Портфолио дошкольника как интерактивная форма работы с родителями

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Введние.

В нашем ДОУ № 193 «Земляничка» г. Тольятти в рамках комплексного сопровождения развития ребёнка используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и эффективной -  является портфолио дошкольника.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.

Начиная работу в системе комплексного сопровождения, мы пришли к тому, что воспитателям, специалистам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития.
Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.

Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Кроме этого, мы предложили примерную тематику того содержания, которое может быть помещено в разделах.

Структура портфолио

1. Раздел «Давайте познакомимся»

Фото. Фамилия, имя ребенка, № группы.

Рубрика: «Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда…»

2. Раздел «Я расту!»

Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):

«Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т.д.

3. Раздел «Портрет моего ребенка»

Сочинение родителей

4. Раздел «Я мечтаю…»

Высказывания самого ребенка:

  «Я мечтаю о …»,

«Я бы хотел быть…»,

«Я бы хотел быть…»,

«О чем я люблю думать…»

«Кем и каким я буду, когда вырасту…»  и т.д.

5. Раздел «Вот что я могу!»

Продукты творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки…)

6. Раздел «Мои достижения»

Грамоты, дипломы.

7. Раздел «Посоветуйте мне…»

Лист рекомендаций заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребёнком.

8. Раздел «Спрашивайте, родители!»

Вопросы родителей специалистам ДОУ.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Примеры.

Вот несколько примеров содержания шестого раздела «Мои достижения».

Стуликова Марина, 6 лет.

Конкурс детского рисунка «Дом, который построю Я»

Дипломом 3-й степени

награждается
Стуликова Марана
Практический журнал
«Частные владения»
Тольятти, 2004 год.

 

Маколов Андрей, 6 лет.

Грамота

Награждается
Маколов Андрей
за второе место в соревнованиях
открытого чемпионата г. Тольятти
по спортивной гимнастике
Мэрия г. Тольятти, 2004 год.

 

Епин Антон, 7 лет.

Диплом

Награждается
Епин Антон
За исполнительское мастерство
 в поэтическом конкурсе
«Волшебные звуки осени»
ДОУ № 193 «Земляничка»
г. Тольятти 2002 год.


При выпуске из детского сада портфолио вручается ребёнку на выпускном вечере.  Огромную помощь в оформлении портфолио оказали педагогам   мамы и папы. Они с любовью и душевным теплом писали о своём ребёнке в сочинениях, выражали свои надежды и чаяния. Делясь своими мыслями, родители, возможно, меняли свой взгляд на ребёнка, старались встать на его позиции, принять его точку зрения. Это  значит, они менялись сами, становились ближе и роднее своему сыну или дочке. А это как раз и было главной целью  нашей работы.

Приведём фрагмент сочинения родителей «Портрет моего ребёнка».

Тимофеева Эля, 4 года.

«Эля – очень сильная личность. Она – боец. Я это поняла ещё в первые месяцы её жизни, когда, несмотря на преждевременное рождение (на два месяца раньше) при тяжёлых обстоятельствах, она выжила и к году уже ничем не отличалась от своих сверстников. Я уверена, что это не только заслуга медицины и родителей, но в первую очередь, это заслуга самой Эли...
Сейчас Эле 4 года и она знает уже все буквы и спокойно считает до десяти. Я понимаю, что это не так много для её возраста, но это, прежде всего наша вина – родителей. Дочка с удовольствием учится всему новому, но часто нам не хватает времени или терпения. К тому же, я вижу, что она не готова начать самостоятельно читать, а давить на неё я не хочу.
Думаю, будет лишним говорить, как я сильно люблю свою девочку, но я хочу сказать, что моя цель – вырастить цельную личность, с внутренним стержнем, умеющую давать и брать любовь и теплоту человеческих отношений, человека, на которого можно будет положиться и которому можно довериться. Пока рано что-то говорить определённое, но задатки всего этого я уже у неё вижу».

Три раза в год воспитателями, медицинскими работниками, специалистами даются рекомендации по вопросам развития и воспитания ребёнка. В тактичной форме  высказываются пожелания по поводу здоровья, познавательного, физического, эстетического, нравственного развития ребёнка.  Благодаря портфолио, устанавливается более тёплая, тесная взаимосвязь, предмет общения между педагогами и родителями становится более конкретным. Родители, прочитав рекомендации, могут воспользоваться литературой и набором игр, предложенными в родительском уголке на каждой группе, а также задать вопросы любому из специалистов, работающему с данными детьми.

Очень важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку. Именно здесь воспитатель, психолог, специалисты имеют уникальную возможность давать необходимые рекомендации о развитии ребёнка, поддерживать и сопровождать его личностный рост, установить тесную связь с каждым родителем, сделать его партнёром в  процессе  воспитания и образования своего сына или дочери.