Портфолио личных достижений учащегося основной школы

Разделы: Администрирование школы


Термин “ПОРТФОЛИО” пришёл в педагогику из политики и бизнеса:

- портфель инвестиций, портфель министерский… И прижился. Даже появился “Портфолио учителя”, куда собирается диагностико- методический материал для различных педагогических конкурсов, рейтингов, участия в нацпроектах…

Портфолио:

  • предмет для хранения и переноски письменных работ, документов (портфель, дело, папка),
  • серия работ, документов, бумаг, объединённых общей темой (портфель ценных бумаг, папка с рисунками).

Портфолио в широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в определённый период его обучения.

Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию о достижениях учеников.

Портфолио ученика - это:

- способ фиксирования, накопления и оценка достижений ученика за определённый период,

- работы и результаты учащихся в различных избранных им областях,

- систематический сбор доказательств, используемых учителями,учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.

Следовательно, содержанием портфолио является:

  1. документы,
  2. работы,
  3. отзывы,
  4. награждения, сертификаты…

Ученик выступает как объект оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам учебно- познавательной деятельности : учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др.

Основная цель портфолио – показать всё, на что способен ученик, развить и “разбудить” способности ученика, повысить мотивацию обучения.

Портфолио предполагает не только самооценку, но и развитие самоанализа к собственным учебным целям и планам на будущее. . и даже неожиданно для ученика раскрытие каких-то никогда не проявившихся видов деятельности.

Из всего сказанного можно сделать вывод – портфолио является современной целенаправленной формой оценивания индивидуальных достижений учащегося, причём дополняет традиционные контрольно- оценочные средства такие, как тесты и экзамены. А это даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания. Этому помогают различные внешкольные организации и учреждения.

Таким образом, портфолио решает самую важную педагогическую задачу – развить и поощрять учебную активность и самостоятельность школьника, поддерживать высокую учебную мотивацию, расширять возможности обучения и самообразования, формировать умение учиться, т. е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, являться стимулом к дальнейшему саморазвитию.

Чтобы проследить динамику прогресса ученика, каждый элемент портфолио нужно ДАТИРОВАТЬ.

Портфолио при зачислении ученика на профиль, должен включать 3 элемента:

- описание цели сбора портфолио, его предназначение,

- содержание(или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов,

- перспективы дальнейшего исследования, т. е. взгляд в будущее.

Эта индивидуализация направленности учебных достижений ученика отвечает задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.

В нашей школе 4 профиля:

  • информационно- технологический,
  • социально-экономический,
  • индустриально-технологический,
  • социально-гуманитарный.

Сейчас портфолио используется в качестве образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами итоговой аттестации в выборе профиля в средней школе.

Технология работы с портфолио осуществляется в несколько этапов:

Первый этап.

На первом профориентационном занятии учащиеся знакомятся со структурой, содержанием, механизмами оценки, продолжительностью работы с портфолио, планируют работу над ним. Обязательным условием является то, что ученик подходит сознательно и ответственно к выполнению поставленных задач.

Второй этап.

Он заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определённым каждым учеником, и учётом времени, отведённого на работу. Это период индивидуального поиска, сбора и систематизации материала, который будет включен в соответствующие блоки.

Третий этап.

На этом заключительном этапе учащиеся осуществляют анализ собственной деятельности, осуществляя самооценку своего портфолио. Результатом может быть итоговая таблица, рецензия, мини-сочинение – рассуждение… Важно, чтобы учащийся осознал свои достижения и проблемы, определил, с чем связаны трудности, и учёл свой опыт в дальнейшей работе. Показателем прогресса в этой деятельности является то, что постепенно, от портфолио к портфолио самоанализ собственной деятельности становится всё более глубоким и осмысленным.

Механизм оценки портфолио.

Он реализован следующим образом:

оцениваются только отдельные части портфолио (учебно- исследовательская деятельность, мир интересов, отзывы.) Исходя из опыта, считаем, что рейтинг ПОРТФОЛИО учащихся должен быть обязательно.

МЫ проводим Презентацию наиболее интересных Портфолио среди учащихся

9-ых классов в конце апреля. Отбор проводит ЭС / экспертный совет по портфолио, куда входят педагоги и ученики школы/.

ИТАК, в 8 классе готовим учащихся к выбору курсов по выбору,
в 9 классе – к выбору профиля учёбы в 10 классе.

А это значит к выбору УЧЕБНОГО ПЛАНА.

Мы разработали

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРТФОЛИО ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР

МОУ – СОШ № 13

/ Базутина Н. А. /

10. 01. 07 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О “ ПОРТФОЛИО ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ”

УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

МОУ СОШ № 13.

Общие положения.

1. 1. Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. / Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. № 1756-р /, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и Положения о “Портфеле личных достижений” учащегося основной школы г. Клин и Клинского района от 10 ноября 2004 года.

1. 2. “Портфель личных достижений” (далее портфолио) – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности : учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. за определённый период.

1. 3. Основная задача портфолио – предоставить возможность учащимся проявить свои способности, отразить и зафиксировать успехи и личные достижения.

1. 4. Цель портфолио – индивидуальная подборка учебных достижений конкретного ученика, осознание им своих целей и возможностей, обоснование учащимся выбора дальнейшего направления и формы обучения.

1. 5. Портфолио, наряду с аттестатом об основном общем образовании, может учитываться при комплектовании профильных классов на средней ступени обучения.

1. 6. Технология работы с портфолио – от этапа к этапу самоанализ собственной деятельности учащегося становится всё более глубоким и осмысленным.

1. 7. Механизмы оценки портфолио – оцениваются только отдельные части портфолио.

2. Сроки накопления и функции портфолио.

2. 1. Срок накопления индивидуальных образовательных достижений для учащихся должен составлять два года (8 и 9 классы) в основной школе и два года (10 и 11 классы) в средней школе.

2. 2. Функции портфолио на данном этапе разнообразные, но главными являются содержательная и развивающая. Они обеспечивают непрерывность процесса обучения от года к году, раскрывая весь спектр выполняемых учеником работ,

2. 3. По решению педагогического совета школы сбор портфолио может быть начат классным руководителем раньше указанного срока и продолжен после окончания выпускником школы / 1 год /.

3. Схема формирования портфолио.

3. 1. Титульный лист, где указываются все сведения об учащемся (Ф. И. О. , адрес, телефоны, место учёбы, период, за который представлены документы, материалы и другая информация).

3. 2. Автобиография.

Инструкция для учащихся.

Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространённые предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии.

План написания автобиографии.

Фамилия, имя ---------------------------------------------------------------------------

Родился (лась) (день, месяц, год, место рождения) -----------------------------

Образование (класс) ---------------------------------------------------------------------

Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье….).

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.