Игра-эстафета "Строим город Экоград"

Разделы: Внеклассная работа


Игра-эстафета – это создание проектов, которые рождаются в игре. Игру можно организовать и в школе в параллелях 5–7-х классов. Все участники игры (каждый класс) являются жителями домов города Экограда и получают маршрутные листы с указанием станций, на которых попробуют свои силы юные архитекторы-дизайнеры, строители, юристы, экологи, журналисты, музыканты.

Жителей домов на каждой из восьми станций встречает хранитель (хранителями выступают старшеклассники) с определенным заданием, которое нужно выполнить сообща, творчески, и конечно, со знанием предмета обсуждения.

Подготовительный этап игры:

  1. Предварительная подготовка к игре начинается за 14-10 дней.
  2. Команда – жильцы дома города Экограда (до 10 человек)
  3. Домашнее задание:
    • составить проект города Экограда, продумать название улицы или дома;
    • нарисовать эмблему и девиз жильцов своего дома;
    • подготовить один творческий номер (музыкальное исполнение, вокальное исполнение, танцевальный номер, стихотворение и т.д.), отражающий экологическую тематику.
  4. Составляются маршрутные листы и индикаторы результативности – зеленые листочки, вырезанные из цветной бумаги.
  5. В месте организационного сбора команд вывешиваются стволы деревьев, вырезанные из бумаги, которые в конце игры украшаются набранным количеством зеленых листочков.

Перед началом игры участники собираются все вместе, им раздаются маршрутные листы, где указаны станции маршрутов, а так же проводится инструктаж о ведении и правилах игры-эстафеты.

Ход игры

Команды расходятся по маршруту, где указаны станции в последовательности, что бы ни было совпадений. Время пребывания на одной станции не более 10 минут.

Станция 1. “Создаем проект города”

На этой станции участникам команд предстоит из предложенного “строительного материала”: сухие листья, цветной картон, цветная бумага, различные поделочные материалы собрать любимый уголок города (дом, улицу), представить название улицы или дома города Экограда. Главное придумать самый оригинальный, интересный и смелый проект. Объяснить “экологичность” созданного проекта.

Станция 2. “Будь гражданином Экограда”

На этой станции участникам следует выбрать из предложенных норм и правил поведения, довольно разнообразных и противоречивых именно те, которым должны следовать граждане Экограда:

  • Что посеешь – то и пожнешь.
  • Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь.
  • Работа – не волк, в лес не убежит.
  • Встал утром, привел себя в порядок – приведи в порядок свою планету.
  • Своя рубашка ближе к телу.
  • Надо судить не по словам, а по делам.
  • Человек человеку волк.
  • Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
  • Выбирай друга по толщине кошелька.
  • Красота спасет мир.
  • Моя хата с краю – ничего не знаю.
  • Настоящая роскошь – роскошь человеческого общения.
  • Сам пропадай, а товарища выручай!
  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Око за око, зуб за зуб.
  • Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней – работник.

Членам команды на этой станции предлагаются карточки, на каждой из которых записана отдельная заповедь. Задача участников объяснить смысл правил, которые будут выбраны по карточке, а так же поразмышлять насколько эти правила соответствуют тому, что происходит сейчас вокруг нас. Участники могут предложить свои законы и правила проживания в Экограде. Этого правила должен придерживаться каждый житель города.

Станция 3. “Сохраним наш Экоград!”

На этой станции участники получают задание – расставить экологические знаки в Экограде (каждый знак нарисован на отдельном листе), объяснить их смысл, придумать свой экознак. В комплект экознаков входят следующие: “Загрязненная зеленая зона!”, “Загрязненный водоем!”, “Растение из Красной книги!”, “Обойди! Участку грозит вытаптывание!”, “Осторожно! Легковоспламеняемый участок!”, “Обойди! Молодняк!”, “Вокруг чистый воздух!”, “Убери за собой!”, “Двор – территория детства!”. Жильцы каждого дома должны найти применение некоторых знаков и могут предложить свои экознаки, объяснив его смысл.

Станция 4. “Славный город Экоград”

На этой станции хранитель показывает участникам игры-эстафеты флаг Экограда и просит объяснить, что символизирует его три цвета (голубой, зеленый, желтый). На этой станции члены команд представляют свою эмблему и девиз жильцов своего дома.

Станция 5. “Экоград – веселый город”

Здесь встречает участников игры фантастическое существо – дух, спустившийся с гор. Но разгневанный дух: нерадивые отдыхающие – туристы-дикари – оставляют за собой на лесных полянках, на пляжах горы мусора. Вот и просит дух придумать текс грозного предупреждения тем, кто губит красоту его владений. Такой красочный плакат-предупреждение с рисунком.

Станция 6. “Город дружбы - Экоград”

На этой станции все жильцы дома проходят спортивные эстафеты:

  • “Попади в кольцо”
  • “Пройти через паутинку”
  • “Перекаты”

На этой станции важно умение поддержать товарища, проявить сплоченность. Здесь выявляется и лидер команды – тот, кто руководит четким и слаженным действием.

Станция 7. “Зеленая пресса Экограда”

На этой станции выделяются журналисты, которые должны провести короткое публицистическое расследование на темы: “Экоградцы – какие они?”, “Угроза экологической катастрофы растет. Что же нам делать?”, “Можно ли назвать Экоградом твой родной город?”, “Что надо изменить в твоем городе, чтобы он стал Экоградом?”

Станция 8. “Город творчества - Экоград”

Работа по благоустройству Экограда. На этой станции каждая команда представляет проект (свое видение Экограда) на листе ватмана с обозначением на нем строений, улиц, проспектов, площадей, водоемов, зеленых насаждений, памятников природы, архитектуры, а так же предприятий разных по своему профилю.

На станции члены команд должны защитить свой проект: совершить экскурсию по городу, проводимую гидом, в ходе которой раскрываются достопримечательности города, рассказывается о памятниках природы, решении экологических проблем. Следует в защите рассказать, что именно этот город является Экоградом. Затрагиваются вопросы общей культуры горожан, их духовного развития, самосовершенствования.

Формы представления разнообразные: инсценировки, баллада, литературно-музыкальная композиция.

Критерии оценки проектов

  • Качество исполнения проектов – художественное оформление, целесообразность использования территории города, разнообразие представленных объектов;
  • Качество защиты проектов: содержательность экскурсии, полнота представлений о городе, эмоциональность и артистизм гида;
  • Оригинальность легенды, художественность и артистичность инсценировки, разнообразие жанров;
  • Аргументированность того, почему представленный город является Экоградом;
  • Реальность осуществления проекта.

Подведение итогов

Итак, позади восемь станций игры-эстафеты “Строим город Экоград”. На каждой станции по результатам выполненных заданий жители каждого дома получили определенное количество зеленых листочков, вырезанных из бумаги (высший балл – пять листочков).

Итоги игры подводятся на конечной станции, где каждый дом “посадил” свое дерево, к вырезанному из бумаги стволу прикрепили все полученные на станциях листочки. Победила команда, чье дерево оказалось гуще, зеленее. По завершению игры подводятся итоги и отмечаются лучшие результаты команд с их презентацией.

Литература

  1. Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-на Дону: творческий центр “Учитель”, 2000. – 288 с.
  2. Федорова Л.И. Игра в обучении: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Л.И.Федорова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. – 220 с.
  3. Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников / И.В.Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  4. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г. Радуга над Экландией . экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря Кипарис-10. Методическое пособие/ Общ. Ред. И.В.Цветковой. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.
  5. Шашина В.П. Методика игрового общения / В.П.Шашина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 288 с.
  6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 4-е изд., переработанное, дополненное / Н.Е.Щуркова. – Смоленск: СОИУУ, 1998. – 176 с.