Имена существительные, отвечающие на вопрос "Кто?", и имена существительные, отвечающие на вопрос "Что?"

Разделы: Начальная школа


 Цели урока:

  1. Формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать сознательную дисциплинированность на уроке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.

 На доске:

большой – маленький
сухой - ?
война - ?
глубокий - ?
твёрдый - ?

Учитель.
Внимательно посмотрите на эту запись. Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на чистописании.

Дети.
Нужно подобрать слова противоположные по смыслу. (Мокрый, мир, мелкий, мягкий). Все эти слова начинаются с буквы “эм”, значит, эту букву мы и будем писать.

3. Повторение.

Учитель.
О чём мы говорили с вами на прошлом уроке?

Дети.
О числе имен существительных.

Учитель.
Как определить число имени существительного?

Дети.
Если говорится об одном предмете, то это единственное число, если говорится о двух и более предметах – то это множественное число.

Учитель.
Я буду называть им.существительные во множественном числе, вы должны поставить его в единственное число, записать,, подчеркнуть орфограммы.
Тетради, морозы, города, заводы, медведи, берёзы.
Проверка с помощью сигнальных карточек.
- Какая орфограмма встречается еще во всех этих словах?

Дети.
Парная согласная на конце слова.

Учитель.
Посмотрите внимательно, какое слово в этом ряду лишнее?

Дети.
Медведь.

Учитель.
Почему?

Дети.
Потому что это слово обозначает живой предмет.

4. Сообщение темы урока.

Учитель.
Сегодня на уроке мы будем учиться различать существительные, отвечающие на вопрос кто? от существительных, отвечающих на вопрос что?
- Что такое имя существительное? (ответы детей)
- Почему к одним существительным мы задаем вопрос что?, а к другим вопрос кто?
(ответы детей)
- Выясним, правильно ли вы ответили, прочитав правило на стр.148 учебника.
- К каким существительным мы задаем вопрос кто?

Дети.
К существительным, обозначающим живой предмет.

Учитель.
Эти существительные называются одушевленными.
- К каким существительным мы задаем вопрос что?

Дети.
о всем остальным.

Учитель.
Эти существительные называются неодушевленными.
На доске картинки : барсук, волк, ель, дом, лес, море, сорока, чайка, солнце, ящерица.
- На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

Дети.
Одни одушевленные, другие – неодушевленные.

Учитель.

1 вариант – выписывают одушевленные имена существительные
2 вариант – выписывают неодушевленные имена существительные.
- Допишите еще по 2 слова.

5. Физическая минутка

Если называемое существительное одушевленное – подпрыгиваем, если неодушевленное – приседаем.

Мама, синица, стол, ковер, собака, пирамида, голубь, молоток, книга, котенок, сундучок.

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

6. Работа над новым словарным словом.

Учитель.
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но для этого нужно отгадать кроссворд. (Загадки читаются не последовательно, а так, чтобы в слове появлялись только согласные буквы, в последнюю очередь – гласные).

1. Тебе дано, а люди пользуются.
2. В неё льётся, из неё льётся, а сама по земле несётся.
3. Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает -
Ковром устилает.
4. Над морской волной летает
Моря шум унять мечтает,
На волну садится
Что это за птица?
5. Появился гриб на ручке
Любит дождик он и тучки.
6. Два близнеца, два братца,
На нос верхом садятся.
7. Инструмент бывалый -
Не большой, не малый,
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
- Новое словарное слово магазин. Прочитайте это слово орфографическим чтением хором. Какое это существительное?

Дети.
Неодушевленное.

Учитель.
Какой слог ударный?
Какие гласные необходимо запомнить? (ответы детей)
Это слово заимствовано из французского языка. Подберите однокоренные слова.

Дети.
Магазинчик, магазинный.

Учитель.
Составьте словосочетания с этим словом.
Составьте устно предложения с новым словарным словом.
(Запись предложения, предложенного учителем):
Вёз водитель в магазин много мётел и корзин.
- Подчеркните в этом предложении главные члены, обозначьте части речи.
- Назовите одушевленные и неодушевленные существительные.

7. Закрепление.

Работа с электронным табло.

Учитель.
Отгадайте загадки, определите какое это существительное, докажите.

  1. Сер, да не волк,
    Длинноух, да не заяц;
    С копытами, да не лошадь. (осёл)
  2. Запылал у чудища
    Изумрудный глаз -
    Значит можно улицу
    Перейти сейчас. (светофор)
  3. Пришла из лесу птичница
    В рыжей шубке
    Кур посчитать. (лиса)
  4. Вьётся веревка,
    На конце головка.
    Близко к ней не подходи,
    Вдруг укусит. Ты беги. (змея)
  5. Спереди – пятачок,
    Сзади – крючок,
    Посредине – спинка,
    На спинке – щетинка. (свинья)
  6. Всех на свете обшивает,
    Что сошьет – то надевает. (иголка)
  7. Вот он деревцо качает
    И разбойником свистит,
    Вот последний лист срывает
    И кружит его, кружит. (ветер).

8. Итог урока.

Учитель.

  • - Чему учились на уроке?
  • - Какие существительные отвечают на вопрос кто? Как они называются?
  • - Какие существительные отвечают на вопрос что? Как они называются?