Факультативное занятие по русскому языку по теме: "Словесная живопись"

Разделы: Внеклассная работа


"Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление”.
В.Г.Белинский.

Цель занятия:

1 .Показать богатство и выразительность русского языка.
2.Изобразительные средства языка.
3.Анализ текста.

Оборудование урока:

1.Видеозапись “Времена года” Чайковский
2.Иллюстрации “Осенний пейзаж”
3.Демонстрационный материал. (Стили речи)
4.Тексты

Просмотр видеозаписи “Времена года” Чайковского. На фоне осенней природы читает
1 ученик:

Богат, красив и выразителен русский язык. Лексика русского языка удивительно многообразна. Она включает синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении. В произведениях русской литературы можно найти прилагательные-эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ.

2 ученик:

Кто из нас не знает удивительных по своей прозрачности и глубине строк А.С.Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

1 .Какие мысли передает в этом четверостишии поэт?

На первый взгляд самые обыкновенные... Каждый из нас писал об этом еще в первом классе, старательно выводя в тетради слова:

Пришла осень. Падают листья с деревьев. Осенью красиво. Я люблю осень.

В чем секрет пушкинского мастерства? Вернемся еще раз к волшебным строчкам, в которых поэт как бы рисует словами, вызывая в нашем воображении целые картины, целые гаммы чувств. Как точно подбирает слова, создающие настроение тихой грусти и вместе с тем восхищения перед торжественной красой осенней природы!

Не время, а пора ,т.е. (время года ), не грустная , а именно унылая ,т.е вызывающая в сердце гнетущее чувство утраты.

Не глаза ,красота, а очи, краса –высокие поэтические слова ,точно соответствующие торжественному настроению, не восхищение , а именное очарование - глубокое чувство, охватывающее человека при виде сказочной красоты осеннего леса. Как видите точности выразительности поэт достигает уже известными нам средствами-подбором наиболее удачных синонимов (время-пора)…Кроме этого использованы специальные изобразительные средства языка - эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают сделать речь еще более выразительной, живой, и образной. Эпитеты : прощальная (краса), пышное (увяданье) образно передают характер красы осенней природы, которая в пору увядания вспыхивает богатыми красками, словно прощаясь с нами до весны…Само слово увяданье- метафора, образно передающая картину, как умирают цветы. К метафоре относится и причастие одетые ( вместо обычного покрытые ), что образно подчеркивает яркое и богатое убранство осенних лесов. Образность –одн6о из важнейших требований стилистики.

3 ученик:

Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Речь в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт восторгался богатством, выразительностью, легкостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

4 ученик:

В стихах Пушкина все четыре времени года. Тут и зима с её бодрящим холодом и красотой рассыпчатого снега; тут и наступление весны с её ручьями и весенним теплом.

5 ученик:

Сравнение.

Чтобы яснее представить какой-нибудь предмет писатель сопоставляет его с другим, более наглядным. Часто сравнения используются как дополнительное средство создания определенного стиля речи.

Легенда о Данко. (Читает учитель легенду о Данко) Сравнивая горящее сердце Данко с солнцем, с факелом великой любви к людям, Максим Горький добивается высокого, торжественного звучания этого образа. Широко распространены и в стихах и в прозе поэтические сравнения неба с голубым океаном, облаков с лебедями или парусами, нивы(поля с хлебом)с волнующимся морем, девушки с березками, богатырь - с дубом, соколом.

6 ученик:

Прослушайте предложение и укажите сравнения, объясните их яркость, образность.

1.Соловьем залетным юность пролетела, волной в непогоду радость прошумела.
2.Река стояла неподвижным темным зеркалом.
3.Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.
4.По пруду лебедем красным плавает тихий закат.
5.Море бессонное, словно сердце.

На доске:

(подобрать свежие сравнения)

Солнце, звезды, луна, река, горы, дорога, молнии, небо на закате, поле, огни электросварки, красные знамена.

Солнце как жар-птица, звезды как девица- красавица, река как долина ( широка) , горы как исполины, дорога как молния, поле как море, огни электросварки как огни кораблей в космосе. Красные знамена - небо на закате, как красное одеяло.

7 ученик:

Как и сравнение, метафора основана на сопоставлении двух предметов, имеющих какую-то общую черту. Но метафора-это как бы внутреннее сравнение, она не называет предмета, который с чем-либо сравнивается.

Кипит работа, (идет живо, будто кипит)
Горят глаза(блестят, светятся, как огоньки)
Столб пыли (ср. пыль поднялась столбом),
Гром аплодисментов,
Град вопросов,
Сладкий сон,
Холодный взгляд,
Горячее время – время труда.

В художественных произведениях метафоры ,как и сравнения, употребляются для большей выразительности, образности речи, для подчеркивания настроения (светлого, мрачного) или чтобы придать речи ту или иную стилистическую окраску.

Укажите метафору.

Задание к классу:

Обратите внимание на выделенные слова и укажите метафоры в отличие от слов, употребленных в прямом значении.

1. Разгорелся у реки пионерский костёр.
Разгорелся день весёлый, море улицы шумят.

2. На клумбах в центре города цвели разноцветные астры.
Шагай вперёд, молодое племя, шути и пой, чтоб улыбки цвели.

3. По пустыне медленно шли караваны верблюдов.
Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды.

4. Зорче вглядывайся в даль, пограничник!
Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир.

5. У газетного киоска толпились люди.
В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч.

6. Саша был застенчивым, робким мальчиком.
Через минуту робкие луч солнца уже блестит в лужах дороги

7. В скале у ручья геологи обнаружили золотую жилу.
Наступила опять золотая пора, золотая пора пионерского лета.

1 ученик: (читает наизусть):

Текст.

И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, могучий, наш поющий язык. В нем вся она- наша Россия. В нем дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и чёткость, простота, и размах, и паренье, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

В нем гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клёкот и грай, и свист, г щебет птичий. В нем громы небесные, и рыки звериные; и ей зыбкие, и плески чуть слышные.

В нём - вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений...

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решении и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его-его язык.

Итоги занятия.