Тема урока: "Биологическое действие ионизирующих излучений"

Разделы: Физика, Биология


Тип урока: изучение нового материала с опережающим домашним заданием.

Темы докладов были даны за несколько недель до урока. Ребятам было предложено выбрать темы и подготовить доклады, доказывающие их точку зрения, а также подготовить доклад по своей теме, не данной учителем, но по этому вопросу, а также составить презентацию для защиты своей темы.

На уроке решаются задачи:

  • Образовательная: проследить историю открытия радиоактивности, ее физическую сущность. Сформировать у учащихся представления о биологическом действии радиоактивных излучений. Оценить положительные и отрицательные проявления этого открытия в современном обществе, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к изучению физики.
  • Воспитательная: сформировать мировоззренческие идеи, связанные с использованием радиоактивности, воспитывать умение выслушивать товарища, уважать чужую точку зрения, критически оценивать явления общественной жизни страны.
  • Развивающая: развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, Internet, отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, четко и быстро излагать свои мысли, а также развивать эмоции.

Методы:

  • информационный метод (сообщения учащихся)
  • исследовательский (эксперимент)
  • проблемный

Оборудование:, дозиметр, экран, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оформление доски: тема, план конференции, эпиграф.

Учитывая интеллектуальные возможности учащихся и содержание урока, была выбрана структура приобретение новых знаний путем подготовки сообщений учащимися. Исходя из этого, были использованы такие методы обучения, как проблемный, информационный и исследовательский.

Главный акцент был поставлен на проблеме: больше пользы или вреда принесло открытие радиоактивности. Каждый учащийся должен был на основе полученной информации решить и аргументировать свое отношение к проблеме.

В решении проблемы нужно было выделить главное, существенное.

Возрастные особенности учащихся позволяют организовать обучение в форме индивидуальной и самостоятельной работы.

Контроль знаний осуществляется в форме зачета, куда входят изучение дополнительной литературы, отбор и подготовка выступлений на семинаре, решение задач, работа с теоретическим материалом учебника, и оценивается в конце темы.

Ход урока

1. Организационный момент

*Сегодня мы проводим интегрированный урок физики-биологии-информатики. Тема урока “Биологическое действие ионизирующих излучений”.

2. Актуализация знаний

Для успешного усвоения нового материала давайте вспомним то, что мы уже знаем. Просмотр презентации. На последних уроках атомное ядро было объектом нашего изучения. Мы узнали, что вещества могут быть радиоактивными

Что такое радиоактивность? Каков состав возникающего излучения?

Каково строение атома? Из каких частиц состоит ядро? Как определить качественный состав ядра?

Что такое энергия связи? Удельная энергия связи? Проанализируйте график зависимости удельной энергии от массового числа. Почему в результате деления ядра выделяется энергия? Для всех ли атомов справедливо это утверждение? (иногда энергия выделяется при образовании новых ядер)

Прокомментируйте слайд. Как протекает цепная ядерная реакция? Где это можно использовать? (АЭС, атомная и водородная бомба)

Так где же можно использовать способности атомов помимо атомной энергетики и военных целей?

Попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (выявить области применения радиоактивных излучений). В итоге у вас должно сложиться мнение: больше пользы или вреда принесло открытие радиоактивности. Свои выводы подтвердите аргументами в виде сообщений и презентаций.

3. Изучение нового материала

Ребята, так совпало, что урок у нас проходит в двадцатую годовщину аварии на чернобыльской атомной станции, и мы не должны оставаться в стороне от этой проблемы. Она касается всех.

  • Вступление: уроки Чернобыля - 25-26 апреля 1986 года – 2006 года - 20 лет

Радиация бывает естественной и искусственной. О видах радиации и ее дозах расскажет…

  • Естественная и искусственная радиация. Дозиметры. Эксперимент по замерам радиации в классе, сравнительный анализ замеров за несколько лет, таблица допустимых норм уровня радиации

Мы видели что дозы радиации в нашем кабинете совершенно безопасны. Но всегда ли так бывает?

Влияние доз радиации

**Действительно, радиоактивные элементы не имеют ни цвета, ни запаха, они не распознаются анализаторами, но обладают гигантской разрушительной силой. Узнав, каковы летальные дозы для живых организмов, выясним какое влияние оказывают радиоактивные элементы на организм человека. Открыв радиоактивность, ученым было заманчиво узнать, какое воздействие оказывают радиоактивные элементы на живую клетку, органы, организм. Приступаем к защите работ.

  • Влияние излучений на процессы в живых клетках

Из клеток образуются ткани, из тканей органы, из органов системы. Когда радионуклиды попадают через воздух, воду, пищу, они начинают облучение организма изнутри и превращаются в радиотоксины.

  • Что такое критические органы?

Под действием радиации наибольшие изменения претерпевает наследственный аппарат.

  • Влияние излучения на наследственность

Искусственное получение мутаций повышает генетическое разнообразие вида и популяции и поставляет материал для селекционеров и генетиков.

  • Использование радиоактивных излучений в сельском хозяйстве, агротехнике и селекции

Использование радионуклидов очень велико. Помимо биологии они применяются и в промышленности, и в археологии, и в геологоразведке.

  • Определение возраста биологических останков и горных пород

Не менее обширны применения радиоактивных изотопов в промышленности.

  • Применение отражающей и поглощающей способностей радиации в промышленности

Мы с вами живем в нефтеносном районе. Об одном из способов нефтеразведки расскажет…

  • Нейтронный каротаж

Все эти достижения должны использоваться во имя человека и на благо человека.

  • Лучевая терапия и диагностика

Сейчас мы рассмотрим экологический аспект темы и подведем резюме, а вы затем скажете: чего же больше с вашей точки зрения принесло открытое Беккерелем в конце 19 века явление - вреда или пользы…

  • Плюсы и минусы радиации

Все вы сделали прекрасные презентации, перелопатив много литературы. А теперь хотелось бы услышать ваше собственное мнение. Ошибались и величайшие умы. Альберт Эйнштейн считал, что “нет ни малейших указаний на то, что из атомов когда-либо можно будет получать энергию”. Он ошибся. Нужно ли ядерную энергию запрещать, уничтожать? Стоит ли развивать атомную энергетику, если она так опасна? Приглашаем принять участие в дискуссии и гостей. (мнения “от себя”)

Подведение итогов: Вывод по проблеме в виде дискуссии учащихся и гостей на уроке

  1. У всех “на слуху” проблема переработки ядерных отходов. И TV, и в СМИ много говорят об этом. Переработка 1 тонны отработанного ядерного топлива стоит 1,5 млн. долларов, это равноценно продаже 83000 тонн нефти. Как вы относитесь к предложению энергетиков ввозить из разных стран радиоактивные отходы и перерабатывать их в России?
  2. Газеты часто сообщают, что клюква, которую бабушки продают у метро, бывает радиоактивной. Почему это опасно? Какой совет вы можете дать покупателям - где можно покупать ягоды?
  3. Правда ли что кагор и водка защищают от радиации?

И в заключение хочется сказать: “Изучай все не ради тщеславия, а ради практической пользы” эпиграф.

Сегодня на уроке мы убедились в справедливости этих слов. С расширением и углублением человеческих знаний появились разделы науки, которые изучают процессы и явления, относящиеся одновременно к разным областям знаний. Такие как биохимия, биофизика, биогеография и др. Научные данные приводят к таким неожиданным результатам, что они не укладываются в рамки какой-либо одной науки. Хотелось бы надеяться, что материал сегодняшнего урока заставит вас думать и критически оценивать общественные явления, происходящие в жизни страны и общества. А тема, которую мы сегодня затронули неисчерпаема.

Рефлексия: На уроке проработан огромный материал. Мнения учащихся о проделанной работе на уроке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. “Радиация. Дозы, эффекты, риск”. Перевод с английского Ю. Банникова
  2. “Атомная и ядерная физика”. Г. Пустовалов
  3. “Азбука ядерной физики”. О. Кабардин
  4. “Беседы о физике и технике”. Н. Глухов, Н. Самойленко, Н. Камышанченко
  5. “Охрана окружающей среды”. И. Ливчак, Ю. Воронов
  6. “Радиация - угроза и надежда”. Ю. Тельдеши, М. Кенда
  7. “Атом гигант”. К. Бем, Р. Дорге
  8. “Радиация и жизнь”, Холл
  9. “Планета и цивилизация в опасности”. Китанович
  10. Большая Детская Энциклопедия