических объединений получили  инструкции по организации работы учебного кабинета, требования к кабинету, требования к составлению годового плана и плана на перспективу.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: 1. Не все паспорта учебных кабинетов оформлены в полном соответствии. 2. Использование компьютерных классов пока недостаточное. Учителям необходимо продолжить работу по внедрению в практику информационных технологий, для этого нужно составить расписание работы учителей в компьютерных классах, расписание работы с Интернетом.

VII. Организация и проведение внутришкольного контроля

Для контроля за состоянием преподавания учебных предметов, а также предметов по выбору, индивидуальных и групповых занятий был составлен план посещения уроков и занятий. Особое внимание при анализе урока уделялось совершенствованию форм и методов организации урока.
Все рекомендации по устранению и коррекции недостатков предоставляются на малых педсоветах, методических совещаниях, совещаниях методических объединений, совещаниях при директоре. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправить выявленные недостатки.
Посещенные уроки показали, что в целом меняется отношение педагогов к предметным ЗУН и общепредметным умениям и навыкам. Учителя ставят цели развития личных качеств учащихся на уроке, стараются реализовать их средствами учебного предмета.
В соответствии с годовым планированием проведен контроль за преподаванием индивидуальных, групповых, факультативных занятий и элективных курсов.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Определенные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса отмечаются у вновь прибывших учителей. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей. Причины трудностей учителей данной категории – преобладание на уроках объяснительно-иллюстративного типа обучения, а также в силу недостаточной компетентности нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащихся.

VIII. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения

В школе создано методическое объединение учителей по предпрофильной подготовке. Рабочей группой разработано и утверждено Положение о методическом объединении учителей, осуществляющих предпрофильную подготовку в ОУ. Разработан и утвержден план  реализации системы предпрофильной подготовки учащихся. Проведены ученические и родительские собрания, на которых участники образовательного процесса проинформированы  о целях, содержании и организации предпрофильной подготовки. Методическим объединением совместно с методическим советом проведены занятия с учителями-предметниками по разработке программ элективных курсов, определены объемы учебных часов на предпрофильную подготовку и списки учащихся.
На пропедевтическом этапе осуществлялась презентация курсов по выбору,  проводилась предварительная диагностика учащихся. На основном этапе предусматривается прохождение учащимися курсов по выбору, организуются процедуры психолого-педагогической диагностики и самодиагностики. Проведены анкетирования, сделан анализ. На завершающем этапе выстраивается итоговый образовательный рейтинг выпускника основой школы как объективной основы для комплектования старших (профильных классов).
Содержание, форма организации курсов ориентированы  на расширение знаний ученика по предмету и на самоопределение ученика относительно профиля обучения в 10-11 классах. Формы обучения на курсах пока только академические. Перспективными являются коммуникативные методы, групповая и проектно-исследовательская деятельность.
В начале учебного года для учащихся 9-х классов и их родителей были проведены ученические и классные собрания «Предпрофильная подготовка – шаг к профилизации».
В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю, расширения сведений по учебным предметам для учащихся 9-х классов в учебный план вводятся элективные курсы, позволяющие ученику спланировать индивидуальную программу обучения.
В профильном 10А классе предполагается на более высоком уровне развивать исследовательские навыки за счет использования различной учебной, публицистической литературы, документальных источников.
Для усиления профильной подготовки учащимся 10А класса в 2007-2008 учебном году предлагаются следующие спецкурсы: «Психология» (1 час), «Современная русская литература» (1 час), «Социология» (1 час), «Мировая художественная культура» (1 час).
Учащимся 10А класса предлагаются элективные курсы: «Основы исследовательской деятельности» (1 час), «О знаках спорят» (1 час), «Основы журналистики» (1 час).

Рисунок 6

Из представленной диаграммы видно, что работа в данном направлении ведется, но имеются нерешенные проблемы.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Главной проблемой по предпрофильной и профильной подготовки является проблема разработки элективных курсов и курсов по выбору и представление результатов курсов педагогами и учащимися, посещавшими курс. Не налажена должным образом работа МО (или творческой группы) учителей, отвечающих за реализацию данного направления в школе.

IХ. Школа молодого специалиста

Работа в данном направлении велась по утвержденному плану. Разработано положение о Школе молодого специалиста, определены мероприятия и ответственные за их проведение, разработана карта молодого специалиста, определены параметры оценки. Для самореализации молодому специалисту предложено заполнить «Лист самооценки», который позволяет объективно оценить профессиональный рост молодого специалиста и вновь прибывших педагогов; анкеты самоанализа педагогической деятельности, карточки повышения квалификации (с целью выявления их творческого потенциала и содействия их дальнейшему профессиональному росту).   
Если сравнивать начало и конец года методическая грамотность молодого специалиста значительно выросла, наладилась взаимосвязь в системах: учитель-ученик, учитель-родитель. Для оказания данной помощи использовались консультации педагога-психолога и учителя-наставника. Практиковалось привлечение учителей данной категории в деятельность семинаров, работу методических объединений, взаимопосещение уроков своего цикла. Указанные формы работы не всегда имели положительный результат. Результативным были бы практические занятия по самоанализу и анализу различных типов уроков, которые в силу различных субъективных причин, так и не состоялись.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Молодые учителя не использовали все имеющиеся возможности для своего становления, как профессионала. В следующем учебном году проводить целенаправленную работу с данной категорией учителей.

Приоритетные направления в научно-методической работе на 2007/2008 учебный год

Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала учащимися школы на всех ступенях обучения.

  1. Работа с молодыми и вновь прибывшими педагогами по повышению их профессионального уровня.
  2. Экспериментальная и инновационная работа.
  3. Работа с одаренными детьми.
  4. Работа над имиджем школы.
  5. Работа по сплочению педагогического коллектива, по повышению педмастерства и транслированию передового опыта.
  6. Работа по внедрению новых педтехнологий каждым учителем школы.
  7. Работа по профильному обучению.
  8. Работа по внедрению ИТ в образовательный процесс.