Общество и общественные отношения

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • создание мотивационной установки на овладение предметом,
  • раскрытие особенностей курса, проблемный характер изложения вопросов темы.

Основные понятия: общество, биосоциальный, сферы общественной жизни.

Подготовка к уроку: на доске записана тема, план урока, цитата В.А. Сухомлинского “Ты рожден человеком. Но Человеком надо стать”

Ход урока

Вводная беседа. Пишу на доске слова ЧЕЛОВЕК ОБЩЕСТВО. Прошу ребят соединить эти понятия знаком препинания, свой ответ обосновать.

Вопросы:

- Какова структура курса?

- Разве вы не изучали эти большие и очень-очень важные вопросы?

- На каких уроках, по каким предметам?

- Зачем еще один предмет “Человек и общество”?

Тут меня не столько ученические ответы занимают (любые соображения окажутся кстати), сколько возможность отвечать на вопрос, ЧТО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ.

1. Что будем изучать?

Обращаю внимание ребят, что знания, приобретенные в течение 11 лет, помогут нам “Построить дворец” - лучший вариант, “приличный домик” - худший.

Мы будем обобщать знания и продвигаться далее по пути познания окружающего мира со всей доступной нам сложностью.

Мы будем выходить в плоскость наук, о которых в школе лишь мимоходом упоминалось – философия, психология, политология, экономика, эстетика.

Знакомлю учеников с программой курса.

2. Как будем изучать?

Перечисляю типы уроков: комбинированные, лекции, круглые столы, конференции, защита работ, урок-наоборот, семинар.

3. Для чего изучать? Обращаюсь к цитате на доске.

Почему повторяющееся слово “Человек” - с заглавной и строчной буквы? Предлагаю подумать и ответить на следующем уроке.

Вместо комментария читаю миниатюру В.А. Сухомлинского “Обыкновенный человек”.

Вводная часть завершена..

Перехожу к лекции

Выясняем значение понятия “биосоциальный”, приходим к выводу: биосоциальный – это человек в природе и человек в обществе.

Обращаю внимание на то, что эти два начала будем развертывать в течение всего учебного года.

Как понимать понятие природа? Выясняем в беседе, приходим к выводу (единство органического и неорганического мира).

Уточняю, что понятие “общество” многозначно. На уроках истории мы многократно оперируем им. Предлагаю ученикам привести различные словосочетания с термином “общество”.

(первобытное общество, высшее общество, дворянское общество, английское общество, спортивное общество, общество защиты природы, общество кролиководов).

Обобщив ответы, делаю вывод: все эти определения раскрывают узкие, частные смыслы понятия “общество”.

Предлагаю прочитать в учебнике “Человек и общество” более общее определение данного понятия, в котором фиксируются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связи между людьми, которые и образуют “ткань” общественных отношений.

(Оба эти аспекта в дальнейшем конкретизирую и углубляю).

4. Раскрывая взаимосвязь общества и природы, отмечаю, что понятие “природа” так же может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В первом случае оно синоним всей действительности, мира в целом. В этом смысле человек и общество – часть природы.

В другом случае понятие “природа” употребляется в более узком смысле как природно-географическая среда, внешняя по отношению к человеку. Имея в виду это значение понятия, мы говорим о специфике общественной формы существования человека, подчеркивая, что социальная жизнь людей не сводится к биологической жизни, она качественно иная.

Показывая “особость”, специфику общества природы, важно выявить и конкретизировать их неразрывную взаимосвязь. С этой целью я предлагаю ученикам самим привести факты, отражающие как благотворное, так и отрицательное воздействие человека и общества на природу

Обсуждаем со старшеклассниками и идеи, выдвинутые немецким философом XIX века. Л.Фейербахом, который утверждал: “Потому что мы живем , действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своем шаге. Оторвать человека от природы равносильно тому, как если бы захотеть от делить глаз от света, легкие от воздуха…”

В ходе обсуждения подвожу учеников к выводу, что если иметь в виду понятие “природа” в широком смысле, немецкий мыслитель прав. Если же подразумевается природная среда существования человека, то многие действия человека определяются социальными факторами.

5. Анализируя структуру общества, выделяю четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Обращаю внимание на то, что вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным в теории общественной мысли. Разнообразие существующих точек зрения представляю в виде несложных графических моделей, сопровождая каждый вариант краткими комментариями.

Экономика

Сторонники приоритета экономических отношений исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде и т.д. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудования, здания, инструменты и т.п.) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества: науки, политики, медицины, образования и т.п.).

 

Среди аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы выдвигается идея о первичности сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют практическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании людей. Так, идеи французских просветителей подготовили Великую французскую революцию.

Экономика Политика
Социальная сфера Духовная жизнь

Приверженцы этой схемы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. В период революций, гражданских войн решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике.

Духовная жизнь

Политика

Социальные отношения

Экономика

Сторонники этой позиции считают, что те отношения, которые складываются в сфере экономики, обусловливают появление в обществе классов, социальных групп, а это ведет к формированию политических интересов и образованию партий, других политических групп. Политическая ситуация отражается на духовной жизни общества.

Обсуждаем каждый из представленных аргументов.

Вопросы:

- Можно ли изучать жизнь общества, отвлекаясь от различия во взглядах, интересах, намерениях людей? Обосновать свою позицию.

- Считаете ли вы наличие различных школ, течений общественной мысли, неодинаково трактующих одни и те же явления, слабостью обществознания? Или, напротив, в этом его преимущества?

Для закрепления и проверки знаний использую специальные задания тестового характера.

1. Определите, какое из утверждений верно, какое ошибочно:

  • общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам;
  • общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей;
  • общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом;
  • чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений;

2. Опираясь на знания из истории, подумайте, что из вышеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества

  • внешние факторы, воздействие природной среды;
  • противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;
  • стремление людей к новому, более совершенному;
  • все вышеперечисленное.