"Вышивка шелковой лентой". Рукоделие. Для учащихся 9-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Концепции профильного обучения и направлена на профильную ориентацию учащихся 9-х классов. Он позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, развивает познавательный интерес, побуждает их к самостоятельному творчеству. Программа рассчитана на 28 часов и содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.

Цель данной программы– сформировать у учащихся знания и умения по вышивке шелковой лентой, которые пригодятся им в будущей жизни.

В процессе преподавания данного курса должны быть решены следующие задачи:

  1. формирование знаний, умений и навыков при вышивке лентой;
  2. развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи, желание фантазировать;
  3. обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  4. воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, ответственности.

Овладение учащимися содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.

Кроме объяснительно-иллюстративного метода обучения в программе данного курса широко используется эвристический и исследовательский метод.

Форма организации познавательной деятельности – фронтальная и индивидуальная.

Основная часть учебного времени (не менее 80%) отводится на практическую деятельность. В процессе практической работы школьники изготавливают изделия общественно полезной направленности: панно, наволочку. При изготовлении изделий особое внимание обращается на подбор тканей по фактуре, по цвету, на сочетание цвета ткани и ленты, на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.

При выполнении практических работ школьники должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.

Итоговым занятием является проведение выставки в кабинете труда.

Изготовление своими руками красивых вещей вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Тематический план

№ п/п Темы Кол-во часов
1 Введение 2
2 Основы композиции. Цветоведение 2
3 Техника вышивки шелковой лентой 8
4 Вышивка и оформление панно 6
5 Вышивка и пошив наволочки 6
6 Подведение итогов 2
7 Экскурсия на городскую выставку декоративно-прикладного творчества 2
Итого   28

Программа

Введение – 2 часа.

Цели и задачи программы. Общие сведения о вышивке. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вышивки шелковой лентой.

 Основы композиции. Цветоведение – 2 часа.

Понятия “эскиз”, “рисунок”, “композиция”, “орнамент”. Законы построения композиции. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Форма и пропорции. Профессия “художник-модельер”, “вышивальщица”.

 Техника вышивки шелковой лентой – 8 часов.

Как вставить и закрепить ленту в игле, завязать узелок на конце ленты, закончить работу. Технология выполнения стежков “за иглу”, кружевной, “ленивая Дейзи”, “каскад”, “цепочка”, колониальный узел, “коралл”, ползучий, французский узел, стежок-листик, стебельчатый, ленточный, бегущий, кручёный прямой. Технология выполнения полураспустившейся розы, розы-паутинки, розы на стебле, ромашки, хризантемы. Работа с информацией, образцами, инструкционными картами.

 Вышивка и оформление панно – 6 часов.

Выбор рисунка, формы, ткани для панно. Вышивка панно, влажно-тепловая обработка, оформление панно. Работа с информацией, образцами.

 Вышивка и пошив наволочки – 6 часов.

Выбор ткани, формы, рисунка для наволочки. Вышивка наволочки. Работа на швейной машинке. Пошив наволочки. Работа с информацией, образцами.

 Подведение итогов – 2 часа.

Подведение итогов, вручение медалей. Оформление выставки в кабинете труда.

Экскурсия на городскую выставку декоративно-прикладного творчества – 2часа.

Общие сведения об экспонатах городской выставки. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся. 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. правила санитарии и личной гигиены, безопасные приёмы работы;
  2. инструменты, приспособления, материалы для вышивки лентой панно и наволочки;
  3. правила подготовки швейной машинки к работе, регулировки натяжения нити;
  4. способы перевода рисунка на ткань;
  5. роль цвета, сочетания цветов;
  6. правила ухода за изделием, вышитым лентой.

 Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться инструментами и приспособлениями ;
  • шить на швейной машинке;
  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглу, ленту, закреплять ленту в игле;
  • качественно выполнять вышивку шёлковой лентой;
  • использовать цветовое оформление изделий;
  • оформлять работу и выставку.

Учебно-методическое обеспечение программы:

 средства наглядности, фотографии, инструкционные карты.

Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам качества:

  • Степень самостоятельности учащегося при выполнении практической работы;
  • Характер деятельности (репродуктивная, творческая);
  • Качество выполняемых работ.

 При оценке выполнения практических работ учитель может руководствоваться трехбалльной накопительной системой:

"5" - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, качественно, творчески.

“4” - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;

“3” - работа выполнена в заданное время, отдельные операции выполнены с отклонением от образца, изделие оформлено небрежно.

На последнем занятии суммируются все полученные баллы.

Ученикам, набравшим наибольшее количество баллов, присваивается звания “Мастер золотые руки I степени”, “Мастер золотые руки II степени”, “Мастер золотые руки III степени” с вручением медалей. Лучшие работы принимают участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества.

Творческие работы детей (Приложение)

Литература для учителя:

  • Уильямс М. Шёлковая лента/Пер. с англ.– М.: Эксмо-Пресс, 2000.– 209с.: ил.
  • Чудесные мгновения: Вышивка лентой. – 2004. - №9.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998
  • Вышивка лентами/Пер.с англ.-М: Издательский дом В 95 "Ниола 21-й век", 2006.-132с

Литература для учащихся:

  1. Уильямс М. Шёлковая лента/Пер. с англ.– М.: Эксмо-Пресс, 2000.– 209с.: ил.
  2. Чудесные мгновения: Вышивка лентой. – 2004. - №9.
  3. Вышивка лентами/Пер.с англ.-М: Издательский дом В 95 "Ниола 21-й век", 2006.-132с