Развитие умений проектной деятельности на основе внеклассных мероприятий

Разделы: Иностранные языки


В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения. Ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком–то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом.

На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся, предполагающих презентацию этих результатов. Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата”[1]. Коллинз Кобуилд дает определение проекта, как “детальное изучение вопроса, требующее много времени и труда” [6]. Хейнс определяет проектную деятельность как метод обучения, в котором используются все виды деятельности (чтение. письмо, говорение, аудирование), нацеленный более на тему и конечный продукт, чем на специальные языковые задания [5]. Диана Фрид Бут считает, что проектная деятельность ведет к очень важному использованию языка, т.к. требует личного участия учащихся при консультациях с руководителем, одноклассниками. Они должны определить, что и как они будут делать и это включает не только содержание проекта, но и общие языковые требования [4]. Преимущества проектной деятельности авторы видят в повышении мотивации, развитии самостоятельности при обучении, умении работать в группах, уход от повседневной рутины, наличии конечного продукта, развитии всех четырех скиллов, аутентичных заданиях и продуктах. К этим положительным качествам проектной деятельности мы бы добавили недостатки, которые заключаются в том, что при работе в группах учащиеся используют свой родной язык для общения, некоторые учащиеся просто примыкают к группе сильных учеников, разные группы работают с разной “скоростью”. Однако, мы считаем, если правильно организовать проектную деятельность и распределить обязанности среди членов группы, то всех этих недостатков можно избежать. Кроме того, мы бы воспользовались рекомендациями Дианы Фрид Бут, которая предлагает дифференцировать работу над проектом, исходя из уровня владения языком, собственных интересов учащихся и индивидуальных потребностей овладения теми или иными видами речевой деятельности. Для учеников, отстающих в каком-либо умении. Диана предлагает так называемые “мостики” или подготовительные упражнения. В зависимости от темы проекта учителю необходимо продумать, какой языковой материал будет необходимо повторить или обсудить с учениками заранее. Мы считаем несомненным плюсом такого подхода постоянное обсуждение работы над проектом. Учащиеся общаются друг с другом, используя изучаемый язык, учатся слушать и слышать друг друга, анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Полипчук Е.А. и Гольдт Е.В. рассматривают учебный образовательный проект как “организованную деятельность учащихся, направленную на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект – это задание, которое дается в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения”) [2]

Можно согласиться с мнением авторов, говорящих о достоинствах проектной деятельности, интегрированной в учебный процесс. Примерами подобной реализации интеграции проектов в учебный курс могут служить проекты в учебных пособиях по английскому языку “English” Кузовлев В.П., “Millennium” Деревянко Н.Н.. Скорее всего их можно назвать мини-проектами, интегрированными в традиционный учебный процесс, предлагающими выполнить творческое или исследовательское задание в рамках изучаемого учебного курса. Подобные “проекты” призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач

Анализируя анкеты, предложенные учащимся 6 классов, мы сделали вывод, что им нравится работать над проектом, оформлять полученные результаты. Но в тоже время они испытывают трудности, так как не знают алгоритма работы с проектом, затрудняются с поиском нужной информации. Инструкции в учебнике не дают полного представления о структуре проекта. Изучая опыт работы над проектом учителей Центрального и Северо-Западного административных округов Москвы [3] мы увидели, что согласно полученным данным около 50% учителей используют метод проектов в обучении учащихся, опираясь на темы и рекомендации, предложенные авторами учебников, при этом большинство не использовало все предложенные темы, так как это слишком тяжело как для учеников, так и для учителя. Кроме того, многие учителя не были удовлетворены предложенными инструкциями ввиду того, что, следуя им, большинство учащихся не могли спланировать свою работу при разработке проекта, а в качестве продукта они выбирали, как правило, доклад, и это превращалось в столь привычное и знакомое чтение докладов.

Таким образом, основными проблемами являются отсутствие ясных и четких инструкций при разработке проектов, перенасыщенность учебного процесса проектами, что снижает их значимость, мотивацию учащихся и отсутствие реальной возможности применения результатов проектной деятельности. Кроме того, мы считаем, в такой деятельности отсутствует коммуникативная свобода учащихся и возможность самостоятельной реализации их творческого потенциала.

Нам более импонирует точка зрения Горбачевой Л. Н., которая считает, что одним из наиболее успешных способов формирования коммуникативной компетенции “ является включение учащихся в проектную деятельность на основе внеурочной деятельности” [2], предлагая в качестве одной из форм проектной деятельности участие в сетевых проектах. Работа над сетевыми проектами основана на отправке и получении писем с помощью электронной почты. Она способствует достижению коммуникативной цели обучения, предполагающей обучение общению на иностранном языке в единстве всех его функций. Для организации подобной работы автор считает целесообразным создание факультативного курса. Нам кажется, что такие проекты помогают использовать язык в условиях реального общения, дают возможность учащимся самим конструировать содержание общения. Формируется и развивается коммуникативная компетенция, необходимая для коммуникативно-приемлемого общения на иностранном языке с представителями зарубежных стран, в том числе при трудоустройстве, отдыхе, общении. Кроме того, мы считаем, что участие в таких проектах помогает ученикам включаться в различные среды: информационные, социальные, языковые; прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика, включает в диалог культур.

В свою очередь мы предлагаем организовать проектную деятельность на основе внеурочных мероприятий, связанных с праздниками, так как мы считаем, что именно там можно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить не для получения хорошей оценки, а просто потому, что для него коммуникация стала потребностью его полной эмоциональной и психологической реализации. Мы считаем, что именно внеклассная работа по предмету помогает развитию познавательных и созидательных способностей учащихся, а также формирует опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, способствует развитию информационной и коммуникативной компетенции учащихся. Кроме того, внеклассные мероприятия способствуют расширению культурологических знаний, развитию творческой активности, эстетического вкуса, повышают мотивацию к изучению иностранного языка и не ограничены рамками урочной деятельности, кроме того, отсутствует страх перед получением негативной оценки. Используя внеклассные мероприятия, мы надеемся решить часто встречающуюся проблему “неговорящих детей”. Вовлекаясь в проектную деятельность, имея интерес и стремление к достижению результата, дети легче преодолевают иноязычный барьер.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к использованию метода проектов в современной школе, как зарубежной, так и российской можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе подготовки внеклассных мероприятий позволяет учителю реально осуществлять деятельностный характер обучения. Разработка проекта развивает информационную, социокультурную и коммуникативную компетенции учащихся, познавательные навыки учеников, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в этой информации. Мы считаем, что проектная деятельность на примере внеклассных мероприятий является продуктивной.

Мы предлагаем примерный проект для учащихся 6-7 классов.

1 этап. Выбор темы и формы реализации проекта

Ученики 6- х классов предложили провести брейн - ринг, посвященный празднованию Пасхи в Англии. Тема проекта “ Easter in England”

2 этап. Организация работы - определение способов сбора и анализа информации.

3 этап. Сбор информации, анализ, обсуждение. Деление на группы. Каждая группа создает свою папку с информацией, посвященной:

  • 1 группа – истории и традициям Пасхи
  • 2 группа – символам Пасхи
  • 3 группа– стихам, песням и играм

4 этап. Ознакомление с содержаниями папок. Выступления групп перед одноклассниками.

5 этап. Проведение брейн – ринга.

Примерное содержание папок

1. История и традиции Пасхи

Easter is the time when Christians remember the last week of Jesus' life

Origins of Easter

Like most Christian festivals, Easter has its origins in pre-Christian times. Our ancestors believed that the sun died in winter and was born anew in spring. The arrival of spring was celebrated all over the world long before the religious meaning became associated with Easter. Today, Easter celebrates the rebirth of Christ.

People in England celebrate Easter every spring. Easter lasts for a week. The 3 most important days are Maundy Thursday, Good Friday and Easter Sunday. On Maundy Thursday the king or queen of England gives money to poor people. This tradition is very old. On Good Friday people eat fish instead of meat. They also eat special hot cakes with a cross on the top. They call these cakes hot cross buns. On Easter Sunday people eat a traditional roast dinner with lamb, potatoes and vegetables. They also give each other chocolate Easter eggs. Easter is fun for children. They often decorate real eggs in pretty Easter colours or make colourful hats, called Easter bonnets. They can also have an Easter egg hunt outside. Parents hide Easter eggs in their gardens and the children try to find as many as they can and put them in their Easter basket. People tell their children that the Easter Bunny brings the eggs! Bunnies or rabbits are symbols of spring. Easter is a wonderful celebration. It is lots of fun for all the family.

When is Easter?

Easter usually comes in the month of April. It is what is called a 'moveable feast' because the date of it is fixed according to the moon.

Easter is the first Sunday after the Full Moon that occurs on or after the Vernal (Spring) Equinox (March 21) - the Paschal Full Moon. If the Full Moon falls on a Sunday then Easter is the next Sunday.

This means that Easter can fall as early as March 22 or as late as April 25.

In 2008, Easter Sunday is on March 23

 Traditional Food at Easter

Hot Cross Buns are traditionally served on Good Friday.

Boiled eggs are traditionally served at breakfast, then Easter cards and gifts may be exchanged.

Roast lamb, which is the main dish at Jewish Passover, is the traditional meat for the main meal on Easter Day.

Папка 2. Стихи, песни, игры

.Easter Egg Hunt Game:

Among the various games the Easter egg hunt game is the most thrilling and is enjoyed mostly by kids. The Easter eggs symbolize fertility and renewal of life. The Easter eggs have been an important symbol of Easter since ancient times.

The Easter egg games also come in CD’s and computers. These are online games and are fun to play. The development of technology has made these games possible. The kids are the most thrilled in receiving such games as gifts on Easter

Poems

Bunnies

Bunnies are brown, bunnies are white, bunnies are always an Easter delight.

Bunnies are cuddly the large and the small. But I like chocolate ones best of all.

Easter everywhere

Rabbits soft and cuddly, baby chickens too. Easter eggs for baskets white and pink and blue.

Easter cards of greeting, music in the air, lilies just to tell us it’s Easter everywhere.

Some things that Easter brings

Easter duck and Easter chick, Easter eggs with chocolate thick.

Easter hats for one and all, Easter Bunny comes to call!

Happy Easter always brings such a lot of pleasant things.

Папка 3. Символы Пасхи.

The Cross:- This is the symbol for the Christian religion as Jesus was nailed to a cross but then came back to life.

The Easter Lily:- The lily was a reminder to the Christians of how Jesus came back to life. The white Easter Lily is used in many Easter services. It is supposed to be a symbol of the purity of the Virgin Mary.

Easter Flowers:- Such as daffodil, narcissus and the tulip

Pussy Willows:- These are especially picked at Easter in England and Russia. People would tap each other on the shoulders with a branch of the pussy willow for good luck.

Lambs:- The lamb is a symbol as people thought of Jesus as the Good Shepherd who would watch over them as they were lambs. Lambs are born in spring.

Rabbits:- Rabbits are reminder of spring and new life.

The Egg:- These are a symbol of spring as well as Easter. They are a sign of new life.

Chicks:- The chicks are born from eggs and are a reminder of spring and Easter.

Candles:- Candles give light in darkness. Jesus is seen as "the eternal light" showing Christians the way from death to life.

Palm Branches:- These are used as a symbol of peace.

Bread:- Unleavened flat bread is eaten to remember Jesus's sacrifice.

Wine:- Red wine is drunk to remember Jesus shedding His blood for humans.

Собранная информация оформляется либо в печатном варианте либо в компьютерном на сайте.

Примерные задания брейн – ринга:

  1. When do people celebrate Easter?
  2. What are the most important days on Easter?
  3. What does the Queen of England give to poor people?
  4. What do people eat on Good Friday?
  5. What do people eat on Easter Sunday?
  6. What do people give each other?
  7. What are the symbols of Easter?
  8. Riddles Long ears, long ears, hop, hop, hop, long ears, long ears – never stop. They like carrots, they like hay, their ears grow longer from day to day. It can be big or small, it is white, it has smell, it is a good present, girls and women like them.
  9. Puzzle. Cross the words connected with Easter.
G O Y I R B H
B B S C H A D
O F O R U S K
N l L O N K A
N E A S T E R
E G M S H T M
T G B P J K V
  1. Try to read. The key to the code is in alphabet.

3, 8, 18, 9, 19, 20 9, 19 18, 9, 19, 5, 14

  1. Read the word

The first letter of bread
The second letter of doll
The third letter of Monday
The fourth letter of Wednesday
The second letter of zebra
The first letter of tail

  1. How many words can you find?

Easterbunnybonneteggspringhotcrossbunlilycristlambbasket

  1. Read the poem about Easter.
  2. Make Easter card.
  3. What Easter games do you know?

Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000. № 2
  2. Горбачева Л.Н., Пилипчук Е.А., Гольд Е.В .ИКТ для учителей английского языка: мультимедийные уроки, методика проектной работы, сетевые проекты. Красноярск; Гротеск, 2005
  3. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: Дрофа, 2004
  4. Fried-Booth D.L. Project Work. Oxford: Oxford University Press, 1996
  5. Hains S. Project Work for the EFL Classroom. London: Nelson, 1989
  6. Collins Cobuild. English Dictionary for Advanced Learners. Glasgow: HarperCollins, 2001.