Декоративно-прикладное искусство. "Макраме"

Разделы: Технология


Изделие: Закладка, кулон «лотос» в технике «макраме».

Цели:

  • продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством – «макраме»,
  • закрепить приёмы плетения по схемам, образцу;
  • воспитывать: художественный вкус, трудовую культуру, усидчивость, терпение,
  • чувство взаимопомощи, ответственность за порученное дело, аккуратность;
  • развивать творческие способности, развитие воображения, пространственное
  • представление, развитие координации движений, мелкой моторики пальцев.

Наглядные материалы и оборудование:

  • образцы – «азбука макраме»
  • схемы
  • нитки разного происхождения
  • приспособления – «булавки», «подушечки»
  • методическая лит-ра «Послушные узелки», «Азбука макраме»
  • оформлена выставка – сувениры в технике «макраме».

Ход урока

I. Орг. момент - две команды: I - «Жозефина», II – «Кавандоли»

АУКЦИОН: знатоки «макраме».

1. Назвать - какие узлы изображены на образцах?

«Жозефина», репсовый, квадратный или ДПУ, «Кавандоли», капуцин, «фриволите», петельный и др.

2. Что такое «макраме»?

«Макраме» - это узелковое плетение, один из самых древних и удивительных видов рукоделия. История «макраме» уходит в глубину веков, человек, возможно, завязал первый узел тогда, когда ему потребовалось изготовить ловчую сеть, чтобы добыть себе пищу. В разные времена человечество относилось к узлам по-разному. С узлами в жизни людей было связано немало примет и суеверий. Изобретателями самых хитроумных и практичных узлов были моряки. В переводе с арабского означает – кружево, тесьма, бахрома, основой которого является – узелок.

КОНКУРС – пословица.

Составьте пословицу в которой встречаются слова:

  1. дело - безделье… (маленькое дело - лучше большого безделья)
  2. лает - кусает… (на смелого собака лает, а трусливого кусает)
  3. труд - лень… (труд человека кормит, а лень портит)
  4. свет - тьма (ученье свет, а не ученье тьма)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ:

  1. Человек славен трудом.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Терпенье и труд всё перетрут.
  4. Труд человека кормит, а лень портит.

КОНКУРС - разминка.

Задание 1. Опишите интерьер комнаты, используя изделия «макраме».

Интерьер – в переводе с французского – это внутренний мир помещения, расстановка мебели и декоративное убранство.

Задание 2. Опишите интерьер кухни, используя изделия «макраме».

КОНКУРС - угадай-ка.

Загадки - (отгадки - сувениры на выставке)

  1. Сначала ползёт, червяком живёт,
    Потом умирает, сучком засыхает,
    Потом оживает, как птичка летает. (Бабочка)
  2. Кто попробуй, угадай-ка, полетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком – и поделится медком. (Пчела)
  3. Скачет зверушка, не рот, а ловушка,
    Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
  4. Кто лежит у батареи в ожидании сладких снов.
    Лапки в белых тапках греет
    Под мурлыканье часов. (Кошка)
  5. Что за чудо? Вот так чудо:
    Сверху блюдо, снизу блюдо
    Ходит чудо по дороге,
    Голова торчит, да ноги. (Черепаха)
  6. Днём спит, ночью летает,
    И прохожих пугает. (Сова)

БРЕЙН - РИНГ. Породы собак.

На выставке представлены сувениры – «собачки» в технике «макраме».

Каждая ученица при выполнении сувенира старалась имитировать какую-то породу собак.

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА:

  1. Собаки этой – с о. Нью-Фаунленд. Они очень любят воду, охотно достают из водоёмов разные предметы. Легко приучаются спасать тонущих. (Водолаз).
  2. Собак этой древней пастушьей породы отличает бесстрашный недоверчивый к посторонним характер, выносливость, хорошее чутьё. Этих собак используют на военной службе. (Овчарка).
  3. Шотландская овчарка, умная, хорошо поддающаяся дрессировке. Привязана к своим хозяевам, любит детей. (Колли).
  4. Ездовая собака, крепкая, выносливая, неприхотливая, с густой шерстью, защищающей от холода и ветра. (Лайка).
  5. Одна из самых умных и послушных собак древнего происхождения. С ХХ в. стала комнатной «игрушкой». Шерсть её подстригается определённым
  6. образом – «под льва». (Пудель).
  7. Маленькая собака, много столетий жившая только в императорском дворце в Китае. Игривая с пышной шерстью и короткими ногами.(Пекинес).
  8. Это крупная, элегантная собака. Используется для охоты на волков и лисиц. Хороший бегун, может развивать скорость до 60 км в час. (Борзая).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Изготовление кулона «лотос» по схеме: беседа. Водное растение – лотос. Индийская легенда гласит, что сразу после рождения Будда самостоятельно сделал семь шагов. Там, где ступала ножка младенца, распускались цветки лотоса. Лотос служил не только предметом поклонения, но и пищей. Семена и богатые крахмалом корневища лотоса перемалывали в муку и пекли из неё лепёшки. В голодные годы спасал от смерти.

План работы:

  1. Закрепить на «подушке» две нити разного цвета в горизонтальном и вертикальном положении (получилось четыре конца).
  2. Первый конец (снизу) положить на второй (справа), оставив петлю, второй конец положить на первый и третий. Третий на второй и четвёртый, а четвёртый на третий и протащить в петлю от первого конца.
  3. Осторожно затяните узел, потянув все четыре конца в разные стороны.
  4. Продолжайте плести в том же порядке.
  5. Узел «лотос» можно плести и по часовой стрелке и против. При плетении в одном направлении получается круглый толстый шнур, а если менять направление после каждого круга, то получается четырёхгранный шнур.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОКАЗ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

На болоте две подружки.
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт привет!

Выполнить цепочку «зигзаг» (использовать как закладку, или кулон использовать на цепочке «зигзаг» как украшение, по желанию – без цепочки – просто брелок для ключей).

Цепочка «Зигзаг», или «Змейка»

Состоит из петельных узлов, где нити рабочая и узелковая постоянно меняют свои функции. Закрепите на основе нить 60 см, сложенную пополам. Правую нить возьмите в правую руку, она будет узелковой, а левую нить в левую руку – это рабочая нить, и выполните левый петельный узел. Подтяните узел на узелковой нити. Так продолжайте работать, не перекладывая нити из руки в руку, но чередуя правый узел с левым. У вас получится красивая, слегка плоская цепочка, узелки в ней расположены по сторонам.

Подведение итогов:

  1. С заданием все справились.
  2. Жюри подвели итоги: I место – команда «Жозефина»; II место – команда «Кавандоли»

По окончании работы организуется просмотр и обсуждение детских работ. При обсуждении желательно вызвать интерес продолжить работу в данной технике, используя выдумку и фантазию выполнить оригинальные изделия для школьной выставки или в подарок своим друзьям.

На вопрос чему научились - ответили стихами:

…Занимались чудо-мастерицы,
Из узелков готовы - панно, собака, птицы…
Руки умелы, пальчики – прытки,
В руках мастериц - ожили нитки.

Думал Коля в «макраме»
Не поймёт ни бэ, ни мэ…
А теперь искусен он,
В «макраме» он чемпион!

«Макраме» все увлеклись,
Добрым делом занялись:
Весь день вяжут узелки –
Квадратные, ажурные,
Морские и фигурные.

Приложение.