Интегрированный урок грамоты в 1-м классе по программе "Начальная школа XXI века" по теме "Сопоставление звуков [д] и [т ] по звонкости и глухости. Сравнение множеств. Письмо печатными буквами.

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;
  • продолжить работу по сравнению чисел и решению задач.
  • развивать умение на основе наблюдения делать выводы, формулировать правила;
  • воспитывать прилежное отношение к учёбе, дружелюбия.

Приложение-презентация

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и вот

Начинается урок.

Ну-ка, дети вы готовы?

Начинаем точно в срок.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [д] и [т], читать и печатать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой, уметь сравнивать множества, закрепим состав числа 10.

III. Сопоставление звуков[д] и [т] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова

1. Чтение загадки по учебнику стр. 140 (читающими детьми; слайд 2)

Загадка

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

С. Маршак (пила)

Сколько слогов в этом слове ПИЛА? (два)

Как вы это определили? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

Назовите ударный слог. (Второй)

2. Звукобуквенный анализ слова ПИЛА. (слайд 3; один ученик работает у доски, остальные выкладывают фишки на парте)

Охарактеризуйте каждый звук в слове ПИЛА.

[п] – согласный, мягкий, глухой, цвет зелёный

[и] – гласный, цвет красный

[л] – согласный, твёрдый, звонкий, цвет синий

[а] – гласный, ударный, цвет красный

3. Определение схемы слова под рисунком.

- Определите какое слово относится к схеме под рисунком . Почему?(Дом, т.к. в нём три буквы)

С помощью фишек сделаем звуковой анализ слова (слайд 4, 5)

Что означает колокольчик над первой фишкой? (Звук Д звонкий)

Как можно проверить, что звук [з]- звонкий? (положить ладошку на горлышко и почувствовать, как оно дрожит, это значит, что согласный звук произносится с голосом).

Дайте полную характеристику звуку [д]. (Согласный, твёрдый, звонкий.)

4. Работа над образованием нового слова. (слайд 5)

Рассмотрите модель, которая находится справа от слова ДОМ.

Что нужно сделать, чтобы прочитать новое слово?(Заменить звук Д звуком Т).

Какое новое слово получилось? (Том)

Объясните значение слова ТОМ. (Том - это книга, Том - имя мальчика или кличка животного).

Дайте характеристику звуку [т]. (Согласный, твёрдый, глухой)

- Что обозначает красный колокольчик над буквой Д в слове ПЛОДЫ? (Звук Д – звонкий).

Какому слову соответствует схема справа от слова ПЛОДЫ? (Плоты).

Что изменилось в слове? (Буква Д заменилась буквой Т).

Как вы понимаете слово ПЛОТЫ?

ФИЗМИНУТКА (слайд 6)

Поднимите руки, класс, - это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

IV. Чтение слов и их классификация. Запись слов печатными буквами по группам.

(Работа в тетради “Грамота 3” стр. 31;слайд 7)

Задания:

Прочитайте слова, в которых все согласные звонкие.

ДОМ   РАДИО   ЛЮДИ   ЯГОДА

Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

ЯГОДА

Назвать слова, в которых три слога.

РАДИО   УТЯТА

Назовите слово, в котором ударным является звук [а].

ТУМАН   РАДИО   ТРАКТОР

1. Нарисовать красные колокольчики или поставить красные точки над

Буквой, обозначающий звонкий согласный звук [д]. ( слайд 8)

ДОМ   РАДИО   ЛЮДИ   ЯГОДА

2. Записать слова на нужной строке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.

3. ФИЗМИНУТКА. Разминка для глаз. Пальчики (слайд 9)

V. Чтение слов. Сравнение слов в парах.

1. Чтение слов по книге стр. 140

- Сравните слова в парах. Дайте характеристику первым звукам (слайд 10)

ТАМ    ТОМ    ТОК   Тима

ДАМ   ДОМ   ДОК   Дима

2. Чтение стихотворения А. Шибаева (читающими детьми вслух; слайд 11, 12)

- С какими словами играет автор?

КОТ - КРОТ

3. Игра “Читай слова по стрелкам” (слайд 13)

4. Сравнить слова и указать их различие (слайд 14)

СУК – СОК РОТ – КРОТ

- Какие изменения произошли в словах?

VI. Устный счёт

Счёт от 1 до 20 и обратно.

  • Назовите число, следующее за числом 15.
  • Назовите число, стоящее перед числом 18.
  • Назовите число, в котором 1 десяток и три единицы.

Что вы можете сказать о числах 2 и 20? (Число 2 – однозначное, потому что в записи числа одна цифра, а 20 – двузначное, потому что в записи числа две цифры. В числе 2 – две единицы, в числе 20 – два десятка.)

VII. Сравнениеи множеств

(Работа по учебнику стр. 141.)

ЗАДАНИЯ:

ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧЕГО БОЛЬШЕ ПЛАТЬЕВ ИЛИ ШЛЯП;

ИСПОЛЬЗУЯ КАССУ ЦИФР, ДОПОЛНИТЬ ЗАПИСИ ПОД РИСУНКАМИ ЧИСЛАМИ;

ПРОЧИТАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ВЫБИРАЯ НУЖНОЕ СЛОВО: БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ;

РАССКАЗАТЬ О ТОМ . КАК ПРОВОДИЛОСЬ СРАВНЕНИЕ.

VIII. ФИЗМИНУТКА

Мы считали и устали.

Дружно тихо все мы встали,

Ручками похлопали, раз, два, три.

Ножками потопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

IX. Сравнение чисел (слайд 15)

X. Решение примеров в тетради “Грамота 3” стр. 32

ЗАДАНИЯ:

  1. Обвести цифры по пунктирным линиям.
  2. Объяснить, чем похожи все записанные примеры.
  3. Найти пропущенное число и дописать примеры.

Задания для детей, решивших примеры (работа по карточкам; слайд 16)

XI. ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту сесть опять.

XII. Работа в тетради “Грамота 3” стр. 32.

Вставить нужные буквы Д,д или Т,т (слайд 17)

У __ ё __и __ а ни __олс__ая у__ка.

У __я__и __оли __линная у__очка.

XIII. Дифференцированная работа.

Чтение рассказа “Как найти дорожку”.

ЗАДАНИЯ:

  • Прочитать продолжение рассказа на стр. 142.
  • Нашли ли дети дорожку по рассказу зайки?
  • Выполнить задание в тетради “Я учусь писать и читать.”

Стр. 44-46.

XIV. Итог урока (слайд 18)

Что нового вы узнали на уроке?

Я вас всех благодарю за хорошую работу. Умнички. До встречи!