Урок повторения и обобщения материала: "Прямоугольник и квадрат", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока :

  • Актуализировать понятия прямоугольника и квадрата, повторить формулы нахождения их периметра и площади.
  • Учить работать с текстом , развивать умение слушать и выделять главное.
  • Развивать интерес к математике и смекалку при решении сложных задач.
  • Развитие и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационных средств обучения(презентация, публикация).

Подготовка к уроку:

  • Создание информационного буклета “Родственники”(Pubicher).
  • Создание презентации (Power Point).
  • Приготовить на альбомных листах карточки вида:

img1.GIF (1094854 bytes)

img2.GIF (317822 bytes)

Ход урока:

1.Развитие вычислительных навыков в процессе устного счета:

В старину использовали всевозможные единицы измерения: сажень, локоть, берковец и т.д. Во Франции была разработана метрическая система измерений. За основную единицу измерения длин был принят 1 метр, массы – 1 кг и т.д. В таблице зашифрована фамилия человека, который ввел и распространил метрическую систему в России.

15*2+14 (Н) 8+8*10 (Л) 3+9*7 (Д) 9+39:3 (Е) 17*3-18 (М)
36:4+2( Е )

51+12*4 (Е)

11*9-44 ( В) 17+4*5 (Е ) 
33 37 44 66 11 88 22 99 55
                 

 ( Дмитрий Иванович Менделеев )

2.Актуализация знаний .

Чтение сказки “ Родственники” ( буклеты с текстом раздаются каждому заранее)

См.Приложение 1

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:

-Посмотрите , какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются, и углы один на другой точь-в-точь совпадут. Коли я перегнусь по средней горизонтальной линии, опять мои углы и противоположные стороны сравняются.

Красивее меня нет фигуры на свете!

- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.

- А зовут меня просто ….. (Дети называют название фигуры).

Ходил квадрат по свету … И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходиться. И решил квадрат поискать родственников.

-Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.

Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то родное, знакомое увидел он в этой фигуре.

Спросил он тогда:

- Как зовут тебя, приятель?

-Называют меня ….(Дети должны определить: о какой фигуре идет речь).

-А мы не родственники ли с тобой? – продолжал спрашивать Квадрат.

-Я бы тоже рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственники, у нас тогда имеется общее название, - ответил Прямоугольник.

(Найдите четыре признака сходства квадрата и прямоугольника. Скажите , какое общее название имеют эти фигуры.)

-Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга . Стали вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться и вместе по белому свету шагать.

Вот мы и узнали тему нашего урока.(Записать тему)

В сказке сказано, что эти фигуры часто встречаются в жизни, Что же вокруг нас имеет форму квадрата или прямоугольника ?

Итак . мы вспомнили все, что знали о этих фигурах. Давайте, разложим эти знания по полочкам, а также вспомним формулы для вычислений периметра и площади этих замечательных фигур. В этом нам поможет компьютерная презентация.

3. Работа по презентации.

Приложение 2

4.Закрепление.Самостоятельная работа.

Все, о чем мы с вами говорили на этом уроке, вам уже знакомо. Мы восстановили эти знания, упорядочили их и немного добавили нового. А теперь наша задача – научиться применять их на практике.

Перед вами план прямоугольного участка.(карточки на 4 варианта раздаются заранее)

Задача :

  1. Найти периметр этого участка.
  2. Найти его площадь .

(В процессе работы учитель персонально контролирует каждого, помогая слабым ученикам. оценивая справившихся с работой.)

5. Подведение итогов самостоятельной работы.

На экран выводится решение каждого из 4 вариантов (основные этапы решения).

См. Приложение 3

Один из представителей каждого варианта может защитить (объяснить) этапы решения своей задачи.

6. Итог урока .

В конце урока обсудить с детьми: что помогло им в работе, что они узнали нового?

Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

Pазработать макет своей презентации на данную тему .