Модель организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в системе развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


На образно-эмоциональном уровне я могу представить мою концепцию в виде красивой ветки рябины, где все ягодки вместе - это та многость, которая составляет личность ребенка, а каждая ягодка в отдельности - это личностный ресурсе ребенка. Рисунок 1

Какой я хочу видеть эту гроздь - личность? В единстве своем, в целостности?

Прежде всего, духовно красивой, а для меня это значит - имеющей критическое мышление: интеллектуальной; творческой; самостоятельной; внутренне свободной, раскованной; способной ценить себя и уважать других; умеющей видеть целостно мир и его проблемы.

Моя веточка постоянно растет - это символ духовного роста не только ребенка, но и моего личного.

Я уверена, что каждый маленький человек содержит в себе все необходимое для своего безграничного, всестороннего развития. Моя задача помочь ребенку обнаружить в себе ресурсы развития.

Индивидуальность и красота каждой грозди в неповторимости сочетаний этих ресурсов-способностей, задатков.

"Я" ребенка - это то, что позволяет ему выделиться из окружения своим восприятием среди массы других через слова, запахи, почерк, внешность, интонации, мысли, стиль, чувства, поступки и т.д. В этом - одна из величайших тайн мира. Ребенок неповторим! Такого, как этот данный, никогда не будет! Что в первую очередь меня интересует в природе ребенка (в его ягодках-ресурсах). Безгранично веря в природный потенциал ребенка, я вижу, насколько разные дети по восприятию. Ни одно психологическое обследование не выберет абсолютно одинаковых детей.

Гроздь рябины держится на крепком стебле, а стебель - это мои пути построения системы обучения, развития ребенка). Начало пути заключается в диагностике ведущих каналов восприятия (визуального, аудиального, кинестетического). Я стараюсь строить свою работу на всех трех каналах, используя яркую наглядность, музыку, художественное слово, чувственность детей. Итак, прежде я узнаю моих детей, узнаю их ресурсы - способности по восприятию, используя различные психологические диагностики и собственные наблюдения.

Каждый раз, идя к детям в класс, я думаю о том, как донести сокровищницу знаний о Мире до каждого: ведь опыт восприятия Мира уникален, как уникальны для каждого способы научения, и еще: каждый ребенок создает собственный реальный мир, сюда он выбирает только то, что ему нужно; используя свои ресурсы, он составляет собственную картину Мира, которая отражает его опыт с помощью его визуальных образов, звуков, чувств, запахов, вкусовых ощущений.

Способность видеть, слышать, осязать, ощущать запах и вкус даны ребенку от рождения и кажутся настолько естественными, что он не замечает их, а его способности воспринимать Мир развиваются и взрослеют вместе с ним. Меняется восприятие - меняется модель образа Мира. Но пятью окошечками восприятие можно описать все. 3 канала окошечка восприятия являются главными зрительный, слуховой, кинестетический.

Дети, имеющие хорошо развитый канал информации (окошечко) зрительный, - лучше запоминают зрительные образы. Слуховой - лучше воспринимают информацию с голоса; кинестетический - более чувствительный к размещениям в пространстве, к прикосновениям.

И, естественно, организуя учебно-воспитательный процесс, я не только часто повторяю слова: "Представьте себе", "Послушайте, как", "Почувствуйте какой предмет на ощупь, запах, вкус", но и средствами невербального уровня (мимикой, жестом, интонацией) воздействую на восприятие каждого ребенка, и, что особенно важно для меня, я каждый раз анализирую варианты поведения ученика для того, чтобы обнаружить эффективные способы научения. Это позволяет мне управлять процессами, которые происходят внутри ребенка, но он их выдает невербальными признаками, а я читаю их: слышу, как говорит ученик, чувствую его состояние, держу открытой свою интуицию по отношению к его переживаниям, эмпатирую, не вовлекаясь, а отслеживая, фиксируя чувства ученика.

Цель улучшения моего воздействия в том, чтобы более ресурсным стало состояние ребенка. Чем более ресурсные они, тем более открыты, доступны к модальностям (зрительным, слуховым, кинестетическим) И, соответственно больше оживлены индикаторы восприятия, более эффективно используются мозг нервная система.

А весь жизненный опыт человека закодирован в нервной системе субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовые ощущений и запахов.

Для меня важна не только диагностика каналов восприятия ребенка, но и его природная расположенность по стилю мышления.

Человеку с рождения свойственны два стиля мышления. Это связано с открытием в 1981 году межполушарной функциональной ассиметрии мозга. (Роджерс Спери, американский исследователь, Нобелевский лауреат). Несмотря на то, что среди ученых дискуссии по этому поводу продолжаются, для меня, несомненно, одно: разбудить разум ребенка гораздо легче через чувства. Дети - князья чувств! Поэтому семена знаний всегда должны попадать в "разбуженную" почву “подготовленных” чувств.

Правополушарное гуманитарное мышление обладает большой готовностью к целостному восприятию многих предметов, явлений и мира в целом со всеми его составными элементами. "Правополушарные" дети видят лес, но не видят отдельных деревьев. Мышление происходит не словами, готовыми блоками фраз, образов. Например: "Девочки были, как белые лебедушки на зеркальном озерце". (Наташа 3 кл., из сочинения). Восприятие происходит бессистемно, растворяется во всем объеме полушария и тесно связано с эмоциональным восприятием. "Правополушарные" дети -фантазеры обладают творческими задатками. к иностранному языку, музыке, живописи, литературе, поэзии. Но таким детям важно мнение окружающих, они часто меняют свои взгляды, требуют внимания в семье. Бывают, пессимистичны, ранимы, тревожны, не уверены в своих силах, чаще экстраверты.

Левополушарное логическое мышление обладает способностью к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соответственно аналитический, а не синтетический характер. У левополушарных детей наблюдается преобладание активности левого - технического логического, философского полушария. Они обладают высоким уровнем развития способностей к переработке информации за счет абстрактно-логического мышления. Хорошо обобщают, активно используют смысловое запоминание на слух. Делают ошибки в распознавании цвета, зрительных объектов. Такие дети любят математику, знаки, цифры, технические виды деятельности. У левополушарных детей следует развивать творческие способности (музыка, танцы, изобразительную деятельность, что позволяет развивать правое полушарие). Эти дети чаще интроверты.

Амбидикерты - одинаково хорошо развиты: и левое и правое полушарие (такие люди универсалы). У детей необходимо развивать познавательную активность, интеллект, особенно в раннем возрасте, так как потом идет только накопление знаний. Из амбидикертов при идеальных условиях (социальных и развивающих) могут быть потенциальные отличники в школе, либо двоечники при низком уровне развития в раннем детстве.

Учитывая данные особенности детей, я стараюсь развивать трансдуктивное мышление, максимально раскрыть способности и возможности учеников, найти ресурсы - ягодки, принять ребенка таким, какой он есть!

Я учу своих детей творческому восприятию всего нового, осознанию процесса учения, получению удовольствия от этого процесса.

Несмотря на то, что ведущую роль я отвожу теоретическим знаниям, обучение веду на высоком уровне трудности, в состоянии напряженной умственной деятельности, темп для работы выбираю максимально быстрый, но в большинстве своем на игровом материале.

Опираясь только на эти принципы, вряд ли стебель и гроздь будут достаточно сильными. Для меня самым главным является создание доверительной атмосферы, психологического комфорта. Ни один принцип не принесет пользы, если ребенок на каждом уроке не испытывает радости открытия, победы, если не формируется вера в собственные силы.

Все данные принципы неразрывно связаны между собой (они близки принципам системы Занкова Л.В. и действуют как система, а не как отдельные приемы обучения).

Чем выше стебель у рябины, тем он тоньше, чем дальше, тем больше тонкостей в ювелирной работе учителя начальных классов, рождается множество особенностей, свойств в системе моего воздействия на интеллектуальное развитие ребенка, воспитание его воли, чувств.

Но, помня о главном, - разбудить разум чувствами, обеспечиваю единство эмоций и интеллекта, которые, многообразно взаимодействуя между собой, способствуют пробуждению, оно же действуя длительно и интенсивно, вызывает активную мыслительную деятельность ученика.

Различными способами возбуждаю небольшой опыт ребенка, бужу у него желание ставить перед собой задачи, цели, исходящие из моих дидактических задач. Вовлекая ребенка в учебный процесс, стараюсь не пропустить ни один этап воздействия на столь разных детей.

Каждый этап (как веточки листьев этой рябины) несет воздействие на определенные ресурсы маленького человека: побуждающие, вдохновляющие, воодушевляющие, способствующие игре воображения, влияющие на осознание, понимание, анализ и, наконец, творчество, трансдукцию.

Листья же (неотъемлемая часть веточек), участвующие в дыхании, принимающие солнечный свет, дают средства, используемые мною для духовного становления личности. В конечном итоге духовная наполненность ребенка в форме внутренней индивидуальной рефлексии и "прорастает" в любом виде его деятельности, на любом из моих уроков.

Итак, веточки с листьями этой рябины несут духовность и развитие, но каждая на своем этапе, на своем месте влияет по-разному.

Так веточка побуждения вызывает у детей ощущение беспокойства, необходимости решать задачу-проблему. Листочки-приемы здесь многообразны. Прием ожидания через сказочные сюжеты, через введение сказочного героя (Примеры: "Точка в стране Геометрии", "Приключение циркуля в стране Математики". "Алиса в математическом Зазеркалье").

Прием неожиданного вопроса в начале урока: “Знаете ли вы, что такое компьютерный вирус?” (на уроке естествознания о вирусных болезнях). Или: “Где живут светящиеся бактерии?”

Прием театральных заготовок: герои обязательно приходят либо с вопросом, либо с интересным заданием на урок.

Дети при использовании этих приемов начинают хорошо подыгрывать, сами придумывать задания для героев. Так, у Буквоежки появилась, благодаря детям, подружка Цифрушка. Живут они вместе с ребятами до сих пор, поддерживает интерес к учебе.

Прием коллизий - столкновение позиций - создает дискуссию, в ходе которой рождается истина (Пример: я, е, ё, и, ю - гласные, показатели мягкости; посмотрите на слоги: ми

  • ли какой слог лишний?
  • жи

Проблема поставлена.

Возьму с веточки вдохновения веры в возможность решить любую проблему. Использую приемы вербального и невербального уровня. "У вас все получается!" "Вы это умеете!" "Я в тебя очень верю" " Это легко сделать!" При этом участвует все невербальное: мимика, жест, интонация.

Ребенок уверен в своих силах, но... про веточку воодушевления проясняющую смысл движения: ради чего? я не могу не помнить; в период воодушевления, когда ребенок готов осуществить свое желание, я не могу не использовать приемы сравнения, сходства, метафоры; фиксации внимания на отдельных признаках: видимых и невидимых, образно - эмоциональных; далекие и близкие ассоциации.

Пример:

18,27,36,45,54,72,81.

Вопрос: Что вы можете сказать об этих числах?

Дети называют 10 признаков схожести и различий. На десятом возникает спор. Один из учеников говорит, что числа делятся на 3, другой утверждает, что нет. Докажите. Смельчаки пытаются это сделать. 54:9:=(30+24):3=8 И наступает озарение. Кроме приема сравнения, я использую группировку по признакам, классификацию объектов. В русском языке даю задание разделить слова на две группы. Красивый, умный, очаровательная, деталь, белоснежный. Ход мысли свободен, и дети выходят на два решения этой проблемы.

У одних группировка по частям речи, а у других ребят группировка по составу слова:

1. красивый

белоснежный

умный

очаровательный

деталь

2. красивый

умный

деталь

очаровательная

белоснежный

Чтобы достичь желаемого результата - цели, я часто работаю с художественными образами, призываю себе и детям в помощники веточку соображения, использую для этого прием ассоциаций, говорю детям:

  • на что это похоже?
  • какие мысли возникли?
  • какую музыку ты слышишь?
  • какого цвета радость?

Играю со словом: что скрыто в слове? Что спряталось в нем? Использую лучшие образцы произведений искусств, обращаю внимание на законы прекрасного, с помощью которых созданы эти искусные вещи.

Веточка осознания помогает детям перевести созданные им образы в знаки, символы, слова, звуки, краски, движение, передать их в своей деятельности.

Прием интенсивного самостоятельного поиска начинаю, работая индивидуально с каждым: присматриваюсь, прислушиваюсь к их чувственно-образной рефлексии...

А затем на веточке понимания (осознания того, что где-то вспыхнуло у ребенка на уровне бессознательного анализирую с помощью... разложения полученного результата на части, вместе с детьми выясняем качества, связи. Часто использую доказательное комментирование, помогают провести полный анализ, психологические светофоры (опорные сигналы), постоянно при выполнении различных упражнений звучит: Объясни! Почему? и т.д. 'Гут же умышленные ошибки.

Веточка воплощения помогает довести идею до предметно-практического применения и, в конечном итоге, превратить в привычное то, с чем недавно познакомились, узнали дети. Они не просто накапливают знания, но и классифицируют их, рассказывая свою точку зрения. Очень дети любят работать в паре, в группе, любят контролировать друг друга по листкам взаимоконтроля. Важными для них на этом этапе являются дискуссии. Особенно жаркими они становятся на особых уроках Нового содержания философии. Незаметно, непринужденно дети развивают устную речь:

"Я считаю... Я думаю, что я с тобой не согласен... Я утверждаю, что... Философское понимание окружающего мира в его целостности способствует распаковке трансдуктивного мышления ребенка. Дети создают свои собственные символы. Например, символ знания и незнания, любви и ненависти, добра и зла, символы красоты.

Их философские сочинения на темы ''Почему мы плачем?"

"Что такое любовь?

"У меня есть секрет..."

"О чем думает моя любимая игрушка?"

- это множество шедевров детского творчества. Именно в детском творчестве, в импровизациях на уроках, интегрированных деловых играх Что? Где? Когда?, В выполнении творческих заданий на конкурсе "Умников и умниц" с участием родителей, в интеллектуальном марафоне, в таких нестандартных ситуациях можно видеть, как раскрываются дети. Для меня плавным критерием духовного роста детей являются те вопросы детей, которые доказывают удивление, сомнение, открытие нового, демонстрируют умение видеть обычное в необычном. Именно это движет познаниями детей по повторяющемуся циклу от побуждения до воплощения в своем жизнетворчестве. Именно такая, интуитивно-рефлексивная эмоциональная педагогика мне ближе всего. И главные задачи в ней для меня:

  1. Систематическая помощь (по распаковке ягодок ресурсов), направленная на саморазвитие ребенка.
  2. Всестороннее усовершенствование личности ребенка до целостности, единства грозди).