Географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) с использованием компьютерных технологий, 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные:

  • систематизировать знания о географическом положении (ГП), выявить его особенности.
  • продолжить формирование умения работы с картой.
  • формирование исследовательских навыков: генерировать идеи, выбирать лучшее решение, оценивать ход работы и результаты, презентовать готовый продукт.

Развивающие:

  • закрепить умения фиксировать особенности ГП различными способами: творческой самостоятельности и воображения, активной умственной деятельности и способностей к изобретательности и рационализаторством.
  • продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и картой.
  • совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитывать сотрудничество, умение работать в коллективе в процессе учебной деятельности.

Задачи урока:

  1. Формировать исследовательские навыки через разнообразные приёмы учебной проектной деятельности:
    • Генерировать идеи.
    • Выбирать лучшее решение.
    • Оценивать ход, результаты своей деятельности и деятельности других
    • Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации для осуществления проекта.
    • Презентовать готовый продукт деятельности.
    • Проводить рефлексию.
    • Планировать время выполнения и ресурса.
  2. Развивать творческую самостоятельность, активную умственную деятельность и способность к изобретательству.
  3. Воспитывать культуру общения, развивать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Этапы урока:

  1. Оргмомент, мотивация.
  2. Психологический настрой на творческую работу. - (2 мин)
  3. Сообщение темы урока. Актуализация знаний - (5 мин)
  4. Подготовительный этап в выполнении работы (работа с планом) - (5 мин)
  5. Организация первичного воспроизведения, осмысления нового материала
    Работа над проектом. Исполнительский этап. - (10 мин)
  6. Презентация (итоговая оценка изделия). - (8 мин)
  7. Первичная проверка понимания и организация первичного закрепления материала (6 мин)
  8. Итог. Рефлексия. - (3 мин)
  9. Домашнее задание - (1 мин)

Оборудование:

Выставка рисунков о природе ХМАО, настенная карта России, контур округа на доске и учащихся, раздаточный материал, план работы для выполнения заданий, тест, музыкальная запись, план презентации у каждой группы.

Ход урока

( Дети сидят по группам. На партах у каждой группы лежат: контур округа, раздаточный материал в конвертах, план работы для выполнения заданий, тест, план презентации ).

1. Организационный момент. Психологический настрой на творческую работу (1-2 мин).

Добрый день, друзья. Я рада Вас видеть, и приглашаю вас к сотрудничеству. Сегодня наше общение я начну словами писателя К. Бальмонта. (звучит музыка) На фоне музыки учитель читает эпиграф к уроку.

Эпиграф урока:

Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего.
К. Бальмонт

Вопрос: как вы понимаете эти слова?

У каждого из вас есть свое представление, восприятие своего родного края, основанное на ваших личных впечатлениях, рассказах окружающих вас людей. Обогащают наши представления о природе, быте, человеческих отношениях, о самом развитии края - произведения искусства. Каждый по-своему видит какую-то определенную местность. Образ нашего края мы и попробуем воссоздать на уроке.( идет показ презентации об округе)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин).

- С чего мы начинаем изучать любой регион? (Ответ: с географического положения)

-Как вы считаете, какова же тема нашего урока?

Географическое положение ХМАО.

(тема записывается в тетрадь)

- А сейчас сформулируйте цель нашего урока.

Поскольку изучение природы территории необходимо начать с ГП, вспомните план его характеристики. Я вам предлагаю построить СЛС (структурно-логическую схему. Дети предлагают варианты ответов.)

(На доске появляется рисунок в виде СЛС)

3. Подготовительный этап в выполнении проекта (работа с планом). (5 мин).

Вы начинаете изучать свою малую Родину- ту часть России, где вы сейчас живете, где большинство из вас родилось и выросло. Родина.....

 Учитель:

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становления,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал....
В. Плесовских

Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека, как мать, одна.

Своим названием округ обязан коренным жителям - хантам и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в 11-15 веках называли Югрой или Югорией. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого, в разное время и с разной силой, но возникает.

Чтоб достичь цели нашего урока, вам предлагается выполнить самостоятельную работу в группах. В каждой группе, а их 4, имеется задание по характеристике географического положения нашего округа. Ознакомьтесь с планом работы.(Карточки с планом имеются на парте у группы. Приложение 1)

План работы над проектом.

  1. Название работы.
  2. Главная цель (Зачем мы это делаем?)
  3. Актуальность (Так ли это необходимо?)
  4. Решаемые задачи.
  5. Ход работы над проектом. Выдвижение собственных идей (Как буду делать)
  6. Ожидаемый результат.
  7. Презентация.

Результат каждого из вас скажется на общем результате. Схематично на доске вы должны отразить свою работу на контуре ХМАО.

 Ожидаемые рассуждения учащихся:

  1. Делаем наглядное пособие - памятку по теме “Географическое положение ХМАО”.
  2. Главная цель работы состоит в том, чтобы сделать памятку и использовать её в работе на уроках и дома.
  3. Развиваем внимание, сообразительность, творчество, изобретательность, активность, волю. Формируем исследовательские навыки.
  4. Обсуждаем ход работы по изготовлению памяток.  

ПРИЁМ “МОЗГОВОЙ ШТУРМ”.

Послушаем друг друга, отбираем наиболее рациональные идеи. Окончательный вариант решения проблемы будет выполняться в группах.

4. Организация первичного воспроизведения, осмысления нового материала
Работа над проектом. Исполнительский этап. - (10 мин)

А. Все учащиеся класса заранее разделены на группы по 6 человека. Использован приём “Кубики”. Всем были розданы карточки разного цвета (синие, красные, зеленые, желтые). Дети формируют группу из одинакового цвета кубика. Таким образом созданы 4 кубика разных цветов. Группы-кубики подходят к своим столам.

Б. Психологический настрой на дружную творческую работу.

- Посмотрите друг на друга. Вы - дружная семья, которая умеет работать слажено, помогая каждому. Докажите это на деле.

В. Индивидуальная работа над проектом. Кому что будет не понятно, поднимите руку, я к вам подойду. Приступайте к работе. Время на подготовку 5 минут. (Приложение 1) (музыка) 

Задания группам.

 1 группа.

1.Используя текст учебника, расскажите о границе ХМАО.

По физической карте (второй форзац учебника) проследите границы ХМАО. По каким природным рубежам они проходят?

2.Нанесите и подпишите естественные рубежи округа на контурной карте.

2 группа.

1.Пользуясь картой, определите координаты крайних точек ХМАО.

2.Нанесите их на контурную карту, подпишите окружной центр, свой населенный пункт.

 3 группа.

1.Определить протяженность ХМАО с запада на восток и с севера на юг (см. с.7).

2.Какими видами транспорта можно достичь ХМАО?

 4 группа.

1.Сравните размеры нашего округа с другими областями России и зарубежными странами (учебник, с.8).

2.Почему в отличие от других районов ХМАО относят к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним?

Приём “Немая дискуссия”.

Учащиеся работают в полной тишине (можно под тихую музыку), отвечают на вопросы (вопросы предложены каждой группе). Каждый участник группы оформляет свой вариант памятки на контурной карте. Время выполнения - 5 минут. По сигналу учителя все участники переходят по часовой стрелке вокруг стола на место соседа, смотрят работу соседа, имеют право что-то исправить, дополнить. Затем снова по кругу (При условии времени желательно, обойти стол всем игрокам и вернуться на своё место). Далее выбирают одну, самую интересную работу от группы, и готовят для презентации (смотри план работы). Время выполнения - 5 минут.

5. Презентация (итоговая оценка изделия). - (8 мин)

(По своей работе учащиеся отвечают у доски, отмечая на большом контуре ХМАО географическое положение. Для этого в конвертах каждой группы имеются условные знаки. Приложение 2)

Цель: Аргументированный анализ выполненного.

 Приём “Ярмарка проектов”.

- Вся группа схематично на доске отражает результат своей работы на контуре ХМАО.

- Один ученик от группы - продавец. Он продаёт продукт-памятку. Рассказывает о ней по вопросам:

  1. Название работы.
  2. Главная цель (Зачем мы это делаем?)
  3. Актуальность (Так ли это необходимо?)
  4. Результат.

- Остальные – покупатели. Дополняют свой контур той информацией, которую им предлагают, при этом внимательно слушая продавца.

 6. Первичная проверка понимания и организация первичного закрепления материала (6 мин)

Итак, подведем итог вашей работы в группах. Проверим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам тест на пять вопросов. (Приложение 1)

(тест)

1.Общая протяженность внешних границ округа достигает:

а) 1700 км
б) 450 км
в) 4750 км
г) 5440 км

2.Площадь округа (тыс. кв. км):

а) 523 б) 544 в) 604

3.Естественный рубеж округа на западе?

а) Кавказ
б) Кондинская низменность
в) Приполярный и Северный Урал
г) Восточно - Европейская равнина.

4.Где расположен ХМАО?

а) на Алтае
б) на Дальнем Востоке
в) на Западно-Сибирской равнине

5.Какие координаты имеет самая южная точка ХМАО?

а) 59 с ш , 60 в д б)66 с ш , 61 в д , в) 62 с ш , 86 в д

 (Самопроверка по ключу на слайде. 1в 2а 3в 4в 5а Нет ошибок оценка 5, одна ошибка оценка 4, две ошибки оценка 3. Поднимите руку те, кто справился на 4 и 5. Кому было трудно?)

 7. Итог. Рефлексия. - (3 мин)

Мы определили границы, площадь, крайние точки, протяженность, расположение на материке - все это географическое положение ХМАО.

-Дайте оценку физико- географического положения ХМАО.

( Географическое положение округа своеобразно: он располагается в средней части материка и России. Округ не имеет выхода в океан. ХМАО отнесен к районам Крайнего Севера. Занимает большую площадь).

Рефлексия:

Приём “Градусник”

- Как ваше самочувствие?

(Учитель вывешивает лист ватмана, на котором нарисован условный градусник с точками 0; 36,6; 38).

- Поставьте Х рядом с той температурой, которая соответствует вашему самочувствию.

- Условие: если вы зарядились энергией и энтузиазмом, то ставите Х выше нормальной температуры. Если вам было скучно и вы совсем не поняли, что делали и чем занимались на уроке, отмечаете ниже, чем 36,6.

(Учащиеся подходят к плакату и отмечают свою температуру. Учитель обобщает).

8. Домашнее задание - (1 мин)

1. Всем: прочитать стр. учебника 7- 11

2. По желанию: приготовить сообщение по теме: “Открытие Шаимского месторождения нефти”, “Крупнейшие нефтяные кампании округа”.

- Сегодня на уроке вы были старательны, внимательны, наблюдательны, активны, вы были удачливы. А с маленькой удачи начинается большой успех. И пусть температура у вас будет всегда повышенной, но не от болезни, а от успеха творчества. Всем спасибо. Урок закончен.

Я желаю всем успехов!