Урок-тренинг "Квадратные уравнения"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Отработать умения и навыки решения квадратных уравнений с использованием формул корней.
  • Образовательные: закрепление и обобщение знаний учащихся, полученные при изучении темы;
  • отработка способов решения квадратных уравнений, выработка умения выбрать нужный, рациональный способ решения.
  • Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать.
  • Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры. развивать: интерес предмету

Оборудование к уроку:

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя объявление темы и задач урока, ознакомление с планом урока.

Учитель: Тема нашего урока « Урок обобщения и систематизации знаний по теме: Решение квадратных уравнений»

На этом уроке повторим и закрепим знание и умение решения квадратных уравнений различными способами. Каждый из вас должен уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала. Вам дан ключ к решению квадратных уравнений, и если вы научились им пользоваться, вы сможете решить любое квадратное уравнение. А сегодня вы покажете, насколько готовы пользоваться этим ключом.

  1. Устная работа.
  1. Закончите предложение…
  • Квадратным уравнением называется уравнение вида…
  • Квадратное уравнение называется приведенным, если…
  1. Назовите формулу дискриминанта.
  2. Сколько корней могут иметь квадратные уравнения
  3. Отчего зависит количество корней квадратного уравнения
  4. Какой вид примет уравнение п.1, если

в=0, с=0;
в=0, с 0;
в0, с=0.

  • Как называют такие уравнения?
  1. Чем отличаются эти уравнения от уравнения п. 1 а) б)?

ax2 +c=0;
ax2+x=0;
ax2=0

  1. Можно ли назвать уравнения п.8 квадратными?
  2. Назовите формулы решения полных квадратных уравнений. Целесообразно ли по этим формулам решать неполные квадратные уравнения?
  3. Назовите формулу корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Учитель: Сформулируйте теорему Виета.

Ответ: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведения корней равно свободному члену.

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые написаны в 1202 году. Вывод формулы решения квадратного уравнения встречается у французского математика Ф. Виета. Франсуа Виет родился в провинции Франции в 1540 году. Виет имел возможность получить хорошее образование и относился к обучению очень серьезно. Став юристом, он продолжал заниматься математикой, астрономией и космологией. В 1591 году Виет ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней формулами. Среди открытий сам Виет особенно высоко ценил установление зависимости между корнями и коэффициентами уравнений.

По праву достойна в стихах быть воспета.
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого,
Умножишь ты корни – и дробь уж готова.
В числителе С, в знаменателе А.
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда?
В числителе В, в знаменателе А.

Учитель: А все могло быть по-другому. Это замечательная теорема могла быть открыта совсем другим талантливым человеком. А знаете почему?

Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись (шифр), которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря этому шифру воинствующая и сильная в то время Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта переписка оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру король обратился к Виету. Известно, что Виет, две недели подряд дни и ночи просидев за работой, все же нашел ключ к испанскому шифру. После этого неожиданно для испанцев Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы долго недоумевали. Наконец им стало известно, что шифр для французов уже не секрет и что виновник его расшифровки – Виет. Будучи уверенными, в невозможности разгадать способ тайнописи людьми, они обвинили Францию перед Папой Римским и инквизицией в кознях дьявола, а Виета обвинили, что он был в союзе с дьяволом и приговорили его к сожжению на костре. К счастью для науки, он не был выдан инквизиции.

  1. Устная работа.

Составьте квадратное уравнение по его корням x1= -6; x2= -10.

Составьте квадратное уравнение по его корням x1= -3 x2= -7

  1. Тестирование.

Учитель: Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно»

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Квадратные уравнения – одно из сокровищ математики. Способы решения квадратных уравнений являются тем инструментом, которым мы можем научиться, искусно владеть.

Учитель: А теперь предлагаю вам посоревноваться со временем, на время выполнить тест- контроль. На каждое уравнение отводится определенное время, с учетом, что решать вы его должны рационально. Если вы не знаете нужной формулы, или не увидели частного случая, то во время вы не уложитесь и компьютер предложит выполнить следующее уравнение. Предварительно Вы имеете право повторить теорию, выполненную в виде презентации учащимися 8 е класса.

Презентация «Квадратные Уравнения»

Запустить тестирующую программу

Приложение – подсказка.

Учащиеся выполняют тест, в зависимости от профиля класса( гуманитарный, физико-математический или химико-биологический ). Время на выполнение каждого задания определяется перед запуском программы учителем, и работает в автоматическом режиме. Если ребенок решает быстрее, у него есть возможность сэкономленное время использовать на обдумывание других вопросов. Программа предусматривает 20 различных вариантов, но дети имеют возможность два варианта получить домой в качестве тренажера.

Приложение