Возрождение Руси. Правление Ивана Калиты. Урок по окружающему миру (история), 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Формировать представление учащихся о России ХIV века. Охарактеризовать Ивана Калиту как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивное в его деятельности на благо Отечества.

  • Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное. Развивать речь учащихся.

  • Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

  • Оборудование:

    Портрет Ивана Калиты, тесты, опорные слова, презентация урока.

    І Орг. Момент

    Слайд № 1

    II Повторение пройденного материала.

    1. – Начинаем наш урок с проверки домашнего задания. Расположите даты событий, как на ленте времени, в порядке возрастания.

    (1223 г., 1237 г., 1238 г., 1240г., 1242г)

    Фронтальный опрос:

    - К какому веку относятся эти события? /13 век/

    - Какое историческое событие призошло в 1223году? /битва на Калке русских князей с татаро- монголами./

    - Какое историческое событие призошло в 1237 году? /нашествие татаро-монгол, хан Батый разграмил Рязань/

    Слайд № 2

    - Какое историческое событие призошло в 1238 году? /в 1238г татаро- монолы напали на Владимир.

    - Какое историческое событие призошло в 1240 году?/ взятие и разорение татаро- монголами Киева; битва на реке Неве А Невского со шведами/

    Слайд № 3

    - Какое историческое событие призошло в 1242 году? (битва на Чулском озере А Невского с немецкими рыцарями- крестоносцами)

    Слайд № 4

    - Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? /Между русскими князьями не было согласия , они соперничали друг с другом, т.к. каждый из них хотел стать главным среди всех.

    - Как стало называться государство татаро- монгол? / Золотая Орда/

    - Какой город Батый назвал «Злым городом»? /Козельск/

    Индивидуальная работа.

    Слайд № 5

    - Мы с вами повторили материал прошлого урока. Сейчас я предлагаю вам ответить на ворпосы теста. Подпишите свои листики, внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них.

    Тест по вариантам.

    См. приложение № 1

    Для слабых уч- ся: тест № 3.

    III Изучение нового материала.

    1. Мотивация.

    Ребята, послушайте отрывок стихотворения:

    Прекрасна,прекрасна
    Родная земля!
    Прекраснее мне не найти никогда!

    - Почему прекрасна родная земля? /это место , где мы родились./

    - А как называется то место, где мы родились? /место, где мы родилисьназывается Родина./

    - А как называется наша Родина? /Россия, Русь, Отеч ество…/

    2. Формирование темы урока.

    - Этот урок мы посвещаем истории нашей Родины. А о чём пойдёт речь на уроке, вы узнаете, если в этом выражении зачеркнёте иностранные буквы.

    2.1 DВDSОZWЗРGLОЖДQVYЕFZНИЕ РFNQУСИUD

    Слайд № 6

    - Молодцы! Речь пойдет о возрождении Руси. И конкретно мы будем говорить о 14 веке. Постараемся найти ответ на вопрос « Какое княжество становилось сильным в 14 веке и почему?» А для этого мы перенесемся в 14 век в небольшой городок. Постарайтесь узнать название этого городка и понять,чем он живет и дышит?

    2.2 Сценка.

    - Едут! Едут!
    - А кто едет- то?
    - Да князь иноземный едет.
    - Да, вступил я в этот город, расположенный на небольшом холме, именуемый Москва.

    Слайд № 7

    Он весь деревянный. Вокруг города большие леса, да их вообще много в стране.Говорят, край богат всякими хлебными злаками. Вот протекает река, её называют Моско. Чудно! А вы сами от куда будете?

    - Я из Твери. Здесь тихо, татары не тревожат. Чтоб не жить- то!

    - А я из Ярославля. Приехала торговать, да так и осталась здесь жить.

    На реке много мостов, по которым и переходят с одной части города на другую. Летом тут грязь, проехать невозможно, только зимы и остается ждать. Морозы однако невероятно лютые , да по 9 месяцев подряд. Хоть безвылазно в доме сиди. Что за страна такая? Одни неудобства!

    - Зачем же зимы, господин хороший, надо ждать. У нас в конце октября река вся замерзнет.

    - Мы на ней строим лавки для разных товаров: свининку, зайчатинку извольте купить, или огурчиков , да диких яблочков отведать захотите. Так всегда пожалуйста! Вон торговля- то бойко идёт, прибыльно, да спокойно. А уж мастера у нас умелые, да трудолюбивые, кузнецы искуссные.

    Слайд № 8

    - А коль хотите поразвлекаться , так пожалуйста , на конские бега иль другие увеселения!

    - Что это за увеселения , коль люди шею себе ломают? Вот женщины у вас очень красивые, это я не спорю, ну и мужчины тоже. А вообще вы народ грубый. Кто хозяин- то у вас, русичи?

    Батюшку нашего зовут, господин хороший, князь - Иван Данилович. Внук Александра Невского! Слыхал про такаго?

    Слайд № 9

    - Слыхал. Молвой Русь полнится. Пойдём, покажите мне ваше торжище, где торговля идёт. /уходят/

    2.3. Ответы по увиденному.

    - О каком княжестве идёт речь? /Московское княжество/

    - Кто правит в этом княжестве? /Иван Калита/

    - Почему при Иване Калите много людей переселяются в Москву? /далеко от татаро- монгол, люди приезжали на ярморку и оставались здесь жить/

    ФИЗМИНУТКА.

    3. Работа с учебником.

    - Тема нашего урока «Возрождение Руси». Давайте сейчас обратимся к историческим источникам и узнаем поподробнее о временах правления Ивана Калиты. Откройте стр. учебника 66- 69 и самостоятельно проитайте текст. Но цель у каждого ряда своя:

    1 ряд- Найдите ответ на вопрос «Почему Ивана Даниловича назвали Калитой?» Можете пользоваться дополнительной литературой- найдите материал, который относится к теме нашего урока. Ответы можете зачитать.

    2 ряд- В тексте найти слова, которые раскрывают личные качества Ивана Калиты. Можете так же пользоваться дополнительной литературой. Ответы можете зачитать.

    3 ряд- Зачитайте факты, говорящие об укреплении Москвы при Иване Калите.

    3.1 Ответы по прочитанному:

    -Вопрос 1 ряда «Почему у Ивана Даниловича было прозвище Калита»?/ «Калита» - денежный мешок, который висел на поясе у князя, с которого он раздавал деньги бедным. В книге «Занимательные страницы истории Отечества», автор Калюжная А.Д., на стр. 151 я нашла следующее толкование слова «калита» или «калта»- это не денежный кошель, как говорят старые сказки, а нечто вроде пояса, отделанного серебром, к которому прикрепялась сумка- вместилище для дорожной фляги, огнива, ножа. Калта была у каждого степного война. Князь Иван Данилович так прочно связал себя с татаро- монголами, что свою кличку получил именно там.

    -Вопрос 2 ряда «Личные качества Ивана Калиты» /заботился о порядке в княжестве, сильный авторитетный князь, вошел в доверие к хану- сам собирал дань, бережливый- скупал новые земли, расширяя свою территорию, раздавал нищим деньги, в завещании наследникам оставил шапку Мономаха/

    - Вопрос 3 ряда «Укрепление Москвы при правлении Ивана Калиты»? / Москва становилась центром княжества, Кремль построили; богатела и росла, шло строительство, из деревянной Москва превращалась в белокаменную- привозили для строительства белый камень.

    Слайд № 10

    Калита прикупал земли на деньги от дани Золотой Орды, которую сам собирал. Вошел к ним в доверие/

    3.2 А мне в дополнение к вашим ответам хочется добавить следующее: немаловажную роль в укреплении Москвы сыграла церковь. Иван Калита так вошел в доверие метрополита Петра- главного духовного лица на Руси, что тот переехал жить в Москву из Владимира. И Москва становится духовной столицей Русской земли. Сюда, в Москву, начали ездить разные люди, а Москве от этого прибыль и почет. По настоянию метрополита Петра Иван Калита строит первую белокаменный собор- церковь Успения Богородицы.

    Слайд № 11

    Возникают новые монастыри.

    Слайд № 12

    Среди них - Троице-Сергиев монастырь, который обосновал Сергий Радонежский. Слайд № 13

    О нём мы читали на уроках литературного чтения. Именнно он, Сергий Радонежский, благославляет внука Ивана Калиты- Дмитрия Донского на битву с татарами, вошедшую в историю как Куликовская битва.

    Слайд № 14

    Но это будет через 40 лет, об этом поговорим на следующем уроке.

    - Сейчас мы с вами поиграем. Для этого разобьемся на команды. У вас на столах лежит текст. Какая команда самая внимательная, найдет допущенные ошибки? /2 – 3 мин/

    См. приложение № 2.

    Заслушиваются ответы детей.

    IV Подведение итогов.

    1.1 Какое княжество становилось сильным в 14 веке и почему?

    Слайд № 15

    /Московское; Иван I скупал земли около Московского княжества, в Москву приезжали на торги люди из разных земель и оставались там жить, шло строительство из камня- Москва становилась из деревянной белокаменной. И Москва была расположена далеко от Золотой Орды. Иван Калита вошел к хану в доверие , сам собирал дать и его не трогали./

    Слайд № 16

    - Кем Иван Калита доводится Александру Невскому?

    Слайд № 17

    - Кто были татаро- монголы: половцы, печенеги, кочевники, уличи?

    - Столица Золотой Орды? /Сарай/

    - Шапка Мономаха-это символ чего? /власти/

    Слайд № 18, 19

    - Как прозвали Ивана Даниловича князя Московского? /Калита/

    - В каком княжестве правил Иван Калита? Московском/

    - Какая стала Москва? /столица нашей Родины/

    Слайд № 20

    - Что означает пословица «Москва- всем городам мать»?

    - А что такое Кремль для Москвы?

    1.2 Ребята, все, что мы говорили об Иване Калите и о его времени- все это лишь малая часть нашей истории. Кто захочет получше об этом узнать и побольше информации- рекомендую эти книги ( показать на выставку книг) или сходить в библиотеку.

    V Рефлексия.

    - Если вам было интересно на уроке, поднимите зеленый жетон.

    - Если вам было неинтересно на уроке, поднимите синий жетон.

    - Что вам понравилось на уроке? Почему? Может быть кто-то испытывал трудности? В чём?

    - Зачем нам нужно знать все то, что услышали на уроке?

    Резервный материал:

    1. Рабочей тетради на стр. 22 выполнить № 2. Работа в парах.

    Д.З. 1. Читать учебник на стр.65- 69 и ответить на вопросы «Проверь себя», Р.Т. стр. 23 № 3,4.

    2. По желанию, кто хочет, может подготовить сообщение, пользуясь дополнительной литературой, об историческом объекте того времени: это – Кремль, Троицкий монастырь. Можете подготовить сообщение о биографии Ивана Даниловича.