Внеклассная работа — средство воспитательной работы и способ повышения интереса к изучению иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Изучение иностранного языка рассматривается повсеместно как путь к ценностям цивилизованного мира. Эти ценности представлены не только в форме лингвистических и культурологических знаний, но также в таких способах организации занятия, которые способствовали бы свободному развитию личности и более полной реализации личности ориентированного подхода и обучения.

Центрированный на ученика подход к обучению иностранным языкам (student – centred. Approach) получает развитие в нашей школе, т.к. в этом подходе получает дальнейшее развитие идея коммуникативного обучения. Общение на иностранном языке становится более эффективным, если между педагогом и учащимися устанавливаются партнерские отношения и создаются условия для раскрытия личностных особенностей учащихся.

Опыт знаменитых полиглотов показывает: чтобы овладеть иностранным языком, важны не только способности, возраст, условия обучения, сколько наличие большого желания и жизненно необходимой потребности в изучении иностранного языка.

У многих школьников появляется осознанное стремление к углубленному изучению иностранного языка, т.к. они стали понимать, что в наше время знание иностранных языков по праву занимает одно из важнейших мест в оценке человека как профессионала.

Поэтому в современной школе стало отводиться значительное место в учебном процессе внеклассной работе, так как она позволяет:

  1. индивидуализировать обучение;
  2. повышает активность обучаемых;
  3. повышает мотивацию учения;
  4. создает условия для самостоятельной работы;
  5. создает комфортную среду обучения;
  6. помогает самореализации их “я”.

Мой опыт работы в школе с углубленным изучением иностранного языка составляет 37 лет, и все эти годы я убеждаюсь в том, что внеклассная работа делает изучение иностранного языка привлекательным. Она дает возможность учителю использовать культуроведческий материал, знакомить детей с обычаями, традициями, праздниками, историей страны, язык которой они изучают. А главное через внеклассную работу мы можем воспитывать детей, помогая им стать личностью. Мы развиваем в них такие черты характера, которые необходимы молодому человеку в современной жизни.

Я заметила, что после прохождения любой темы, отработанный, по теме языковой материал как бы “повисает в воздухе”, требуя какого-то дополнительного выхода. И я стала искать пути наиболее эффективного использования изученного материала и поняла, что во внеклассной работе заложены большие возможности, т.к. именно здесь преодолевается инертность, безынициативность слабых учащихся, их боязнь говорить на иностранном языке. В инсценировках ребенок говорит словами своего героя, т.е. находится как бы в маске.

Окружающая действительность, телевидение, журналы предлагают нам все новые и новые формы внеклассной деятельности. Это и “Поле чудес”, “КВН”, “Музыкальный ринг”, различные конкурсы и соревнования, олимпиады, игры.

Для самых маленьких школьников конкурс на лучшее исполнение стихотворения – волнительный момент в их жизни. Да еще когда выступаешь перед сверстниками. Желание заслужить их одобрение очень велико. В эту работу привлекаются даже наиболее пассивные, инертные малыши. Наше учебное пособие “Chatterbox” не включает стихов, а жаль. Некоторые стихи служат лингвокультурными, воссоздающими историко-культурный контекст. Даже небольшие стихи могут содержать географические сведения страны изучаемого языка, факты повседневной жизни, бытовые привычки. Хорошим примером являются детские стишки (nursery rhymes), клерихью(clerihews). Клерихью – это юмористическое четверостишие. Название произошло от имени собственного автора данного вида комического стихотворения.

В детских стишках, песнях заложено много юмора. Они легко рифмуются и запоминаются наизусть.

Такие стишки, как например “Hush-a-bye, Baby” - являются популярными колыбельными (lullabies) для детей.

Hush-a-bye, Baby.
On the tree top
When the wind blows
The cradle will rock
When the bough breaks,
The cradle will fall.
And down will come baby
Cradle and all.

Кроме того, повторяющиеся в стихотворении грамматические структуры создают чувство ритма, а это способствует лучшему и прочному запоминанию. Детские стишки часто ассоциируются с играми.

“Humpty-Dumpty” - это стих-загадка. Многие детские стишки содержат в своей памяти обычаи, традиции, связанные с жизнью в деревне, с домашними животными, к ним относятся, например, “Sing and Song of Six - pence”, “Three Blind Mice”.

Так, стишок “Baa, Baa Black Sheep” датируется 1275 г., в нем описываются события в Англии, связанные с налогом на шерсть. Так через стихотворение, дети знакомятся с историей Англии.

Baa, baa black Sheep,
Have you any wool?
Yes, sir, yes, sir
Three bags full.
One for the master
One for the dame
And one for the little boy
Who lives down the lane.

Много детских стихов, связанных с историческими событиями Англии.

Используя стихи на внеклассных мероприятиях, я знакомлю своих учеников с традициями, бытом и историей Англии.

Дети любят праздники. Особенно малыши. Поэтому не могу лишить их такого удовольствия. Они очень любят выступать с концертами перед родителями (рис.1). Подготовка к каждому такому празднику – это реальная ситуация общения взрослых и детей, их совместная деятельность. Событие, в ожидании которого дети много трудились, одновременно способствует обучению гостеприимства, расширению их творческой активности, развитию желания и умения выступать. Кроме того, дети учатся общению в группе, взаимоподдержке. Нельзя недооценивать и то волнение, которое дети переживают вместе с взрослыми перед выступлением и во время его. На такие концерты обычно приходят семьями. Поэтому от учителя требуется хорошо провести подготовительную работу. Необходимо, чтобы каждый ученик принял участие в празднике, выглядел хорошо, ведь родители в первую очередь идут на “своего ребенка”.

Младших школьников интересует и такой вид работы, как инсценирование просмотренной в видеозаписи сценки, спектакля, пьесы. Например, мои младшие ученики смотрели видеофильм о Визадоре. Следующий этап был – драматизация этой сценки. А потом мы пошли дальше и придумали сами сценку из жизни Визодоры “Wizadora’s birthday” и показали родителям. Таким образом, выученные фразы из фильма применили в новой ситуации.

Невозможно познакомить ребят подробно с многочисленными праздниками англичан и американцев только на уроке. Поэтому эта деятельность переносится во внеурочное время. Некоторые праздники мы отмечаем из года в год. Это праздник Halloween, St. Valentine’s Day, Christmas, Robert Burn’s birthday. И каждый год они не похожи друг на друга. Дети любят карнавальные костюмы, маски. И праздник Halloween представляет им возможность создать себе костюм. По проведению этого праздника накоплен большой материал. Родители сделали видеофильм одного из таких праздников (рис.2).

Теперь этот фильм является наглядным материалом для других школьников. Нельзя просто организовать праздник. Необходимо поставить воспитательную задачу. Казалось бы, на празднике Halloween присутствуют ведьмы, черные кошки, приведения, но сценарий составляется так, что добрые силы побеждают всю эту нечисть и веселое настроение наполняет детей.

Мне хочется обратить внимание на использование приема театрализации и драматизации в обучении иностранного языка во внеурочной деятельности.

Особенность нашей работы заключается в следующем:

  1. все участники спектакля являются авторами инсценировок, создаваемых на базе литературных произведений;
  2. все учащиеся группы получают роли;
  3. подбор актеров производится в соответствии с их внешностью, характером, с их способностями к английскому языку;
  4. зрителями являются не только учащиеся других классов, но обязательно и родители, учителя.

Новогодний праздник для русских детей - самый счастливый, самый волшебный праздник. И четвертый год подряд я со своими детьми ставлю большие спектакли, с которыми мы выступали перед родителями, одноклассниками, перед ребятами из других классов.

Первый спектакль – это инсценировка сказки “The sleeping Beauty” (рис.3).

Эта постановка включала много классической музыки, танцев, песен. Музыка создает благоприятную атмосферу спектакля, стимулирует воображение учащихся. Подготовка была очень большой и тщательной, ребята получили громадное удовлетворение от работы. Родители высоко оценили нашу работу и написали отзывы. Вот некоторые из них: “Сказка нам понравилась. Ребята выступили интересно, весело. Удачи в новом году на театральном поприще”. “Ребята выступили интересно, ярко. Удачи им и учителю. Больше таких спектаклей”. “Великолепно! Чудные дети, внимательные родители, талантливые педагоги. В результате – прекрасный спектакль, огромное спасибо всем!”.

Окрыленные таким успехом мы с ребятами инсценировали еще одну сказку “Snow White and the Seven Dwarfs”. За основу мы взяли сюжет известной сказки братьев Гримм. Но отнеслись к ней творчески и придумали свой конец, где злая волшебница превращается в добрую женщину и признает, что Белоснежка самая красивая в мире и дарит ей волшебное зеркало (рис.4).

В спектакле мы придумали много магических сцен, использовали музыку Султонали Рахманова, включили Jazz Chants .

Например такую:

If you go I go I go with you
If you go I go I go along with you
If you go I go I go too
If you go I go too I go along with you.

If she goes I go I go too
If she goes I go I go along with her
If she goes I go I go too
If she goes I go I go along with you.

If he goes I go I go too
If he goes I go I go along with him
If he goes I go I go too
If he goes I go I go along with you.

If they go we’ll go we’ll go too
If they go we’ll go we’ll go along with them
If they go we’ll go we’ll go too
We’ll go along with you.

Работа над постановкой всегда стимулирует неязыковую деятельность (изготовление костюмов и декорации, афиш, программ, приглашений). Тем самым осуществляется взаимосвязь изучения английского языка с эстетическим воспитанием и развитием творческих способностей учащихся.

Потом мы подарили нашим зрителям спектакли “Christmas Adventures of Little Red Riding Hood” и “Snow Queen’s Pranks” (рис.5) . Это был плодотворный труд – совместное творчество учителя-режиссера и учеников-артистов. Такая работа доставила нам большое удовлетворение и радость (рис.6).

Каждый раз после окончания спектакля мы обсуждаем наше выступление. И мои дети грустят: “Вот и кончилось. А жаль”. И сразу появляются новые идеи, предложения. Пусть они осуществятся на благо учеников и радость учителя.

Прием театрализации и драматизации не считаю простым. Он требует от учителя творчества, энтузиазма, воображения. Но вот видишь горящие глаза детей и благодарность родителей м понимаешь, что учителя не только должны учить детей, но и воспитывать в них умение работать в коллективе, эмоциональность, дружбу, доброту. Драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей – они становятся раскованнее, увереннее в себе, в своем знании английского языка (рис.7).

Таким образом, прием театрализации в обучении иностранному языку оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка и, в частности, его эмоциональной сферы. В свою очередь подключение эмоциональной сферы обучаемого в процессе изучения иностранного языка способствует более успешному его усвоению.

Резюмируя все выше сказанное, хотелось бы отметить, что во внеклассной работе заложены большие возможности. Она позволяет родителям и учителям наблюдать динамику в работе с детьми над языковым материалом. Наделяет педагога даром идти на встречу интересам детей, понимать их проблемы.

Использование элементов театрализации, драматизации и инсценированния позволяют превращать ученика в активного и творческого участника процесса обучения. Рамки урока препятствуют полной эмоциональной самореализации. Только внеклассная работа способствует полностью самореализоваться учащимся.

Такая деятельность учителя формирует в детях активную жизненную позицию; они становятся общительными, у детей проходит чувство боязни, так как они часто выступают перед зрителями.

Систематическое участие во внеклассной деятельности учит их самостоятельно организовывать свое свободное время, а не ждать, что кто-то будет с ними заниматься. В настоящее время это важно, т.к. в большей степени молодые люди надеются, что их будут развлекать. Таким образом, внеклассная работа таит в себе много ценных положительных моментов и мы должны находить время для такой важной деятельности.

(Разработки сценариев в приложении).

Приложение 1

Приложение 2