Математика в 1-м классе. Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине"

Разделы: Начальная школа


 

Тема:

Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Цели:

уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче»;
развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Работа над новой темой.

Слайд 1.

Сказка. «Чей путь короче?»

Слайд 2.

У. – Рассмотрите слайд. Сколько видите котов?
Д.- Я вижу трёх котов.
У.- Сколько видите домов?
Д.- Я вижу три дома.
У.- Сколько видите мышат?
Д.- Я вижу трёх мышат.
У.- Сколько видите цветов на поляне?
Д.- Я вижу много цветов на поляне.
У.- Сколько видите заборов?
Д.- Я вижу один забор.
У.- Сколько видите калиток?
Д.- Я вижу одну калитку.
У.- Чёрный мышонок живёт в самом маленьком домике. Сколько в нём этажей?
Д.- В самом маленьком домике 1 этаж.
У.- Это домик красного мышонка. Сколько в нём этажей?
Д.- В этом домике 2 этажа.
У.- Белый мышонок живёт в самом высоком домике. Сколько в нём этажей?
Д.- В самом высоком домике 3 этажа.
У.- Сравните количество этажей в самом высоком и самом низком домиках.
Д.- 3 этажа больше, чем 1 этаж.
У.- Сравните количество этажей в самом низком домике и в среднем домике.
Д.- 1 этаж меньше, чем 2 этажа.

Слайд 3.

У.- Рассмотрите слайд.
(Хоровое чтение У. и Д):

- Мышат увидели коты. Первый кот подумал: «У какого мышонка дорога до дома короче?»

У.- А вы как думаете?
Д.- (Высказывают предположения).

Слайд 4.

У.- Проверим!
Д. - Самый короткий путь до дома у чёрного мышонка.

Слайд 5.

У.- Рассмотрите слайд. Второй кот подумал: «У какого мышонка дорога до дома длиннее?»
>А вы как думаете?
Д.- (Высказывают предположения).

Слайд 6.

У.- Проверим!
Д. - Самый длинный путь до дома у красного мышонка.

Слайд 7.

У.- Рассмотрите слайд. Третий кот подумал: «Есть ли мышиные дороги одной длины?»
А вы как думаете?
Д.- (Высказывают предположения).

Слайд 8.

У.- Проверим!
Д.- Одной длины мышиных дорог нет.

Физпауза

- Как дела?
- Вот так! (Показывают большой палец.)
- Как стоишь?
- Вот так! (Стоять по стойке «смирно».)
- А идёшь?
- Вот так! (Промаршировать.)
- А бежишь?
- Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге.)
- Крепко спишь?
- Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову.)
- Как возьмёшь?
- Вот так!
- А как даёшь?
- Вот так!
- Как молчишь?
- Вот так! (Пальцем прикрыть рот.)
- А грозишь?
- Вот так! (Погрозить пальчиком.)

4. Практическая работа.

Тема: Способы сравнения длин предметов.

Цель: формирование компетенции оценки предметов на глаз;

формирование компетенции решения задач, связанных с бытовой жизненной ситуацией сравнения длин предметов разной длины.

Часть I.

У каждого ребёнка по две бумажные белые полоски разной длины.

У.- Выберите короткую полоску и раскрасьте её красным цветом. Длинную полоску раскрасьте, синим цветом.
(Ученики выполняют работу)

Предъявление работы.

У.- Как определили короткую полоску?
Д.- На глаз.
У.- Верно! Один из способов сравнения длин предметов – «на глаз».
У.- Посмотрите на доску. Здесь три верёвочки. Которая из верёвочек длиннее?
(Дети на глаз определяют, которая длиннее.)
У.- Как не ошибиться в ответе на данный вопрос?
Д.-Нужно приложить одну верёвочку концом к другой.
(Учитель прикладывает верёвочки и подтверждает ответы детей.)
У.- Верно! Это другой способ сравнения длин предметов- «совместить концы».
У.- Какой из этих способов сравнения длин предметов более точный?
Д.- Сравнение длин предметов способом «совместить концы» более точно.

Часть II.

У каждого ученика имеется на партах разные по длине и цвету бруски (красный, синий, зелёный, чёрный).

У.- Приложите один брусок к другому. Какой из брусков длиннее остальных?
Д.- Показывают.
У.- Какой из брусков короче остальных?
Д.- Показывают.
У.- Покажите бруски одинаковые по длине.
Д.- (Показывают)

5. Игра. В магазине.

«Покупатели» и «продавцы»- дети.
«Покупатель» подбирает в «магазине» линейку подходящую для его пенала. Способы подбора линейки: «на глаз» или «совместить концы».

6. Обобщение.

У.- Какие способы помогают сравнить длины предметов?
Д.- Способ сравнения длин предметов: «на глаз». Способ сравнения длин предметов: «совместить концы».

<Приложение 1>

Литература.

  1. Моро М.И. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2005 г.
  2. Стандарт начального общего образования по математике. Вестник образования России. 2004г.
  3. Фефилова Е.П., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике. Москва. «Вако» 2006 г.