Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Воспитательная: Воспитывать гуманную, творческую личность. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к своему краю.
  • Образовательная: Обобщать, конкретизировать, углублять и систематизировать знания о природе; устанавливать взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека, учить анализировать материал, делать выводы, познакомить детей с терминами “Экологическая безопасность”, “Цепь загрязнения”, “Бытовой фильтр”.
  • Развивающая: Развивать стремление глубже познавать окружающий мир и совершенствовать во всех видах экологической деятельности. Расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.
  • Оздоровительная: Учить соблюдать правила поведения в природе, обосновывать их необходимость. Учить выполнять правила личной “экологической безопасности”.

Оборудование: Слайды с выводами и терминами. Бытовой фильтр, вата, песок, воронка, промокательная бумага. Стакан с “грязной” водой, пустой стакан. Карточки для индивидуальной работы, для работы в парах.

Тип урока: Урок нестандартный, комплексного применения (с элементами проблемного содержания).

Методы: Словесный, наглядный, деятельностный. Метод проблемной ситуации, выведения общего правила, контроля (фронтальный, индивидуальный опрос).

Приёмы: Показ слайдов с заданиями, выводами, индивидуальные задания по карточкам, демонстрация опыта.

Средства: Слово, чтение стихов, слайды с иллюстрациями, схемами, межпредметная связь с уроком “Литературное чтение”, мелодия 1, мелодия 2.

Формы: Общеклассная (фронтальная), самостоятельная работа в паре, индивидуальная - по карточкам.

ХОД УРОКА

(на столах лежат карточки с вопросами и дополнительный материал для работы в парах (задание по рядам), индивидуальные карточки с заданиями).

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2 слайд: Фото природы, (звучит мелодия)

Учитель читает слова:

Я – природа. Я великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие
Подарить – в моей всё это власти –
Гриб в лесу, ромашку на лугу.
Небо в час восхода и захода,
Иву над рекой… И наконец…

- Что может подарить нам природа ещё? (опасности)

- Сейчас проверим, как вы поняли домашнее задание.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

3 слайд: Как уберечься от удара молнии?

(Ребята отвечают на поставленный вопрос, на слайде - вывод.)

4 слайд: Как избежать отравления растениями и грибами?

(Ребята отвечают на поставленный вопрос, на слайде - вывод.)

5 слайд: Как избежать укуса змеи? Что делать, если она всё-таки укусила?

(Ребята отвечают на поставленный вопрос, на слайде - вывод.)

6 слайд: Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой?

(Ребята отвечают на поставленный вопрос, на слайде - вывод.)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Только ты мой дар, моё ученье.
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!

Беседа:

- Почему природа связывает свою жизнь с жизнью человека? (ответы детей)

- Без чего невозможно жить на Земле? (примеры детей)

- Отгадав загадки, мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке. Как человек и природа взаимосвязаны между собой?

7 слайд – воздух

8 слайд – вода

9 слайд- земля, почва

- Над какой темой мы будем сегодня работать? (ответы детей)

Учитель: Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу.

10 слайд: Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнения.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны выяснить, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности.

IV. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1. Рассказ учителя:

- В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность, встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого.

2. Самостоятельная работа в парах:

Учитель: На каждой парте лежит задание с вопросами.

1-й ряд будет обсуждать вопросы о воздухе;

2-й ряд - о воде;

3-й ряд - о почве.

(карточка № 1, 2, 3 - смотри в приложении 2)

3. Проверка самостоятельной работы:

(ребята предлагают свои ответы на вопросы, как подтверждение их ответов показываются слайды)

- Отвечает на вопросы 1 группа ребят.

11, 12 слайды – загрязнение воздуха

13 слайд – Помни!

- Отвечает на вопросы 2 группа ребят.

14, 15 слайд – Вода в опасности!

- Отвечает на вопросы 3 группа ребят.

16 слайд – Отправляясь в лес - помните!

17 слайд – О мусоре…

- А сейчас немного отдохнём на берегу реки.

V. МИНУТКА ОТДЫХА

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз,
Это брасс.
Одной, другой –
Это кроль.
Все, как один,
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой.

VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

Учитель: Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока. Как человек влияет на воздух, воду, почву.

- А как влияет природа на жизнь человека?

1. Работа по учебнику:

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 29.

- Расскажите, что произошло?

- Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (цепь)

- Почему её назвали цепь? (последовательно передаётся от одного к другому)

- Прочитайте текст на странице 29.

- Каким образом в организм человека попадают вредные вещества?

18 слайд: Схема поступления вредных веществ в организм человека.

- Получается, что человек обречён на медленное отравление.

- Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение? (мнения детей)

Учитель: Необходимо выработать экологическую безопасность. Человек не задумываясь, загрязняет природу. Давайте проведём опыт, который покажет, может ли вода влиять на здоровье человека.

2. Практическая работа (проведение опыта)

- Как можно очистить загрязнённую воду? (предположения детей)

- А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

(опыт проводит ученик, используя план работы, который записан на доске)

План работы: “Как очистить грязную воду”

  • На дно воронки положи вату, на неё поочерёдно мелкие камешки, слой песка всё накрой кружком промокательной бумаги;
  • Поставь воронку над чистым стаканом;
  • Налей в воронку “загрязнённую” воду.

- Какая вода стала после того, как её пропустили через сделанный тобою фильтр?

- Можно ли пить эту воду?

- Как защитить себя от загрязнённой воды?

19 слайды – Внимание!

3. Индивидуальная работа по карточкам:

- А как уберечь себя от других вредных веществ, продуктов питания, которые могут попасть в организм человека?

- Мы узнаем, выполнив задание, которое лежит у вас на столе.

У каждого ученика на столе лежит карточка с заданием.

(Смотри в приложении 2 карточка № 4)

(ПРОВЕРКА КАРТОЧЕК УСТНО)

(Дети называют свои варианты ответов, затем подтверждаются ответы показом слайдов.)

20, 21, 22, 23 слайд: Проверь себя

VII. ИТОГ УРОКА

- Что нового открыли для себя на уроке?

24 слайд:

- Что такое цепь загрязнения?

- Что такое экологическая безопасность?

- Что мы можем сказать природе, чтобы на Земле жить стало более безопасно? (ответы детей)

25 слайд – (звучит мелодия)

(Учитель читает отрывок из произведения “Моя Родина” М. Пришвина)

- Кто сказал эти слова? Из какого произведения?

26 слайд – Родной посёлок и школа

Хочу, чтоб в мире было много света
Хочу, чтоб в мире было много лета.
В котором – солнце, птичьи голоса
И на траве – зелёная роса.

27 слайд – Вывод

ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Прочитать учебник на страницах 29 – 34.

Ответить на вопросы, записать в словарик новые слова.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК

  1. Анализируется работа детей.
  2. Выставление оценок за урок.