Использование кроссвордов как тип проектной деятельности на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Цель обучения в начальных классах можно определить так: развить личность ученика и обеспечить усвоение им прочного фундамента знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения.

  • Основными задачами I ступени образования являются:

  • - Создание прочной базы учащихся на уровне требований "Программ общеобразовательных учреждений для начальных классов (1-4)", рекомендованных Департаментом общего среднего образования Российской Федерации.
  • - Формирование положительного отношения к учению (мотивационная готовность к продолжению образования в основной школе).
  • - Формирование высокого уровня произвольного поведения (волевая готовность), что означает умение включаться в задания, планировать свои действия, выполнять их по правилу, контролировать свои действия.
  • -  Формирование достаточно высокого уровня познавательных процессов. Формирование первых навыков творчества.
  • -  Формирование общеучебных умений и навыков, доступных учащимся начальных классов.
  • -  Создание развивающей образовательной среды для самореализации личности.
  • - Обеспечение содержательной методической преемственности с дошкольным отделением и II ступенью образования.
  • -  Формирование высокого уровня воспитанности учащихся.

Образование учащихся начальной школы реализуется через учебный план, программы обучения, новые педагогические технологии, прогрессивные методы обучения, систему внеклассных занятий. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения.

В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного “продукта” (проекта). Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Структура проектной деятельности:

  • Подготовительный (исследовательский) этап.
  • Технологический этап.
  • Заключительный этап.

Цель проектов:

- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

- развитие моторики;

- развитие психических процессов;

- развитие личности младшего школьника;

- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Типология проектов:

по количеству участников по типу деятельности по количеству предметов по продолжительности
1) личностные

 

 

2) парные

 

1) творческий

 

 

2) исследовательский

 

 

3) ролево-игровой

 

 

4) практико-

ориентированный

 

 

5) информационный

 

1) моно-проект

 

 

2) межпредметный проект

1) краткосрочные

 

 

2) средней продолжительности

 

 

3) долгосрочные

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка не наблюдается.

В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем в мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является дидактическая игра.

Использование игры в процессе обучения переводит их в категорию дидактических, где активность учащихся порой превосходит активность учителя. Игровой, увлекательный характер заданий снижает фактор стресса при проверке изученного материала. Это могут быть настольно-печатные и словесные игры – викторины, тренажеры, лото, домино, кубики, шашки, ребусы, головоломки, загадки, кроссворды.

При работе с кроссвордами учащиеся словно соревнуются “сами с собой”:

  • работоспособность с ленью
  • охота с нежеланием
  • любознательность с безразличием
  • усидчивость с расслабленностью

К кроссворду тянутся все учащиеся. Ведь отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех. Это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова. Таким образом актуализируется познавательный процесс, через вызванный интерес.

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила оговорены. При индивидуальной работе с кроссвордом учащийся получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – важный путь освоения новых и применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа выполняет не только образовательные функции, но и воспитывает в ученике такие черты как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль.

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени.

А что же составление кроссвордов? Это дело не простое. Составить тематический кроссворд труднее обычного, потому что запас слов ограничен данной темой. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

Для поддержания интереса к этому виду деятельности необходимо разнообразить формы кроссворда и способа загадывания слов. При работе с кроссвордом дети убеждаются, что расширение словарного запаса, терминологии, умение грамотно писать слова, умение разными способами загадывать одно и то же слово – необходимые условия для выполнения задания.

Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный эффект. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, работает логика и сообразительность ребенка, усидчивость и стремление завершить начатое дело, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, его художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то межпредметные связи и применение ранее полученных знаний становятся еще более наглядными и ощутимыми.

Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам:

по содержанию

по оформлению

Тематический

Полиглот

Алфавитный

Юмористический

С фрагментами

Ребусный

Рассыпной

Слогокроссворд

Двухбуквенный

Символьный

Реверсивный

Дуаль

С нестандартным определением или заполнением

 

 

 

 

 

Классический

Белый

С перегородками

Сканворд

Италика и готика

Обратный

Бесконечный

Координатный

Скользящий

Словарный

Линейный

Чайнворд

Кроссчайнворд

Косой и круговой

Сотовый

Объемный

Трехмерный , куб

Колодец

Переходные (содержат признаки нескольких групп)

Рассмотрев структуру работы по разгадыванию и составлению кроссворда как один из типов проектной деятельности в начальной школе можно утверждать, что применение кроссвордов не может стать основной формой работы, но применение кроссвордов целиком или их фрагментов дает хорошие результаты, вызывает познавательную активность и интерес учащихся начальных классов к учебной деятельности.

 пример: см. Приложение1