Открытый урок по русскому чтению во 2-м классе по теме "С.Я. Маршак. «Теремок»"

Разделы: Начальная школа


 Цели:

  • ознакомить с жизнью и деятельностью великого русского писателя;
  • развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
  • воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи.

Оборудование:

  • учебники “Парус” для 2-го класса
  • тесты;
  • плакат с изображением Теремка с вырезанными окошками;
  • картинки с изображениями Лягушки, Мышки, Петуха, Ежика;
  • короны с изображениями звере;,
  • плакат со стихотворением В. Берестова “Дракон”.

План-конспект урока

1. Жужжащее чтение 3 мин.

2. Объявление целей и задач урока.

3. Проверка домашнего задания:

  • Кто написал сказку “Липунюшка”?
  • Чем занимались Старик и Старуха?
  • Куда поехал Старик однажды?
  • Что делала Старуха в это время?
  • Откуда появился Липунюшка?
  • Какую помощь предложил Липунюшка Матушке?
  • Куда он побежал?
  • Что случилось с ним в дороге?
  • С какими словами обратился мальчик к Батюшке?
  • За какую работу взялся Липунюшка?
  • Кто захотел купить мальчика?
  • Смог ли подарить барин Липунюшку жене?
  • Охарактеризуйте Липунюшку?
  • Что вы взяли из этой сказки для себя?

4. Словарная работа.

А) На доске плакат с изображением “Теремка”.

  • Что это такое?
  • Для чего нужен Теремок?
  • Еще где живут люди?

Б) Объяснение значений слов

  • домик,
  • избушка,
  • дворец,
  • теремок, используя картины с их изображениями.

В) - Ребята, вы догадались, какую сказку мы сегодня будем читать?

5. Объяснение нового материала:

А) Сегодня Мы с вами познакомимся со сказкой С.Маршака “Теремок”.

Кто живет в “Теремке”, узнаете, отгадав загадки.

На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. (Петушок)

Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это…? (Лягушка)

Под полом, под полом шевелит хвостом.
В щели глядится, вылезти боится. (Мышка)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной. (Ежик)

Б) Рассказ учителя о С.Я. Маршаке. Выставка книг.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) родился в городе Воронеже, Стихи начал писать в раннем возрасте. Известный детский поэт. И взрослые, и дети наизусть помнят строчки из его произведений “Усатый - полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Сказка о глупом мышонке”, “Рассказ о неизвестном герое” и многих других. С.Маршак был первым поэтом, который перевел для российских детей шутливые стихи Д.Родари, стихи о веселом Робин Гуде и Шалтай-Болтае, сказки Р.Киплинга.

6. Чтение и анализ сказки.

А) Чтение сказки учителем.

Б) Самостоятельное чтение сказки учащимися в течение 3 минут после нацеливающего вопроса.

- Что Вы можете сказать о каждом из героев? И что у них общего?

В) Беседа о дружбе.

7. Физкультминутка по здоровьесберегающей технологии по методу В. Базарного.

А) Ходьба под музыку с танцевальными упражнениями по оздоровительным коврикам.

Б) Учащиеся хором говорят стихотворение и выполняют упражнения на ковриках.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.

Мишка шел, шел, шел,
Мишка ягодку нашел.
Сел, поел:
– Ох, какая вкусная!
И дальше пошел.
Шел, шел, устал,
И тихо на пенечек сел.

В) Офтальмоминутка.

  • “Веселые человечки”;
  • “Бегущие огни”
  • “Цветная ленточка”

8. Упражнение над развитием техники чтения.

А) Театрализованное чтение сказки по ролям.

Дети при этом надевают на голову коронки с изображениями зверушек.

Б) Заселение зверушек в теремок (рисунков зверушек в вырезанные окошки), называя полные имена.

В) Тестирование

Тест “Угадай-ка” к сказке С.Маршака “Теремок”

Это

а) рассказ; в) стихотворение;
б) сказка; г) басня.
2. Лягушка нашла
а) дворец; в) теремок;
б) избушку; г) домик.
3. Первой пришла к Муравью
а) бабочка; в) ежик;
б) сорока; г) мышка.
4. Дополните имя Мышки
а) шалунишка; в) воришка;
б) норушка; г) бегунишка.
5. Что обещала печь Мышка
а) каравай; в) торт;
б) калачи; г) блины.
6. После Мышки прибежали
а) лиса, заяц; в) петух, ежик;
б) медведь, петух; г) лиса, ежик.
7. Какую песенку поет Петушок
а) ку-ку, ку-ку; в) кар-кар;
б) ку-ка-ре-ку; г) чик-чирик.
8. В какое время суток обещал петь Петушок
а) на заре; в) днем;
б) вечером; г) ночью.
9. Каким был Ежик
а) черным; в) белым;
б) зеленым; г) серым.
10. Что обещал сделать Ежик
а) построить дом; в) сторожить дом;
б) покрасить дом; г) снести дом.
11. В теремке место нашлось
а) двоим; в) четверым;
б) троим; г) одному.

Г) Вставить нужное слово в отрывках из сказки (плакаты и слова для вставки на доске)

Лучше нас, лесных...,
нет на свете сторожей.
Эй, откройте Петушку,
. . . , . . . !

9. Упражнение над развитием речи.

А) Прочитать стихотворение В. Берестова “Дракон” с плаката на доске. Данные слова вставить в нужное место в тексте стихотворения.

Дракон.

В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором “Здравствуйте!” сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, . . . .
Для этой пасти -
прочие . . . .
Для этой глотки - . . . .
Для этой башки - . . . .
Для этой рожи - . . . .
Для этого личика –
Два сдобных . . . .
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, . . . и . . .

Слова для справок: сласти, куличика, перловки, селедки, пирожки, халвы, то же, ножик, вилку.

Б) Учитель показывает бумажные куклы-макеты деда, бабки, курочки, яичка, мышки.

Из какой сказки эти герои?

В) Учащиеся, используя куклы, разыгрывают сказку “ Курочка Ряба”.

10. Подведение итогов урока.

  • С какой сказкой познакомились?
  • Кто написал эту сказку?
  • Что нового узнали об этом писателе?
  • Какие черты характера можно перенять у героев сказки?

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: пересказ сказки.